Найти в Дзене
Метафора спорта

Почему Валиева не вернулась в ТШТ?

Прежде чем читатель приступит к чтению , сразу оговорюсь, что публикуемые здесь письмена - черновик моих мыслей по заданной теме. Никакого редактирования текста, для более легкого прочтения читателем авторского хаоса буков, не будет. Ибо нет на это ни сил, ни времени, ни желания, есть лишь одна вселенская лень. Статья будет разбита на две части. Вторая часть будет опубликована в следующий день. Общая картина вновь складывается из пазлов. Мне так удобнее «рисовать», и, надеюсь, этот метод не вызовет отторжения у читателя. В данной статье я не задаюсь вопросами и не призываю к спору. Я лишь обозначаю свой взгляд и своё мнение — устойчивые и неизменные на протяжении последних четырёх лет. Без предыстории здесь не обойтись. Да, эта история уже набила оскомину, поэтому обозначу лишь пункты, касающиеся заявленной темы. Допинга — сознательного приёма вещества, излишнего для нормально функционирующего организма спортсмена, либо чрезмерной дозы лекарства с единственной целью искусственно усили
Оглавление
Прежде чем читатель приступит к чтению , сразу оговорюсь, что публикуемые здесь письмена - черновик моих мыслей по заданной теме. Никакого редактирования текста, для более легкого прочтения читателем авторского хаоса буков, не будет. Ибо нет на это ни сил, ни времени, ни желания, есть лишь одна вселенская лень.
Статья будет разбита на две части. Вторая часть будет опубликована в следующий день.

Почему Валиева, по моему субъективному мнению, не вернётся и не собиралась возвращаться в ТШТ после окончания срока дисквалификации?

Общая картина вновь складывается из пазлов. Мне так удобнее «рисовать», и, надеюсь, этот метод не вызовет отторжения у читателя.

В данной статье я не задаюсь вопросами и не призываю к спору. Я лишь обозначаю свой взгляд и своё мнение — устойчивые и неизменные на протяжении последних четырёх лет.

Без предыстории здесь не обойтись. Да, эта история уже набила оскомину, поэтому обозначу лишь пункты, касающиеся заявленной темы.

Допинга — сознательного приёма вещества, излишнего для нормально функционирующего организма спортсмена, либо чрезмерной дозы лекарства с единственной целью искусственно усилить физическую активность и выносливость на время спортивных соревнований — со стороны Камилы Валиевой не было. Я не верила в это изначально. «Фальшивый» суд тоже не смог этого доказать, хотя и пытался. С моей стороны тема исчерпана — больше говорить о ней не буду.

Дело Валиевой — это атака на российский спорт через дискредитацию Тутберидзе посредством удара по Валиевой.

О том, что Камила с большой долей вероятности находится под угрозой, я писала ещё до Олимпиады. На это намекали и раздутые восхищения Валиевой в международном медиапространстве. Да, они не были безосновательными, но всё же исходили от конкурирующей стороны. Как говорится, если вами восхищается соперник до битвы — будьте готовы к подлянке.

На это же указывали попытки оппозиционных СМИ прощупать позиции Трусовой и Щербаковой в рамках предолимпийской подготовки:

  • Александра Трусова — прообраз будущего Малинина. Своими метаниями по тренерским штабам она, сама того не ведая, обезопасила себя от атаки. Её невозможно было вписать в схему.
  • Анна Щербакова в подготовке к ОИ показывала нестабильные результаты. Раздутый теми же оппозиционными СМИ хейт в её сторону в период до и после ЧР показал, что значимость её персоны локальна. Устроить международный «бадабум» для привлечения всеобщего внимания не получится.

Несмотря на все попытки Тутберидзе убедить общественность, что «это просто девочка», и таким образом оградить Валиеву от излишнего внимания, Камила подходила больше всего для удара, который должен был отрикошетить на тренерский штаб.

