Найти в Дзене

Тепляковы: новые преграды для «кузницы вундеркиндов»

Нынешний год в семье Тепляковых обещает быть таким же «занимательным», как и все предыдущие. Главный стратег образовательных рывков наверняка уже успел зарегистрировать своих наследников на очередную порцию государственных испытаний – дедлайн 1 февраля. 13-летняя Алиса, судя по всему, отправится на ЕГЭ уже в шестой (?) раз - видимо, в надежде, что количество попыток рано или поздно перерастет в какое-то новое качество баллов. Компанию ей составят Хеймдалль и Лейя. А вот перед Террой стоит вполне приземленная, но от этого не менее сложная задача: одолеть порог по русскому языку. Чтобы просто получить аттестат за 11 класс, 9-летней (на момент экзаменов) девочке нужно будет набрать 24 балла, а вот для заветного пропуска в вуз планка поднимается до 40. Не отстает и младшее звено: Айлунг, который в прошлом году разочаровал родителей, не сумев справиться с ОГЭ, пойдет на вторую попытку. В затылок ему уже дышит Фейлунг, отметивший в январе свое шестилетие и, вполне возможно, готовый стать но

Нынешний год в семье Тепляковых обещает быть таким же «занимательным», как и все предыдущие.

Главный стратег образовательных рывков наверняка уже успел зарегистрировать своих наследников на очередную порцию государственных испытаний – дедлайн 1 февраля.

13-летняя Алиса, судя по всему, отправится на ЕГЭ уже в шестой (?) раз - видимо, в надежде, что количество попыток рано или поздно перерастет в какое-то новое качество баллов. Компанию ей составят Хеймдалль и Лейя.

А вот перед Террой стоит вполне приземленная, но от этого не менее сложная задача: одолеть порог по русскому языку. Чтобы просто получить аттестат за 11 класс, 9-летней (на момент экзаменов) девочке нужно будет набрать 24 балла, а вот для заветного пропуска в вуз планка поднимается до 40.

Не отстает и младшее звено: Айлунг, который в прошлом году разочаровал родителей, не сумев справиться с ОГЭ, пойдет на вторую попытку. В затылок ему уже дышит Фейлунг, отметивший в январе свое шестилетие и, вполне возможно, готовый стать новым флагманом семейной гонки за рекордами.

Главное, чтобы потом папа снова не рассказывал байки, будто дети просто прогуливались мимо школы и решили чисто из любопытства заглянуть на огонек, чтобы между делом сдать экзамен.

Коллаж автора
Коллаж автора

А пока Евгений Валерьевич привычно мониторит новости, образовательная система подкинула «революционерам» сюрприз, который явно не входил в их планы по захвату академических вершин.

Министерство науки и высшего образования решило, что пора заканчивать с практикой, когда будущие инженеры сдают что угодно, кроме физики, а учителя истории - сплошное обществознание.

За 12 дней до конца приема заявок на ЕГЭ вузы опубликовали новые правила игры, затронувшие почти пять десятков направлений. Теперь лазеек стало значительно меньше. Список предметов для выбора сократился до минимума, превращая поступление в жесткое сито для действительно подготовленных.

Как отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, такая мера назрела давно, поскольку «люди, например, идут в педагогические вузы и выбирают естественно-научное направление, хотя сдавали ЕГЭ по гуманитарным направлениям; в итоге они плохо осваивают это направление, и в школы не идут работать ни учителя физики, ни учителя химии».

Теперь правила стали жестче: будущие педагоги обязаны сдавать именно тот предмет, который они планируют преподавать. Хочешь учить детей химии - сдавай химию, а не универсальное обществознание.

Аналогичная ситуация сложилась и в технической сфере.

Раньше многие абитуриенты - и, возможно, «ускоренные» дети здесь не исключение - выбирали предметы попроще, чтобы просто набрать массу баллов, а вузы часто закрывали на это глаза из-за недобора.

Ирина Абанкина подчеркивает, что «в технических вузах, когда был недобор даже на бюджетные места, нередко брали абитуриентов, сдававших информатику вместо физики», что в итоге приводило к печальным последствиям, когда «после первого-второго курсов отчисляли 30-40% студентов».

Чтобы предотвратить эту волну отчислений, физику сделали обязательной для 26 направлений, включая такие серьезные дисциплины, как «Ядерная физика» и «Энергетическое машиностроение».

Более того, список предметов по выбору для третьего испытания существенно сократили: если раньше на направление «Русский язык и литература» предлагали сразу десять предметов на выбор, то в 2026-м абитуриент обязан сдать конкретный набор - русский язык, литературу и историю.

Такая внезапность нововведений - буквально в последний момент перед дедлайном - вызвала волну тревоги и недовольства не только в семье Тепляковых.

Школьники, привыкшие готовиться по одной схеме ещё с десятого класса, оказались в ситуации, когда нужно всё переделывать на бегу.

Под публикациями об этих переменах ведутся жаркие дискуссии. Родители выпускников отмечают, что если даже отличники впадают в ступор от необходимости сдать другой предмет, то «это не звоночек, это набат», свидетельствующий о проблемах в самой школе.

Для стратегии семьи Тепляковых, где акцент смещен на скорость, а не на профильную глубину, эти новые «фильтры» могут стать серьезным препятствием. Ведь теперь вузам нужны не просто юные обладатели дипломов, а подготовленные и заинтересованные в специальности люди.

Время покажет, поможет ли «уникальный метод» справиться с обязательной физикой и историей так же лихо, как с прошлыми тестами, или революционерам от образования (всё же?!) придется пересмотреть свои взгляды на учебный процесс.