Найти в Дзене
Железный Аргумент

Скрестили «Ниву» с автобусом: история самого редкого и странного автомобиля ВАЗ, который сгнил заживо

Вот история об одном из самых странных, противоречивых, но по-своему гениальных автомобилей отечественного автопрома. Если вы хоть раз видели эту машину в потоке, вы точно оборачивались. То ли от удивления, то ли от жалости, то ли от немого вопроса: «Как это вообще ездит?». Речь пойдет о ВАЗ-2120, которую назвали красивым и многообещающим именем «Надежда». Ирония судьбы в том, что надежд этот автомобиль подавал массу, а вот оправдать их так и не смог. Давайте разбираться, почему первый в истории России минивэн, да еще и полноприводный, с треском провалился и тихо ушел в историю, оставив после себя лишь кучку ржавеющих кузовов и споры на форумах. На дворе стояли лихие и голодные 90-е. АвтоВАЗу нужно было выживать. Рынок менялся, людям хотелось чего-то нового, вместительного, семейного. Классические «Жигули» уже устарели морально, «Самары» были тесноваты, а «Нива»... «Нива» была королевой бездорожья, но возить на ней семью на дачу с рассадой и тёщей — то еще удовольствие. И тут конструк

Вот история об одном из самых странных, противоречивых, но по-своему гениальных автомобилей отечественного автопрома. Если вы хоть раз видели эту машину в потоке, вы точно оборачивались. То ли от удивления, то ли от жалости, то ли от немого вопроса: «Как это вообще ездит?».

Речь пойдет о ВАЗ-2120, которую назвали красивым и многообещающим именем «Надежда». Ирония судьбы в том, что надежд этот автомобиль подавал массу, а вот оправдать их так и не смог. Давайте разбираться, почему первый в истории России минивэн, да еще и полноприводный, с треском провалился и тихо ушел в историю, оставив после себя лишь кучку ржавеющих кузовов и споры на форумах.

На дворе стояли лихие и голодные 90-е. АвтоВАЗу нужно было выживать. Рынок менялся, людям хотелось чего-то нового, вместительного, семейного. Классические «Жигули» уже устарели морально, «Самары» были тесноваты, а «Нива»... «Нива» была королевой бездорожья, но возить на ней семью на дачу с рассадой и тёщей — то еще удовольствие.

И тут конструкторам пришла в голову, казалось бы, блестящая идея. У нас же есть длиннобазная «Нива» (ВАЗ-2131)! У нее отличная, неубиваемая платформа, полный привод, понижайка. А что, если на это шасси натянуть кузов минивэна?

Идея была здравой. Россия — страна с плохими дорогами и большими семьями. Машина, которая может пролезть через раскисшее поле и при этом увезти семерых человек, — это же мечта! Это должен был быть хит. «Надежду» представили в конце 90-х, и в 1998 году она пошла в мелкую серию.

Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. А в случае с «Надеждой» дьявол крылся еще и в бюджете, которого у завода толком не было.

Давайте будем честными: «Надежда» никогда не была красавицей. Первые версии с четырьмя круглыми фарами (от «шестерки», кстати) выглядели так, будто машина чему-то очень сильно удивилась или испугалась. В народе этот дизайн прозвали «грустный бегемот».

-2

Пропорции были странными. Короткий капот, огромный салон, кургузый зад. Казалось, что машину лепили из того, что было под рукой, не особо заботясь об эстетике. Позже, в начале нулевых, попытались сделать рестайлинг, поставив фары от «десятки». Стало чуть современнее, но гармонии это не добавило.

Однако внешность — это вкусовщина. В конце концов, «Гелендваген» тоже не эталон аэродинамики, но его любят. Проблема «Надежды» была не в том, как она выглядела, а в том, как она была сделана.

Главная беда ВАЗ-2120 заключалась в месте ее рождения. Эту модель собирали не на основном конвейере, а в ОПП — опытно-промышленном производстве. Чтобы вы понимали: это мелкосерийная сборка, где очень много ручного труда. И если для Rolls-Royce ручная сборка — это знак качества, то для Лады 90-х это означало, что двух одинаковых машин просто не существует.

Зазоры в палец толщиной? Легко. Пластик в салоне, который гремит громче двигателя? Пожалуйста. Двери, которые нужно закрывать с размаху, как в старом холодильнике ЗИЛ? Это база.

