Найти в Дзене
Изикейс

Как я перестала быть «офисной мышкой» и обрела эпическую тошноту от самой себя

Глава 1: В которой пролог нашей героини был уныл, как ноябрьская лужа. Если бы жизнь мою писали честные летописцы, а не я сама после двух бокалов вина и просмотра вдохновляющих роликов на ютубе, то начиналось бы всё так: «Родилась, училась, не блистала. Работала младшим менеджером по продажам в фирме «Офисные сокровища», торгующей скрепками, дыроколами и тоской в пластиковом корпусе. Жила одна с котом Борисом, чья главная жизненная цель – вылизать себе ... Личная жизнь напоминала игру в шахматы, где все фигуры – пешки, да и те куда-то провалились под диван. Возраст – тот самый, когда подруги начинают рожать вторых детей, выходить замуж за йога-инструкторов или уезжать в Азию «искать себя», оставляя в инстаграме загадочные цитаты про дзен и фото боуллов с чиа. Лиза же искала обычно пульт от телевизора». Эпично? Нет. Героично? Тоже нет. Это было похоже на сценарий низкобюджетной мыльной оперы, которую отменили после первого сезона. А однажды, в особенно дождливый четверг, когда начальник

Глава 1: В которой пролог нашей героини был уныл, как ноябрьская лужа.

Если бы жизнь мою писали честные летописцы, а не я сама после двух бокалов вина и просмотра вдохновляющих роликов на ютубе, то начиналось бы всё так:

«Родилась, училась, не блистала. Работала младшим менеджером по продажам в фирме «Офисные сокровища», торгующей скрепками, дыроколами и тоской в пластиковом корпусе. Жила одна с котом Борисом, чья главная жизненная цель – вылизать себе ... Личная жизнь напоминала игру в шахматы, где все фигуры – пешки, да и те куда-то провалились под диван. Возраст – тот самый, когда подруги начинают рожать вторых детей, выходить замуж за йога-инструкторов или уезжать в Азию «искать себя», оставляя в инстаграме загадочные цитаты про дзен и фото боуллов с чиа. Лиза же искала обычно пульт от телевизора».

Эпично? Нет. Героично? Тоже нет. Это было похоже на сценарий низкобюджетной мыльной оперы, которую отменили после первого сезона. А однажды, в особенно дождливый четверг, когда начальник вручил мне папку с заданием «разобраться» (что в переводе с офисного означало «сделать всё самой, но заслуга будет моей»), а на соседнем столе Марина из бухгалтерии громко жаловалась, что её «опять не понимают», я ощутила это с физической силой. Ощущение, что я – не главный герой даже своей собственной жизни. Я – статист. Фон. Декорация в виде кактуса на подоконнике открытого пространства.

И вот, в этот момент экзистенциального провала, алгоритмы, которые следят за нами лучше любой мистической силы, подкинули мне спасительную ссылку. Вебинар: «Практика «Создание личной мифологии». Перепиши историю своей жизни в эпическом ключе! Обрети силу и смысл! Стоимость – всего 2990 рублей (первым десяти – подарок: аудиомедитация «Голос твоего внутреннего титана»)».

Я, обычно скептичная до цинизма, кликнула. Отчаянные времена требуют отчаянных кредитных карт. Вела вебинар женщина с идеальным хвостом и взглядом, одновременно пронзительным и отрешенным, как у орлицы, созерцающей горные вершины, но при этом следящей за курсом биткоина. Её звали Ариадна Путь-Себе-В-Радость (подозреваю, в паспорте всё же Елена). И она вещала прекрасное.

«Вы думаете, ваша жизнь – это череда случайностей? Ошибок? Неудач? Нет! Это – Путь Героя! Каждая проблема – это испытание, посланное вам Вселенной для закалки духа. Скучная работа? Это не рутина, это – битва с драконом Бессмысленности! Надоедливый сосед? Это – тролль, стерегущий порог вашего внутреннего замка! Предательство подруги? Ритуальное жертвоприношение старой версии себя перед переходом на новый уровень! Вы не Лиза, которая не может сдать отчёт вовремя. Вы – Избранная, проходящая инициацию в пещерах Дедлайна!»