Да, я была готова к удару по Валиевой на ОИ, но не к такому по масштабам. И до сих пор в недоумении: как разведка не придала должного внимания Rodchenkov Anti‑Doping Act of 2019? Очевидно же, что это был пункт готовящейся атаки — и атаки именно на Тутберидзе и высших чинов ФФКР.

Тутберидзе и ТШТ сделали всё, что могли (на что хватило сил, опыта, знаний и административных ресурсов), чтобы помочь Камиле на ОИ и после.

Этот пункт я посчитала важным, так как вокруг много других мнений:

1. Не моё мнение: Тутберидзе бросила свою лучшую ученицу.
Моё мнение: Версия о том, что Тутберидзе кого‑то бросила, не выдерживает никакой критики. Достаточно посмотреть на фото ниже. Работа ТШТ с Камилой в последующие два года после ОИ показывает, что именно ТШТ открыто поддерживают Камилу. Именно Камила два года, до самого вердикта, была лидером группы фигуристов ТШТ. Именно Камиле, на свой страх и риск, ставят программы, кричащие о её невиновности.

Тутберидзе и Валиева
Тутберидзе и Валиева

2. Не моё мнение: Валиева ушла из ТШТ, потому что ТШТ не смогли её защитить в суде, и фигуристка не смогла простить предательства, а вот Навка поддержала.
Аргумент в пользу несостоятельности этого мнения: Если у ТШТ не хватило административного ресурса на защиту Валиевой, то почему Навка не воспользовалась своим ресурсом — куда более значительным — чтобы уже после отстранения «вытащить» Валиеву? Почему последний суд, во время которого Валиева уже была отстранена и находилась под крылом Навки, был проигран? Значит, Навка тоже предала. Тогда почему Валиева при ней?

Тутберидзе и Валиева
Тутберидзе и Валиева

3. Не моё мнение: Валиева ушла к Навке, которая теперь держит её на привязи контрактами шоу.
Мои аргументы против этого мнения:

  • Валиева не ушла к Навке, а пришла к ней. Уйти из ТШТ Камиле пришлось после вердикта суда — иначе все спортсмены ТШТ попали бы под санкции за сотрудничество с тем, кто в дисквале.
  • Навка пригласила Валиеву, чтобы дать возможность остаться в спорте той, кого ВАДА несправедливо пытается вытряхнуть из спорта. Это простая человеческая мотивация.
  • Существуют и политические соображения этого поступка — в рамках лозунга «Своих не бросаем!».

4. Не моё мнение: Валиева у Навки пересидит до окончания ОИ‑26, а потом вернётся в родной ТШТ.
Моё мнение: «Не вернётся, потому что это невыгодно ни самой Валиевой, ни Тутберидзе, ни Федерации ФКР. И вся эта невыгодность взаимосвязана».

* * *

Своё видение личности Валиевой и её необычных для спорта отношений в связке «спортсмен — тренер» я уже высказывала до ОИ‑22 (можно найти здесь):

«Между ТШТ и Валиевой нет связки „ученик — учитель“ в привычном представлении. В их отношениях нет воспитательных оттенков старшего к младшему, нет иерархии по возрасту, интеллекту и опыту — только иерархия по мастерству. Это похоже на отношения между мастером и подмастерьем (не учеником): мастер не учит, а только делится своим опытом, а подмастерье сам решает, перенимать его или нет. Такие отношения я встречала среди ремесленников или художников. Отношения, в которых иерархия строится по владению мастерством, а в остальном — равенство, есть в ТШТ только между Камилой и тренерами. Даже с бывшими, уже взрослыми состоявшимися спортсменами таких отношений нет. Такие отношения очень выгодны тренеру, так как с него снимается бремя воспитателя...»

