Найти в Дзене

«Мне 78, и я жалею, что терпел это годами»: 5 способов поставить на место тех, кто вас не уважает (без криков и ссор)

Мы сидели на веранде старого дачного домика. Дождь барабанил по крыше, а в кружках остывал крепкий чай с чабрецом. Виктору Ильичу семьдесят восемь. У него руки, привыкшие к тяжелому труду, и удивительно ясные, молодые глаза. — Знаешь, чего я больше всего стыжусь? — вдруг спросил он, глядя куда-то сквозь яблони в саду. — Не того, что мало заработал или мир не посмотрел. А того, сколько времени я потратил, пытаясь доказать людям, которые меня ни в грош не ставили, что я хороший. Он замолчал, подбирая слова. — В тридцать лет мне казалось: если на меня кричит начальник или язвит родственник, значит, я где-то виноват. Я оправдывался, лез из кожи вон, терпел. Я думал, что уважение можно заслужить, если стать удобным. Какая же это была глупость… Виктор Ильич усмехнулся, поглаживая край стола. Сегодня мы говорим о том, как справляться с неуважением. Не по книжкам психологов, а по опыту человека, который прожил долгую жизнь и понял одну простую истину: ваша душа — не проходной двор, и вытирать

Мы сидели на веранде старого дачного домика. Дождь барабанил по крыше, а в кружках остывал крепкий чай с чабрецом. Виктору Ильичу семьдесят восемь. У него руки, привыкшие к тяжелому труду, и удивительно ясные, молодые глаза.

— Знаешь, чего я больше всего стыжусь? — вдруг спросил он, глядя куда-то сквозь яблони в саду. — Не того, что мало заработал или мир не посмотрел. А того, сколько времени я потратил, пытаясь доказать людям, которые меня ни в грош не ставили, что я хороший.

Он замолчал, подбирая слова.

— В тридцать лет мне казалось: если на меня кричит начальник или язвит родственник, значит, я где-то виноват. Я оправдывался, лез из кожи вон, терпел. Я думал, что уважение можно заслужить, если стать удобным. Какая же это была глупость…

Виктор Ильич усмехнулся, поглаживая край стола. Сегодня мы говорим о том, как справляться с неуважением. Не по книжкам психологов, а по опыту человека, который прожил долгую жизнь и понял одну простую истину: ваша душа — не проходной двор, и вытирать об неё ноги нельзя никому.

Вот 5 правил, которые Виктор Ильич хотел бы знать, когда ему было тридцать.

1. Пауза — ваше самое сильное оружие

Когда нам хамят или обесценивают наш труд, первая реакция молодого человека — защищаться. Начинать тараторить, объяснять, зеркалить агрессию.

— Я раньше сразу в бой кидался, — говорит Виктор. — А сейчас понимаю: суета — признак слабости.

Самый мощный ответ на неуважение — это тишина. Долгая, тяжелая пауза. Вы просто смотрите человеку в глаза (или на переносицу) и молчите. В этот момент вы не принимаете его правила игры. Хам ждет реакции, чтобы подпитаться вашей энергией. А вы ему — тишину. Обычно через 5-10 секунд человек начинает теряться, суетиться и сам чувствует себя глупо.

2. Не принимайте «посылку»

Есть старая восточная притча, которую Виктор Ильич пересказал на свой лад:

— Представь, что тебе принесли посылку с грязью. Если ты ее не взял, у кого она осталась? Правильно, у почтальона.

С оскорблениями так же. Пока вы не приняли их на свой счет, не обиделись и не начали прокручивать эти слова в голове перед сном — эта грязь не ваша. Она принадлежит тому, кто её принес.

— В 35 лет, когда меня отчитывали ни за что, я уходил домой с больной головой и давлением, — вспоминает мой собеседник. — А надо было просто сказать себе: «Это не про меня. Это у него день плохой, жизнь не сложилась или ботинки жмут».

3. Перестаньте объясняться

Это, наверное, самое сложное для нашего человека. Нас с детства учили оправдываться перед учителями и родителями.

— Как только ты начинаешь объяснять, почему ты поступил так, а не иначе, перед тем, кто тебя не уважает, — ты проиграл, — твердо говорит Виктор Ильич. — Ты словно признаешь его право судить тебя.

Уважающий себя человек не отчитывается за свои чувства, выбор супруга или работу.

Вместо: «Ну понимаете, я не мог прийти, потому что...», лучше сказать коротко: «У меня не получилось». Точка. Без подробностей. Это ставит невидимую границу, которую другие чувствуют кожей.

4. Смотрите на них с сочувствием, а не со злостью

Это высший пилотаж, который приходит с возрастом.

— Счастливые люди не хамят в очередях и не унижают подчиненных, — рассуждает дедушка. — Если человек пытается вас уколоть, значит, у него внутри что-то очень сильно болит. Он несчастен.

Когда вы смотрите на агрессора не как на страшного врага, а как на больного человека, у которого «зуб ноет», ваш страх и обида исчезают. Остается только легкая брезгливость или жалость. А на больных, как известно, не обижаются. Это лишает обидчика власти над вами.

5. Правило «закрытой двери»

В молодости нам кажется, что нужно бороться за отношения до конца. Спасать, терпеть, надеяться, что человек изменится.

— Я тебе так скажу, сынок, — Виктор Ильич допивает чай. — Жизнь чертовски короткая штука. Она тает быстрее, чем сахар в кипятке. Тратить её на людей, которые заставляют тебя чувствовать себя ничтожеством — это преступление.

Если человека нельзя исправить (а взрослых людей исправить нельзя), от них нужно уходить. Увольняться от начальника-самодура. Прекращать общение с токсичной подругой. Дистанция — это лучший способ самоуважения. Иногда лучше быть одному, чем с кем попало — это не просто слова из песни, это правило выживания.

Мы замолчали. Дождь перестал, и в окно пахнуло мокрой травой.

— Жаль, что я понял это только к пенсии, — тихо добавил Виктор Ильич. — Но ты еще молодой. Запомни: никто не имеет права портить тебе жизнь. Даже если они говорят, что делают это ради твоего блага.

Берегите себя. И помните: уважение к другим начинается с уважения к тому, кого вы видите в зеркале.

❓ А как вы обычно реагируете на хамство или неуважение? Удается сохранять спокойствие или потом долго переживаете? Расскажите в комментариях, обсудим.