Мой мозг, закормленный попкорном и отчетами по Excel, сначала взбунтовался: «Бред, сектантство, выкачивание денег!» Но что-то ёкнуло внутри. А что, если… просто попробовать? Не как фанатик, а как… эксперимент. Ироничная Лиза в углу души хихикала, но более уставшая и потерянная часть тихо сказала: «А чем черт не шутит?»

Глава 2: В которой героиня знакомится с архетипами, а её кот получает титул Хранителя Порога.

Я купила курс. Мне прислали методичку в пастельных тонах и доступ в закрытый чат «Мифотворцы Новой Эры». Первым делом нужно было провести «ревизию прошлого» и найти там не травмы (как на нудной терапии), а «ключевые точки инициации». С карандашом в руке я уселась переписывать свою историю.

Обычная версия: в школе я стеснялась выступать у доски, краснела и запиналась.
Мифологическая версия: «В юные лета, на Поле Публичных Ристалищ (актовый зал), юная Лиза впервые столкнулась с демоном Всеобщего Осмеяния. Заклятие Смущения сковало её уста. Но не сломило дух! Это была первая битва, закалившая её решимость однажды обрести Дар Красноречия».

Обычная версия: меня бросил парень в институте, я плакала неделю, ела мороженое и смотрела «Секс в большом городе».
Мифологическая версия: «Коварный искуситель Артём, слуга бога Поверхностных Чувств, попытался похитить Сердце Героини, дабы принести его в жертву своему истинному кумиру – Богине Тщеславия. Но, пройдя через Долину Слез и Пищевых Излишеств, Лиза не пала духом. Она изгнала предателя из своих пределов, сохранив Сердце для будущих, истинных союзов. Эта жертва сделала её свободной».

Даже кот Борис обрёл новый статус. Из ленивого увальня он превратился в «Бориса Пухоспаса, Хранителя Порога Домашнего Очага, Вечного Стража от нашествия мышей-невидимок (потому что видимых он тоже ловить не умел) и Духа Уюта, чьё мурлыкание исцеляет раны, нанесенные в битвах внешнего мира».

Это было… смешно. Но чертовски увлекательно. Я писала, и мне в самом деле становилось легче. Мои неудачи обретали смысл тренировок, мои страхи – черты драконов, которых предстоит победить. Я начала видеть в себе не неудачницу, а персонажа на сложном, но захватывающем квесте.

Глава 3: В которой Дракон Бессмысленности обретает лицо, а точнее – лицо начальника Сергея Петровича.

Следующий этап – «мифологизация настоящего». Нужно было дать имена своим врагам и союзникам, понять свою текущую миссию.

Мой офис превратился в «Заброшенный Храм Угасающих Цифр». Коллеги обрели новые личины:

  • Марина из бухгалтерии, вечно ноющая, стала «Сирена Уныния», чьи песни высасывали энергию из слабых духом.
  • Молодой амбициозный айтишник Коля – «Оборотень-Карьерист», меняющий личины перед начальством.
  • А начальник, Сергей Петрович, человек с лицом, вечно выражающим легкую досаду на всё сущее, был безоговорочно признан «Драконом Бессмысленности». Его огнедышащая пасть изрыгала не пламя, а бесконечные, противоречивые правки. Его сокровище – не золото, а чувство собственной значимости, которое он подпитывал, заставляя нас выполнять абсурдные задания. Моя ежедневная работа по продаже дыроколов стала «Квестом по усмирению драконьих прихотей и добыче священных артефактов – подписанных договоров».

Сначала это была внутренняя игра. Но сила мифа в том, что он жаждет воплотиться. Однажды, когда Сергей Петрович в очередной раз с порога засыпал меня укором («Лиза, отчет по вчерашним звонкам? Я его еще утром ждал!»), вместо привычного съёживания и бормотания «сейчас доделаю», я мысленно надела латы, взяла в руки копье и… глубоко вздохнула.

«Сергей Петрович, – сказала я удивительно спокойным, «эпическим» голосом, – путь к кристаллу отчёта (файлу) лежит через топи согласования данных (бухгалтерию) и пустыню глючащего сервера (наш старый комп). Я уже пересекла топи и приближаюсь к оазису сохранения. К полудню артефакт будет на вашем столе».

Он замер. Его лицо, обычно подернутое досадой, выразило полнейшее недоумение. Он что-то промычал и удалился в свою пещеру (кабинет). Я стояла, дрожа от адреналина. Я только что не извинялась! Я говорила на языке квеста! И, что удивительнее всего, он отстал.