Но самым страшным врагом «Надежды» стала коррозия. Металл в ОПП красили не так технологично, как на главном конвейере. В итоге эти минивэны начинали гнить практически сразу после выезда из ворот завода. Найти сегодня «Надежду» с родными порогами и целой пятой дверью — задача из разряда фантастики.

-3

Под капотом стоял старый добрый мотор от «Нивы» — сначала 1.7, потом 1.8 литра. И если для короткой трехдверной «Нивы» 80 лошадиных сил было «ну, пойдет», то для тяжелого семиместного минивэна это было катастрофически мало.

Машина весила почти полторы тонны. Добавьте сюда пассажиров, груз, постоянный полный привод и аэродинамику кирпича. Динамика у «Надежды» была удручающей. Обгоны на трассе превращались в русскую рулетку: ты выжимаешь газ в пол, мотор ревет, бензин улетает в трубу, а скорость растет так медленно, что можно успеть выпить кофе.

К тому же, компоновка создавала проблемы с обслуживанием. Двигатель был смещен в салон, доступ к нему был затруднен. Механики в сервисах, видя заезжающую в бокс «Надежду», часто прятались или резко вспоминали, что у них обед.

Расход топлива тоже не радовал. В городе этот «бегемот» спокойно кушал 15-18 литров на сотню, а зимой и того больше.

Поскольку машина была выпущена тиражом всего около 8000 экземпляров за 8 лет (с 1998 по 2006), уникальные кузовные запчасти стали дефицитом еще при жизни модели.

Разбить фару или помять крыло на «Надежде» — это приговор. В магазинах запчастей на вас смотрели круглыми глазами. Владельцам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подбирая детали от других машин или заказывая их у частных мастеров за бешеные деньги. Ходовая часть подходила от «Нивы», тут проблем не было, но всё, что касалось кузова и салона, превращало эксплуатацию в постоянный поиск сокровищ.

К 2006 году стало окончательно ясно: проект провалился. Спрос был мизерным. Те, кому нужен был просто внедорожник, брали обычную «Ниву» или Chevrolet Niva, которая как раз набирала популярность. Те, кому нужен был минивэн, предпочитали подержанные иномарки. За те же деньги можно было взять старенький Volkswagen Transporter или японский микроавтобус, который не гнил, ехал комфортно и не требовал еженедельного ремонта.

«Надежда» оказалась слишком сырой, слишком дорогой в производстве для завода и слишком проблемной для потребителя. АвтоВАЗ решил не тратить ресурсы на модернизацию тупиковой ветви и закрыл проект, сосредоточившись на «Калине» и «Приоре».

Знаете, несмотря на все ужасы, которые я описал выше, мне немного жаль этот автомобиль. Задумка-то была великолепная! Полноприводный минивэн — это же идеальный формат для России.

Я как-то ездил на «Надежде» на рыбалку. И знаете что? Когда мы съехали с асфальта в грязь, где застрял бы любой современный кроссовер, этот неказистый автобус попер как танк. Мы сидели в тепле, в огромном салоне, и нам было плевать на колеи и лужи. В своей стихии — на бездорожье с компанией друзей — она была королевой.

Проблема «Надежды» не в концепции, а в исполнении. Если бы у завода были деньги на нормальный двигатель, качественную сборку и оцинкованный кузов, эта машина могла бы стать бестселлером. Она просто опередила свое время или, наоборот, родилась не в том месте.

Сегодня ВАЗ-2120 — это удел коллекционеров-энтузиастов или отчаянных джиперов, которые покупают их за копейки, лифтуют, ставят большие колеса и используют как машину выходного дня. Как семейный автомобиль она умерла, так и не родившись по-настоящему.

Она осталась в истории как эксперимент. Смелый, но неудачный. Как напоминание о том времени, когда наши инженеры не боялись пробовать что-то безумное, пусть даже получалось «как всегда».

А как вы считаете, нужен ли сейчас нашему рынку подобный автомобиль — простой, кондовый, полноприводный минивэн, но в современном исполнении? Или время таких машин безвозвратно ушло, и всем подавай кроссоверы с сенсорными экранами?

Не забудьте поставить лайк, если статья показалась вам интересной, и подписывайтесь на канал — впереди еще много историй о легендах и недоразумениях автопрома. Жду ваших мнений в комментариях!