Это был тот редкий случай, когда весь зал, встав, долго, восторженно и самозабвенно аплодировал не столько мастерству молодых актеров (хотя ребята пели и танцевали очень талантливо), не уникальным режиссерским находкам (а был ли режиссер?), не драматургии (этого не было вовсе), а теме спектакля. Тема «проекта» (как сейчас называют всё подряд) «Бессмертный знаменосец: музыка единства и побед» выражается одним словом – патриотизм. Или двумя – любовь к Родине.
Впрочем, все по порядку и от себя. Мэрия Казани нашему волонтерскому пункту подарила билеты на этот спектакль. Пошли те, кто отработал в первую смену – пенсионерки, моя мама и я, отлынивающая от смены второй. В вестибюле ДК, заметив большое количество волонтеров из других городских организаций, студентов военных вузов и пенсионеров, поняла, что не мы одни проникли на «проект» по приглашению вышестоящих органов.
Я к просмотру подготовилась, заранее из интернета узнала, что автор стихов к театральному действию – знаменитый русский писатель и поэт Александр Проханов. А автор музыки – «композитор, автор более восьмиста музыкальных произведений, в том числе рок-опер, философ, доктор экономических наук, профессор по специализации "технологии управления промышленностью", действительный член 12 российских и зарубежных академий наук, «Наставник Великого шёлкового пути» Китайского народного университета, член диссертационных советов МГУ и проч, а также «Рыцарь огненной эпохи», как назвала его газета «Завтра», Александр Агеев, присутствовавший в зале.
«Проект «Бессмертный знаменосец», который мне лично очень хотелось бы назвать все-таки спектаклем, или уж на худой конец концертом, начался с минуты молчания и зал сплотился. Настроился на торжественную гордость и сопереживание.
Эти чувства всю дорогу поддерживал гениально подобранный видеоряд из хроники времен Великой Отечественной, советских фильмов, из хроник Афганской войны, перестроечной жути (после героических кадров Афгана танки, идущие по Москве, молодое поколение, похоже, не могло оценить как негативное явление и тут я подумала, что преступления Горбачева и Ельцина молодежь изучает по спорным произведениям Шаргунова, что не есть хорошо). Была и донбасская военкоровская видеочасть, которая предсказуемо сменилась кадрами золотых куполов… Да, главным героем театрального действия было видео. Монтажер склеил самое эффектное, тут не поспоришь. На экране сменялись времена и лица бойцов, а на сцене пели певцы и танцевали танцоры.
Делали они это на стихи Проханова, у которого главный герой, как известно, пафос. Высокопарные слова на протяжении полутора часов держали аудиторию в возбуждении, что в общем-то логично. Актеры из Театра концептуальной музыки, который привез в Казань этот проект, выложились по полной, однозначно. Пели великолепно. И хореография была классная. Свет, костюмы, голоса, пластика, были моменты, когда и я в паузах между выступлениями аплодировала от души, а мама моя утирала слезы. Когда появился черный платок над белым платьем невесты. Временами я думала, что отдельные песни из этого проекта могли бы стать хитами, иметь призы какого-нибудь «Золотого граммофона» или песни года. Или гимнами патриотических организаций, например.
Аплодировала вместе с залом искренне, потому что поддерживала в первую очередь не сам проект а то, что молодые московские актеры из неизвестного мне Театра концептуальной музыки взялись сделать спектакль-манифест о русском герое. Аплодировала, потому что подняли эту тему и несут ее, как знамя. Аплодировала, чтобы почувствовать себя частью волонтерского зрительного зала. Аплодировала, чтобы выразить благодарность многочиному композитору и проч. Агееву, создавшему лобовой, смелый, решительный, как последний бой, проект. И отсутствующему Александру Проханову аплодировала за услышанные в песнях очень удачные строчки, с духом времени и современности.
И стоящая рядом со мной в проходе аплодирующая дама воскликнула: «Жаль, что этот спектакль не показывают школьникам! Надо его показывать в обязательном порядке! Надо включить в образовательную программу!» Я с ней согласилась, но не покидало меня чувство какой-то надуманности во всем этом действе. Болталось в голове слово «коньюктура», которое осмелюсь написать и здесь. Может, я не права?
Придя домой, в интернете стала читать отзывы о проекте: «Бессмертный знаменосец» шагает по стране!» «Фонд содействия развитию духовно-нравственных ценностей «Память побед» и Театр концептуальной музыки покажут жителям городов России новую постановку, посвященную военной истории нашей страны». «Проект «Бессмертный знаменосец» вошел в число победителей первого грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив 2025 года» «Суммарная аудитория проекта превышает 12 тысяч зрителей». «Новый проект Театра концептуальной музыки представляет собой спектакль-концерт, дополненный музыкальными, литературными и хореографическими композициями, которые объединяет идея почитания в России воинов-защитников Отечества, преемственности ратного подвига».