Это была первая маленькая победа. Миф заработал.

Глава 4: В которой появляется Соблазнитель в образе VIP-клиента, и героиня узнаёт цену эпичности.

Моя новая легенда начала просачиваться и в личную жизнь. Свидания с парнями с тиндера превратились в «испытания на совместимость энергий». Поход в спортзал – в «тренировку тела-храма для будущих странствий». Я писала в дневник-хронику, придумывала себе девизы («Сквозь дедлайны – к звёздам!»), и поначалу это давало крылья. Я чувствовала себя сильнее, значительнее. Моя жизнь обрела сюжет!

Но у каждой истории есть обратная сторона. И проявилась она в лице Егора.

Егор был VIP-клиентом, за которым закрепили лично меня. Умный, красивый, с обаятельной улыбкой и привычкой говорить намёками, полными скрытых смыслов. В моей новой мифологии он мгновенно получил роль «Соблазнителя», «Тайного Покровителя» или даже «Союзника из Другого Королевства».

На одном из ужинов (деловых, разумеется) он, попивая вино, сказал: «Знаешь, Лиза, ты какая-то… не такая. В тебе есть стержень. Какая-то внутренняя история. Многих женщин видно насквозь, а ты – как закрытая книга в красивой обложке».

Мой внутренний мифотворец взвыл от восторга: «Слышишь?! Он чувствует твою эпическую природу! Он – Проводник на новый уровень! Возможно, это любовная линия сюжета!»

Мы стали видеться чаще. Не только по работе. Он говорил красивые вещи о судьбе, о предназначении, цитировал Кастанеду и Юнга (ой, как же это ложилось на подготовленную почву!). В моём мифе он становился центральным персонажем. Я уже видела, как мы вместе правим королевством, он – мудрый король, я – сильная королева-воительница.

А потом, в один прекрасный момент, после особенно «мистического» вечера, он попросил меня… слегка подправить финансовые отчёты по его проекту. «Это просто формальность, Лиза. Ты же понимаешь, как тут всё усложнено? Ты же не из тех, кто боится выйти за рамки глупых правил ради высшей цели? Мы же с тобой – не мелочные бюрократы. Мы – творцы».

И тут мой внутренний эпический саундтрек резко заскрипел и остановился. В голове вдруг возник не пафосный голос «Внутренней Богини», а трезвый, ироничный, знакомый до боли голос старой, доброй, неуверенной, но честной Лизы. Той, которая знала, что такое уголовный кодекс. Той, которая помнила, что «выход за рамки» в таких вопросах пахнет не свободой, тюрьмой.

Я посмотрела на Егора – на этого красивого, улыбающегося «Союзника». И внезапно увидела не магического покровителя, а просто хитрого манипулятора, который учуял во мне не «стержень», а потребность в сказке и умело на неё играл. Он был не Архетип, он был просто мудаком в дорогом пиджаке.

«Высшая цель, Егор, – сказала я, и голос мой звучал чуждо даже для меня, – это не попасть под статью за мошенничество. Я не творю мифы за решеткой. Извини».

Это был крах. Но не крах мифа. Это был крах наивного, розового его восприятия. Я осознала опасность: когда ты начинаешь видеть в людях не живых, сложных, порой неприятных личностей, а лишь архетипы, ты перестаешь видеть их. Ты становишься слепой. И очень уязвимой для тех, кто готов сыграть роль в твоём спектакле ради своей выгоды.

Глава 5: В которой героиня осознаёт, что даже эпическая тошнота – часть пути.

Я заперлась дома с Борисом Пухоспасом, отключила чат «Мифотворцев», где все делились фантазиями о своих «кармических контрактах» и «столкновениях с низковибрационными сущностями» (под которыми подразумевались обычно свекрови и коллеги). Мне было стыдно, горько и… тошнотворно от самой себя. От этой игры. Я пыталась сбежать от серости в гротеск, и гротеск чуть не привел меня к реальным проблемам.

