Найти в Дзене

Слава, слепота и одиночество: как доживала свой век Людмила Шагалова

Талантливая артистка, отличная мама и верная жена — никто не мог упрекнуть Люду в том, что она чего-то не успела. Встречала Победу, работала на заводе, служила в театре и беззаветно любила: какой была жизнь Шагаловой и как она закончилась? Однажды в 1948, после премьеры «Молодой Гвардии» Герасимова, студентка ВГИКа Люда Шагалова проснулась знаменитостью. Второстепенная роль подпольщицы Валерии Борц стала для начинающей актрисы судьбоносной. Зрители искренне ненавидели фашистов, обличали предателей и переживали за юных героев, ещё вчера сидевших за школьной скамьёй. Пятерым артистам полагалась Сталинская премия, и Людмиле, которой на тот момент едва исполнилось 25, — тоже. В кадр Люда попала, будучи пионеркой: мэтр Яков Протазанов снял её в «Семиклассниках». «Сколько лет прошло, а Людмилой Александровной меня мало кто называет. Так до сих пор в Лялях и хожу», — смеялась уже взрослая Шагалова. Фильм показали в 1937 году, но после премьеры предложения сниматься, как ни странно, не посыпал
Оглавление

Талантливая артистка, отличная мама и верная жена — никто не мог упрекнуть Люду в том, что она чего-то не успела. Встречала Победу, работала на заводе, служила в театре и беззаветно любила: какой была жизнь Шагаловой и как она закончилась?

Однажды в 1948, после премьеры «Молодой Гвардии» Герасимова, студентка ВГИКа Люда Шагалова проснулась знаменитостью. Второстепенная роль подпольщицы Валерии Борц стала для начинающей актрисы судьбоносной. Зрители искренне ненавидели фашистов, обличали предателей и переживали за юных героев, ещё вчера сидевших за школьной скамьёй. Пятерым артистам полагалась Сталинская премия, и Людмиле, которой на тот момент едва исполнилось 25, — тоже.

Первые шаги

-2

В кадр Люда попала, будучи пионеркой: мэтр Яков Протазанов снял её в «Семиклассниках». «Сколько лет прошло, а Людмилой Александровной меня мало кто называет. Так до сих пор в Лялях и хожу», — смеялась уже взрослая Шагалова.

Фильм показали в 1937 году, но после премьеры предложения сниматься, как ни странно, не посыпались. Была лишь эпизодическая роль у Евгения Шнейдера — в дебютном фильме «Высокая награда». Когда началась война, стало не до сценариев. Шагалова оказалась в Челябинске — в заводском цеху.

Суровые условия Люду не пугали: сиротское детство без матери — под опекой бабушки — и вечно гонимый отец закалили характер.

-3

По возвращении из эвакуации Шагалову ждали иностранные языки, но плакат о наборе во ВГИК всколыхнул воспоминания о кино. Абитуриентов просматривали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Один монолог путаны из произведения Ги де Мопассана, и Людмила уже зачислена!

«На первом курсе нас было 56 человек. В течение года отсев был огромный, и к концу первого курса нас осталось восемь девочек», — писала в воспоминаниях Шагалова.

Мальчики тоже были — Сергей Бондарчук и Евгений Моргунов. Все вместе и снялись в «Молодой гвардии». А потом пришла известность.

«Папа оказался в местах не столь отдаленных. Несмотря на воинские заслуги, его арестовали и сослали в лагерь, на рудники. Он был уже пожилой человек, и поддержала его моя слава, мой успех в «Молодой гвардии». Жизнь невероятна! Я получаю Сталинскую премию, папа сидит в сталинском лагере, туда привозят фильм, и он видит меня на экране!» — делилась эмоциями артистка.

Вокруг кино

С момента зачисления во ВГИК жизнь Людмилы стала неотделима от киноискусства. Даже замуж молодая актриса выскочила за Славу Шумского с операторского, предпочтя фронтовика сыну генерала. Шагалова умела быть верной: почти полвека в одном Театре-студии киноактера и более 65 лет в единственном браке…

-4

С середины 50-х Шагалова с новыми силами штурмовала кино. «Верные друзья», «Дело № 306», «Не имей 100 рублей…», «713-й просит посадку» — не всегда персонажи были на первой полосе, но след в сердце зрителя неизменно оставляли.

В 1964 году свет увидели «Сказка о потерянном времени» и «Женитьба Бальзаминова», в которых 40-летняя артистка дважды превратилась в старушку.

«Знаете, что обидно? Многие фильмы, где я играла именно молодых героинь, либо оказались на полке, либо получили “минус Москва, минус Ленинград”», — жаловалась Шагалова.

«Женитьбу Бальзаминова» и поездку в Суздаль на съёмки Людмила вспоминала с благодарностью. Когда ещё сыграешь 75-летнюю? Опыт бесценен!

«Благодаря ей со временем я легко перешла на возрастные, характерные роли, в то время как многие мои коллеги так и не смогли преодолеть этот барьер», — откровенничала Шагалова.

Перевоплощений Людмила не боялась: иногда просили изменить внешность. Артистка воспринимала это как вызов и возможность освоить новое амплуа.

«В кино чаще всего мне приходилось либо маскироваться, как в “Женитьбе Бальзаминова”, либо играть каких-то полуотрицательных героинь, как, например, Нелька “Рок-н-ролл” в молдавской картине “Я вам пишу”. Если у моей героини такое прозвище, значит, могу быть на экране с белыми волосами», — поясняла Шагалова.

В боли и радости

-5

Людмила была популярна как актриса в конце 60-х, в 70-е и 80-е годы. «Не может быть!», «Усатый нянь», «Пеппи Длинныйчулок» — кто не видел этих кинолент? Артистку знал весь Союз!

Последними работами стали комедии конца 80-х: «Где находится нофелет?» и «Ссуда на брак». После чего Шагалова решила «завязать», считая, что всему есть предел.

«Я дала себе зарок: когда мне исполнится 70 лет, я красиво уйду, потому что уже сама себе не нравлюсь. Когда я вижу, как мои ровесницы делают пластические операции или прикрываются шляпками, становится очень грустно», — честно призналась актриса.

Супруг покинул площадку в 1986 году — сломал шейку бедра, на этом фоне заныли и старые фронтовые ранения. А ведь без него не состоялись бы «Три плюс два», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо»…

-6

Шагалова и Шумский доживали тихо. Заботились друг о друге, читали новости, выходили на прогулки. Единственное, чего хотелось Людмиле Александровне, — как можно дольше смотреть на мир ясным взглядом. И она решилась на лазерную коррекцию зрения.

В 2001 Шагалова полностью ослепла и оказалась в заточении в собственной квартире. За ней ухаживал супруг, помогал внук. Актриса просила читать ей вслух, каждый день говорила по телефону, слушала радиопередачи.

В 2011 году Вячеслава Шумского не стало. Безутешная вдова погрузилась в пучину отчаяния: жить стало незачем. Через год вслед за мужем ушла и сама Людмила.

Ляля и Слава, как обращались к ним друзья, воссоединились после смерти: они похоронены рядом на Перепечинском кладбище.