Мы прошли по рекам и каналам, которые когда‑то составляли часть Великого волжского пути, и пути соединявшего Балтику с Беломорьем. Повествования о том какие открытия и трудности ожидают яхтсмена на пути Великий Новгород - река Волхов - Новоладожский канал - Новосвирский канал - река Свирь - Онежское озеро - Кижи - Беломоро-Балтийский канал -Белое море - Соловки -Чупа.
Великий Новгород - Петрозаводск
Представьте: вы оставляете позади шумные магистрали и городские пейзажи, поднимаете парус — и перед вами раскрывается водная артерия, по которой веками шли торговые караваны и первооткрыватели. Речь — о путешествии на маленькой шведской яхте от Великого Новгорода к студеному Белому морю: маршруте, где история переплетается с природной мощью Русского Севера. Это был не просто переход из точки А в точку Б. Это как путь сквозь эпохи: от древнерусских торговых центров к суровым берегам, где поморы веками осваивали морские промыслы. Мы прошли по рекам и каналам, которые когда‑то составляли часть Великого волжского пути, и пути соединявшего Балтику с Беломорьем.
Начало и подготовка "Желтой утки" к походу в колыбели русской демократии
Один мой друг, профессор и философ решил осуществить свою мечту- пройти по внутренним водным путям нашей необъятной Родины на своей небольшой яхте. Яхта проекта Solwigg 26 была построена в Швеции в далеком 1980-м году и представляет из себя небольшое, но очень мореходное парусно-моторное судно или мотосейлер, как называют их скандинавы. Для того что бы поход не стал "ералашным рейсом" он пригласил меня и еще несколько помощников сменяющих друг друга в ходе не самого простого перехода и боевого пса - волосатую таксу с философским именем Гумбольд. Оригинальное название яхты "Yellow Duck" мы сменили на русский перевод - "Желтая утка", ну не будем же в шлюзе обращаться к оператору с провокационно звучащем на русском радиопозывном, тем более что операторы шлюзов обычно женщины. А еще образ желтой утки как то связан со стремлением к свободам и борьбе с коррупцией. Так в наше путешествие встроился легкий политический окрас, который мы всячески старались не демонстрировать и старательно открещивались. Яхта была приобретена в Великом Новгороде с его древней историей, ставшем отправной точкой путешествия в стиле фильма "Трое в лодке, не считая собаки".
Великий Новгород произвел на нас впечатление своими храмами, крепостью и музеями, бросалось в глаза малое число праздно гуляющих по городу людей, видимо связанное с совсем не туристическим временем года. Порадовали новгородские цены в магазинах и кафе.
Начало мая ознаменовалось относительно хорошей погодой по сравнению с заснеженным севером Карелии. Покрутив то что должно крутиться и завинтив все что надо завинтить, заправили яхту топливом и продуктами. В качестве вечернего напитка был приобретен ящик белорусского кальвадоса (никогда бы не подумал, что Белоруссия может быть родиной этого напитка) вполне сносного качества, как впрочем и дизельное топливо с местной заправки по вполне гуманной цене. Наши сборы в поход проходили в затоне технического флота, где яхту и спустили на воду после зимней стоянки. Очень символичная реклама психо-неврологического диспансера навязчиво завлекала посетителей. С психикой у нашего экипажа все было в порядке, тесты Люшера были пройдены и стрессоустойчивость проверена.
3-го мая провели ходовые испытания яхты, еще раз проверив все механизмы и гальюн. Полноценный гальюн на яхте такого размера не должен был подвести путешественников, но как обычно бывает - подвел и потребовал замены некоторых деталей, что довольно распространенное явление. Наш гальюн был испорчен маленькой 3-х миллиметровой улиткой застрявшей в клапане системы прокачки и повредившей манжету. После победы над гальюном можно было начинать поход по седому Волхову, тем более что шлюз Волховской ГЭС готов был принять нас 5 го мая, а до него еще день пути. Порадовал встреченный в порту концептуальный автомобиль с необычным новгородским тюнингом странного назначения, Лада хотела стать Феррари?
По реке Волхов
Вот он первый выход на просторы Волхова, проход под мостом и вниз по течению великой реки по которой бродили шайки варягов под предводительством легендарного Рюрика. Новгород - давай до свидания!
Пройдя Волхов мост и переговорив по рации с диспетчером заходим в шлюз Волховской ГЭС, шлюз хоть и ремонтировался, нас опустили как на лифте, быстро выпустив в реку тысячи кубометров воды.
Старая и Новая Ладога
После Волховской ГЭС с сильным течением промчались мимо первой столицы древней Руси - Старой Ладоги и курганов пращуров. Уровень воды был очень высок, причалить не было никакой возможности.
Еще немного и мы в Новой Ладоге, мы единственные на этой стоянке с созвучным названием "Ладога", переночевали, сходили в душ, расслабились, владельцы рыбацких катеров еще не поставили на воду свои игрушки. Достаточно приличный и удобный пирс, недорогое проживание в гостинице которая тут же. Договаривались по телефону, радиостанцией на речных частотах администратор не пользуется.
База "Ладога" произвела хорошее впечатление ценой соответствующей ненавязчивому и не очень широкому сервису. Было чисто, сухо с возможностью смыть морской дух и постирать амуницию. Инструкция к холодильнику не смутила, а порадовала.