Но через пару дней до меня начало доходить. Ариадна Путь-Себе-В-Радость, хоть и продавала всё это в упаковке из духовного попкорна, говорила одну правильную вещь: история, которую мы рассказываем себе о себе, определяет всё. Я просто заигралась. Я пыталась вычеркнуть старую Лизу – неуверенную, ироничную, иногда слабую – и заменить её бронзовой статуей Героини. Но статуи холодны и не умеют смеяться над собой.

Мне нужна была не замена. Мне нужна была… редактура. Не отрицание прошлого, а его переосмысление. Не побег от настоящего, а его героизация внутри, с полным осознанием абсурда.

Я снова открыла дневник. Но теперь писала не только эпические хроники. Я писала так:

«Сегодня Дракон Бессмысленности (Сергей Петрович) изрыгнул новый поток адского пламени в виде задачи организовать корпоратив на тему «Командный дух амазонок». Героиня, владеющая тайным знанием о местах, где делают съедобные канапе (просто гуглила), и искусством укрощения принтеров (умела пинать его в нужном месте), приняла вызов. Наградой станут не лавры, а премия, которую планируется потратить на новую броню для кровати (матрас) и зелье забвения на выходные (хорошее вино).

Встретила на пути Сирену Уныния (Марину). Её песни сегодня были о плохой погоде и дорогих помидорах. Героиня, помня о слабости к подобным напевам, вовремя надела волшебные наушники (обычные, беспроводные) и устояла. За что чувствует легкую вину и, возможно, завтра принесет ей малую жертву в виде шоколадки.

Кот-Хранитель Порога сегодня совершил великий подвиг – поймал солнечного зайчика и защитил покой героини от его назойливого мельтешения. Почтенен будь, Борис Пухоспас!

А ещё… сегодня героиня позволила себе не быть героиней. Просто посидела, посмотрела сериал, поскроллила ленту и не искала в этом «ритуального отдыха перед битвой». Иногда солдату нужно просто дезертировать на часок. И это нормально».

Это был новый уровень. Миф с подмигиванием. Эпос с иронией. Я не отрицала свою «обычную» жизнь – я наделяла её игровым, творческим смыслом, но при этом помнила, где заканчивается игра и начинается реальность с её законами, счетами и правовой ответственностью.

Глава 6: Эпилог, который на самом деле – пролог.

Прошло полгода. Я всё ещё работаю в «Офисных сокровищах». Но теперь это не «Заброшенный Храм», а «Поле для ежедневных микро-квестов». Я не изменила мир вокруг. Я изменила точку зрения на него.

Сергей Петрович как-то даже похвалил меня за организованный корпоратив (тема «Амазонки» провалилась, но шашлык был хорош). Я сказала: «Благодарю. Путь был тернист, но вид довольных лиц соратников – лучшая награда». Он опять покосился, но промолчал. Кажется, он уже привык.

Я записалась на настоящие курсы – не по мифотворчеству, а по копирайтингу. Мой новый миф говорит, что я «осваиваю магию Слова, дабы однажды создавать собственные миры, а не только продавать дыроколы». По сути, я просто учусь писать тексты. Но так веселее.

С Егором, конечно, всё кончено. Он оказался не Соблазнителем, а просто очередным испытанием на доверчивость. Ценный урок, вынесенный с поля битвы.

А самое главное – я помирила две свои части. Ту, ироничную, скептичную Лизу, и ту, что жаждет чуда, смысла и эпичности. Они теперь не воюют, а работают в тандеме. Одна придумывает сюжет, другая – вовремя вставляет шутку, чтобы не заносило.

Личная мифология – это не про то, чтобы врать себе. Это про то, чтобы стать автором, а не жертвой обстоятельств. Это про то, чтобы видеть в рутине – потенциал для сюжета, в проблемах – задачи для прокачки, а в себе – не статиста, а главного персонажа, который может быть смешным, неуклюжим, иногда проигрывать, но который всегда продолжает путь.

И знаете, что самое эпичное? Когда в пятницу вечером ты заказываешь пиццу, кот Хранитель Порога храпит на твоих коленях, а ты понимаешь, что даже в этой маленькой, тёплой, неидеальной сцене есть своя, тихая, абсолютно негероическая, но такая настоящая сила. И это – лучшая история из всех возможных. Пока что.

P.S. А методичку я, конечно, никому не отдала. Вдруг пригодится для написания ироничного романа. Или инструкции по выживанию в офисе. Что, в общем-то, часто одно и то же.