Найти в Дзене
Андрей Краевед

Когда кладоискателям на Руси жилось хорошо?

Вот мы всё рассказываем, как там сейчас в Британии можно свободно искать клады и зарабатывать на этом немалые деньги, или в Швеции, или даже в Эстонии, где кладоискатель при правильном поведении может получить не 100% от стоимости клада, а больше, потому что там считают, что человек, честно заявивший о найденном кладе, должен быть премирован на 20%, поскольку государство в итоге получает не только сам клад как материальную ценность, а ещё и ценную научную информацию. А что же у нас? Как человек, серьёзно погрузившийся в тему изучения европейского и прочего мирового законодательства в отношении кладоискателей, могу экспертно заявить, что у нас сейчас самые лучшие и самые свободные условия для кладоискателей, чем где бы то ни было. Об этом расскажу отдельно. А теперь предлагаю кратко рассказать историю взаимоотношений государства Российского к кладоискателям, и вы узнаете, когда именно и как была построена самая идеальная система тех самых взаимоотношений. Итак, если коротко, то практи


Вот мы всё рассказываем, как там сейчас в Британии можно свободно искать клады и зарабатывать на этом немалые деньги, или в Швеции, или даже в Эстонии, где кладоискатель при правильном поведении может получить не 100% от стоимости клада, а больше, потому что там считают, что человек, честно заявивший о найденном кладе, должен быть премирован на 20%, поскольку государство в итоге получает не только сам клад как материальную ценность, а ещё и ценную научную информацию.

А что же у нас? Как человек, серьёзно погрузившийся в тему изучения европейского и прочего мирового законодательства в отношении кладоискателей, могу экспертно заявить, что у нас сейчас самые лучшие и самые свободные условия для кладоискателей, чем где бы то ни было. Об этом расскажу отдельно.

А теперь предлагаю кратко рассказать историю взаимоотношений государства Российского к кладоискателям, и вы узнаете, когда именно и как была построена самая идеальная система тех самых взаимоотношений.

Итак, если коротко, то практически весь период истории России отношение к кладам и власти было однозначное. Клады — это собственность государя, о чем говорят немногочисленные, но интересные следственные дела со времён ещё Ивана Грозного. В принципе, так было практически всегда, да и сейчас согласно закону ст. 233 ГК РФ клад — это собственность владельца земли. И то, это если сам клад не признают археологическим комплексом. В этом случае кладоискателю уголовная статья и штраф до 250 тыс. Как мы понимаем, такое законодательство не сильно способствует желанию людей, нашедших клад или клады, хоть как-то об этом заявлять, ну хотя бы для научной фиксации.

Однако был очень интересный период в истории России, когда кладоискательство было разрешено, а все найденные ценности становились собственностью человека, нашедшего их.

Конец 19-го — начало 20-го века. Благодаря многочисленным сохранившимся архивам губернских учётных комиссий мы знаем, что в этот период, примерно тридцать лет, все найденные клады признавались собственностью нашедшего их гражданина при условии, что гражданин своевременно заявил о нахождении клада и предоставил данный клад на осмотр научным сотрудникам губернских учётных комиссий. Это было самое прогрессивное законодательство во всей Европе на тот момент, насчёт мировой практики не знаю, но во всей Европе на тот момент все клады и ценные предметы, найденные в земле или зданиях, являлись собственностью короны (государства), и присвоение этих ценностей каралось десятками лет каторги или тюрьмы.

В России же было признано, что клад — это типичная находка, и потому принадлежит клад тому, кто его нашел, независимо от того, частная это земля или государева.

И так, как же было всё устроено? Крестьянин, нашедший клад, должен был заявить об этом местному городовому (участковый по-нашему), затем отправиться в уездный или губернский город для предоставления найденного клада на осмотр членам губернской учётной комиссии. В комиссии тогда входили самые уважаемые историки, краеведы, археологи и прочие учёные естественных наук. Эксперты осматривали клад и делали заключение, имеет ли клад историческую ценность или нет.

Ну, например, в 1912 году в деревне Шемякино Касимовского уезда крестьянином Радионовым найден клад медных монет: в берестяном туесе лежало 480 пятаков чеканки Екатерины II, после осмотра клад возвращён находчику, берестяной туес (короб) попросили оставить в музее как предмет, имеющий краеведческую ценность.

Удивительно, не правда ли?
Итак, что по факту мы сейчас имеем с точки зрения научной информации по тому благословенному периоду кладоискательства в России. Рекомендую почитать очень интересную научную работу Корзухина Г. Ф. «Русские клады IX–XIII вв.». В данной книге подробно описаны 175 примеров обнаружения кладов в Российской империи за 30 лет работы губернских архивных комиссий. Русские клады домонгольского периода. Для поминания за последние тридцать лет нашей современной наукой описано всего не более десятка кладов того же периода, из них всего один — это клад, заявленный гражданином, а не найденный на официальных раскопках.
Вот теперь каждый может подумать о своём. Все мысли приветствуются в комментариях.

Ссылка на книгу Корзухиной Г.Ф. https://archaeolog.ru/el-bib/el-cat/el-books/el-books-1954/rus-klad-1954

-2
-3