Сгоняли на такси в город договорились на местном судоремонтном заводе поставить мачту. У этого небольшого СРЗ тусуется целая флотилия рыбопромысловых ботов и шняк промышляющих ладожскую корюшку. Тут же добыли ведро свежих корюх и устроили фишинг-пир.
Ново-Свирский канал
В Ладоге по прогнозу обещался шторм и мы решили не испытывать судьбу и идти к Свирице по Ново-Свирскому каналу являющимся продолжением Ново-Ладожского. В канале плескалась мутная водичка, мы преодолели лаву - такой понтончик типа наплавного моста для автомобилей открывающийся вбок по команде серьезного матроса. У лав есть расписание открытия и можно либо подождать, либо договориться, что бы открыли. Обычно идут навстречу и открывают.
Погуляли по берегу в селе Загубье и окунулись в мир разрухи и заброшенности этого некогда большого и оживленного поселения. Впервые Загубье упоминается в документах 1834 года. На карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта того времени обозначены Погост Загубской и смежные с ним сёла: Большое Загубье (99 крестьянских дворов) и Малое Загубье (24 двора).
После последней лавы нас ждала неожиданность. Мы попались в сеть. Скорость упала, двигатель начал греться, а за кормой появилась вереница поплавков рыболовной сети прочно намотавшейся на винт. Попытки снять ее самостоятельно никчему не привели. Неужели поход закончится в самом начале? Сеть отмотать невозможно.
Пыхтя перегруженным дизелем доковыляли до Свирицы, вызвали манипулятор, подняли корму яхты и ужаснулись размеру сетки. В такую сеть ловят тунца в океане, что хитрые вепсы ловили в мелком канале так и осталось загадкой. Кстати с манипулятором помогла местная рыбинспекция, посетовав на браконьеров злодеев. Та же рыбинспекция помогла с лодкой и общими усилиями сеть была срезана, а винт яхты очищен. Стоянка у рыбинспекции и место обитания путейского буксира единственное место в Свирице где можно зашвартоваться. Цивилизация и инфраструктура водного туризма остались в Новой Ладоге. А ночью неожиданно пришла зима со снегом и холодом. На "Желтой утке" установлен обогреватель Вебасто, им и спасались под кальвадос с икрой.
Река Свирь
Вышли в Свирь. Опять проблема. После движения с сетью за кормой двигатель перегревается, перебираем систему охлаждения, сервисов яхтенных округе нет от слова совсем, справляемся своими силами. Меняем крыльчатку циркуляционного насоса. Стоянок яхтенных то же нет, болтаемся на якоре.
Дошли до Лодейного поля. Нет ничего да же отдаленно напоминающего причал для маломерных судов. Все для развития яхтенного туризма делается с размахом. Пришвартовались к причалу для пассажирских теплоходов. Тут же прибежал суровый мужик- матрос спасатель и выгнал. Типа нииизяяя... Начальство не велит. Сводили пса Губольда по собачьим делам, съели шаверму и дальше против течения Свири в родную Карелию. Шаверма то же не очень. С берега подозрительно наблюдают вепсы.
Прошлюзовались и встали на стоянку в местечке Мандроги, единственный причал между шлюзами Лодейного поля и Подпорожья. Можно привязаться, снять домик за очень зверские цены. Стоимость домика и причала соизмеримы. Не покидает чувство и ощущение, что "выносят на деньги". Музей "Русской водки" с соответствующим антуражем и реквизитами. Все как то не естественно, не хватает только цыган с медведем и балалайкой.
Идем дальше, снова шлюзование, теперь в Подпорожье. Еще ночь и день и мы в Вознесенье на базе Якорная, тут есть и стоянка и домик с баней и стиральной машинкой. Цены кусаются. Территория украшена фигурами героев советских мультиков. Отдыхаем и выходим в Онежское озеро, через некоторое время возвращаемся - штормит встречным северным ветром.
Онежское озеро
За день шторм прекратился но катила зыбь с севера и одного члена экипажа укачало.
Вот и Петрозаводск - столица Карелии. Когда-то старик Державин губернаторствовал здесь. Императрица в своем выборе оказалась права. Державин взялся за дело обстоятельно, и первым делом купил для административных помещений мебель – наместничество было настолько бедным, что даже не имело столов и стульев.
Встаем на стоянку в яхтенный порт Пески у Андрея Клементьева, хорошая стоянка, электричество, магазин с яхтенными запчастями и экипировкой. Наверное самая комфортная и удачная стоянка на всем пути Новгород - Петрозаводск. Здесь оставляем яхту на 10 дней, Беломоро-Балтийский канал еще закрыт, на Выгозере лед. На Белом море в Чупе то же лед.
Первый этап путешествия завершен.
Уехали в Чупу, в Чупинском морском клубе готовим другие яхты к навигации. Шлифовка, покраска, спуск на воду, тысяча мелких дел, пока профессор катается на "Желтой утке" с рыбалкой на Онежском озере.
А были ли у Вас сходные ситуации?
Если Вам было интересно с нами подписывайтесь на канал и читайте вторую часть Петрозаводск - Повенец