О том, что в спектакле есть главный герой-разведчик, я узнала лишь придя домой - из аннотации к нему в Интернете. Как и о том, что этому герою «предстоит понять, какая глубинная тайна сокрыта в событиях Холодной войны, в происходившем в Афганистане и на Северном Кавказе, на фронтах Великой Отечественной войны и в ходе Специальной военной операции». Хотя я смотрела «проект» внимательно и прислушивалась к каждому спетому слову. Просто оперные певцы иногда поют так, что не разберешь всех слов. Да и музыка часто звучала громче их. Не все зрители могли расслышать весь текст.
И главное. Идя домой и размышляя о проекте, я поняла, что он мне не дал никаких поводов для размышлений. Пафосно. Красиво. Зрелищно. Но о чем после него думать? О том, что мы победили тогда и победим сейчас? О том, что наши герои – святы? И это известно. Что сейчас бойцы продолжают дело отцов и дедов, везде уже написано. Волонтерам об этом напоминать не надо.
И вот тут всплывает главное белое пятно, главный отсутствующий во многих патриотических проектах пазл. Драматургия! Ее нет в «Бессмертном знаменосце». Она отвратительна и во многих современных российских фильмах, сериалах. Актеры – золото, компьютерная графика – супер, музыка, сценография – лучшие. А драматургии нет. Что хотели сказать создатели проекта зрителю, чем удивить, какие открытия сделать? Нет ответа, потому что эти проекты сделаны в рамках какого-то там фонда, гранта и проч. По заказу, говоря советским стилем. Или на волне. Ведь никто не спорит, что есть огромный запрос на патриотическое искусство! Запрос выполняется в лоб – повторением старых, звучащих еще на советских митингах, фраз. Прекрасных и правильных, но это уже в некотором смысле отработанный материал. Отработанный пафос. А нового – нет, потому что нет драматургов.
Есть матера по видео, компьютерной графике, актеры есть и певцы, но нет осмысления. И в итоге получается дельный продукт-проект, но его не хочется пересматривать, как советскую классику, и вспомнить о нем особо нечего, и не задерживается он в сердце.
Сейчас у нас в стране очень много талантливых людей и денег, которые работают на искусство и культуру. Но я бы сказала, что они работают на внешнюю ее часть – на пафос и зрелищность. А с самым главным – внутренним состоянием – никто не работает. Да какие там высокие требования? Элементарных завязки, кульминации, развязки нет. Пена пенная и мыльные пузыри...
«Бессмертный знаменосец» собрал хорошие стихи, хорошую музыку, прекрасных актеров, но в этом ярком сияющем букете я не почувствовала целостности, потому что связующее звено потеряно. Содержания нет. А избыточный пафос рискует обернуться содержательным тупиком. Точно меня, зрителя, воткнули в блестящую стену без окон и дверей.
Но хоть так про любовь к Родине… После десятилетий извращений на сцене создавать патриотическое искусство мы, мне кажется, разучились и сейчас, пусть «Бессмертный знаменосец» станет одной из тех ступенек, по которому наше новое искусство карабкается к уже не просто зрелищным, но и смысловым, содержательным проектам.
Композитора А.Агеева (со всеми его регалиями) назову еще и новатором. Взялся за патриотическую тему. А получилось в целом, как хороший такой первый блин. Попытка нового искусства о любви к Родине.
Старт ему однозначно дан. И пусть «Бессмертный знаменосец» шагает по стране, как по непаханому полю. Это первые шаги. И зрители им аплодируют, понимая, что первопроходцы этого заслуживают.
П.С. На выходе из ДК рядом с афишей «Бессмертного знаменосца» я увидела афишу концертов Дианы Арбениной, которая выступает против СВО и признавалась к своей любви к захохлам. Концерт о любви к Родине идет рука об руку с концертом о любви к ее врагам. Только любовь к Родине у нас по приглашениям, бесплатно, а за любовь к хохлам мы отдаем от 5 тысяч рублей (столько стоит билет на Арбенину). Волонтеры на нее не пойдут, потому что деньги отдают в гуманитарку. Но Арбенина и без них зал соберет. Вот такая у нас страна. Разнообразная сцена. Будем считать, что развивающаяся.
Видео с проекта - следующим постом.
Это был тот редкий случай, когда весь зал, встав, долго, восторженно и самозабвенно аплодировал не столько мастерству молодых актеров (хотя ребята пели и танцевали очень талантливо), не уникальным режиссерским находкам (а был ли режиссер?), не драматургии (этого не было вовсе), а теме спектакля. Тема «проекта» (как сейчас называют всё подряд) «Бессмертный знаменосец: музыка единства и побед» выражается одним словом – патриотизм. Или двумя – любовь к Родине.
Впрочем, все по порядку и от себя. Мэрия Казани нашему волонтерскому пункту подарила билеты на этот спектакль. Пошли те, кто отработал в первую смену – пенсионерки, моя мама и я, отлынивающая от смены второй. В вестибюле ДК, заметив большое количество волонтеров из других городских организаций, студентов военных вузов и пенсионеров, поняла, что не мы одни проникли на «проект» по приглашению вышестоящих органов.
Я к просмотру подготовилась, заранее из интернета узнала, что автор стихов к театральному действию – знаменитый русский п