И ещё кусочек оттуда же:

«Как‑то у меня мелькнула мысль, что если бы завтра появилась новость о том, что Камила Валиева решила закончить спортивную карьеру и будет поступать в театральный, я бы не удивилась ни на секунду. Камила легко уходит, не обременяя себя чувством долга. В одном из интервью она говорила, что если бы её не взяла Тутберидзе, то она бы ушла в танцы. То есть ТШТ — всего лишь команда, где можно больше всего взять мастерства. Если появится команда, которая способна дать Валиевой больше, чем ТШТ, Камила уйдёт туда, чтобы расти профессионально ещё больше. Она максималистка»

Также в комментариях я пыталась напомнить, как Валиева пришла в ТШТ:

  • В ТШТ она пришла, потому что до этого ей пришлось уйти от Лютикова (там она более не могла находиться). ТШТ её приняли, и она осталась в спорте ради того, что любит, — ради совершенствования.
  • К Навке она пришла, потому что до этого ей пришлось уйти из ТШТ (там она более не могла находиться). Навка её приняла, и Камила осталась в фигурном катании ради того, что любит, — ради совершенствования.
  • Чтобы Камиле уйти от Навки, должны возникнуть условия, в которых Валиева не сможет там находиться. Но пока Навка делает всё возможное, чтобы Камиле было у неё комфортно заниматься тем, что она любит.

Камила не привязывается к людям, ей важно оставаться собой. Это надо понимать (и я рада, что Соколовская поняла). «Ради совершенствования» повторила дважды, так как это значимая деталь для понимания поступков и выбора Камилы. Эта девушка стремится к совершенствованию, она от природы — мастер; это в её характере, ей важно расти в мастерстве.

Почему возвращение Валиевой в ТШТ невыгодно Валиевой? Перспективы фигуристки у Тутберидзе и Навки (сравнение)

Заметьте: сравнение я делаю не между Тутберидзе и Соколовской, а именно между Тутберидзе и Навкой.

Многие уверены, что переход к Навке выгоден Валиевой с материальной точки зрения: больше шоу — а значит, больше денег. Стереотип о том, что в головах всех профессиональных спортсменов мысли лишь о «бабле», — не более чем предубеждение тех, кто сам только о «бабле» и думает. Вариант, что Валиева и у Тутберидзе могла полноценно и хорошо зарабатывать (и на рекламе, и на шоу), почему‑то даже не рассматривается. По моему мнению, материальная сторона вопроса здесь вообще не стоит.

Что же тогда? Предлагаю подумать над тем, что сейчас может дать Татьяна Навка Валиевой такого, чего не может дать Этери Тутберидзе:

  • Новую школу (под школой я понимаю не учреждение, а систему; здесь даже два плюса, потому что Камила знакомится и с системой Соколовской, и с системой Навки).
  • Новую хореографию (не стоит недооценивать как мастеров, с которыми работает Навка, так и её связи с кафедрой хореографии балетмейстерского факультета ГИТИСа).
  • Актёрское мастерство (здесь и отличия в шоу — у ТШТ они чисто спортивные, — и связи с ГИТИСом).
  • Спортивные психологи (с которыми, по разным причинам, Тутберидзе так и не наладила сотрудничество).
  • Более дружескую атмосферу коллектива. Кому‑то этот пункт может показаться несущественным: мол, там, где конкуренция, не может быть дружбы, а где нет конкуренции — не может быть преодолений и достижений. Но мне что‑то подсказывает (не знаю что), что для Валиевой, которая уже четвёртый год проходит через адский прессинг, на данный момент общая атмосфера коллектива, в котором она находится, в приоритете выше результатов.

А что может дать Тутберидзе такого, чего не может дать Навка, но чего еще нет у Валиевой? Возможность вернуться в олимпийскую гонку? Нет — сейчас Тутберидзе этого обеспечить не может. Ради чего тогда уходить из уже привычной обстановки? Ради качественной борьбы на соревнованиях внутри России? Но вы уверены, что олимпийская чемпионка Татьяна Навка, активно накачивающая свою школу специалистами, не сможет обеспечить Валиевой нужное качество подготовки?

  • (продолжение следует)