Найти в Дзене
Кавычки-ёлочки

Сравниваю работу дворника и учителя в школе. Выводы неожиданные

— Почему вы подмели этот лист не по стандарту?! — Да как вообще можно их сравнивать? — спросите вы. Подождите. Идея сравнить две эти профессии пришла мне не сразу, а как-то случайно, опосля. Обрывки разговоров накопились. Вроде бы, что общего у человека с высшим образованием, который сеет разумное, доброе, вечное, и человека с метлой, который просто убирает мусор? Ничего. Однако если присмотреться, то мы увидим такую картину, что в голове не укладывается. Я часто общаюсь с педагогами, в том числе с преподавателями вузов. Как думаете, о чём они чаще всего говорят? О бумагах, проверках, о том, как «закрывать» часы. Закатывают глаза, когда вспоминают новые стандарты и родительские чаты, в которых на учителя готовы наброситься, если он вовремя не напомнит про домашнее задание. В итоге учителя говорят о чём угодно, только не о том, что кто-либо из учеников вдруг понял сложную тему. Радости от этого факта нет. Глаза у них усталые, а в голосе слышится выученная вежливость, за которой уже ниче
Оглавление
— Почему вы подмели этот лист не по стандарту?!

— Да как вообще можно их сравнивать? — спросите вы.

Подождите. Идея сравнить две эти профессии пришла мне не сразу, а как-то случайно, опосля. Обрывки разговоров накопились.

Вроде бы, что общего у человека с высшим образованием, который сеет разумное, доброе, вечное, и человека с метлой, который просто убирает мусор? Ничего. Однако если присмотреться, то мы увидим такую картину, что в голове не укладывается.

Я часто общаюсь с педагогами, в том числе с преподавателями вузов. Как думаете, о чём они чаще всего говорят? О бумагах, проверках, о том, как «закрывать» часы. Закатывают глаза, когда вспоминают новые стандарты и родительские чаты, в которых на учителя готовы наброситься, если он вовремя не напомнит про домашнее задание.

В итоге учителя говорят о чём угодно, только не о том, что кто-либо из учеников вдруг понял сложную тему. Радости от этого факта нет. Глаза у них усталые, а в голосе слышится выученная вежливость, за которой уже ничего не прячется.

А недавно я разговорился с Андреем, нашим дворником. Он как раз смену заканчивал, чай из термоса пил. Разговорились про жизнь, зарплаты вспомнили. Он признался:

— Да больше пятидесяти выходит, если не халтурить.

Ещё добавил, что местные его знают, здороваются, а иногда и «бонусы» подкидывают: то банку солений, то свежую пятисотку на праздник. Всем этим он по-настоящему доволен, в его глазах спокойствие.

Как нас учили думать в детстве

В наше время, когда мы сидели за партами, существовала универсальная учительская страшилка:

— Будешь плохо учиться, дворником станешь!

Нет никакого преувеличения, ведь тогда слово «дворник» звучало как последний приговор. Дворник считался синонимом тупикового пути, человека, который не смог.

Учитель же, наоборот, считался эталоном, образцовой профессией. Он стоял у доски, в чистом костюме, с указкой в руке. Носитель знаний, авторитет, человек, который выбрал «правильный», уважаемый жизненный путь.

Действительно, такая установка работала и мотивировала. Мы грызли гранит науки, чтобы не оказаться с метлой в руках, хотели, чтобы нас уважали, как учителя.

Правда, мы не учли, что мир изменится, а вместе с ним изменится цена этого уважения.

Что происходит с учителем сейчас

Сегодня работа учителя — это уже давно не только уроки. Теперь его работа напоминает бюрократический марафон с препятствиями. Нагрузка колоссальная, и она не измеряется часами, который он провёл у доски. Зато измеряется тоннами бумаг.

Планы, отчёты, характеристики, внеурочная деятельность, электронные журналы и их обязательное дублирование на бумаге, подготовка к проверкам, которые могут нагрянуть в любой момент. Учитель постоянно находится под микроскопом. Ему нужно отчитаться за каждый шаг, каждую оценку и каждое слово.

Самое страшное — даже не бумаги, а родители. Они стали самым агрессивным внешним проверяющим, который воспринимает учителя как обслугу. А эту обслугу, по мнению родителей, они заказали или оплатили (со своих налогов или напрямую).

Попробуй только снизить оценку их «бедному ребенку» или сделать замечание. Мгновенно станешь врагом народа, на тебя пишут жалобы, обсуждают в чатах, угрожают «разборками на самом верху». Учитель несет ответственность за чужих детей, и эта ответственность давит. Он должен быть психологом, юристом, аниматором и контролёром, и все это за зарплату, которая не соответствует ни одному из этих навыков.

А почему и из-за чего тогда учителя держатся? Вовсе не из-за денег. Они держатся на совести, любви к предмету, на том самом чувстве долга, которое нам прививали в детстве. Тем не менее этот долг превратился в ловушку.

Что происходит с дворником сейчас

-2

А теперь посмотрим на Андрея. У него понятный фронт работы, он вышел, подмёл, убрал, результат виден сразу. Чистый двор, снег убран, мусор вывезен.

Ему не надо писать отчёт о том, сколько килограммов листьев он сегодня подмел. Ему не нужно расписывать, почему он выбросил в мусорный бак именно этот объём отходов, а не другой. Ему не надо заполнять «план по подметанию» на следующую неделю и сдавать его на проверку в три инстанции. Его KPI максимально честный — чистый двор.

График у него чёткий, меняется редко. Утром рано, пока все спят, и вечером. И всё, он не обязан быть на связи 24/7, как учитель в родительском чате. Если он закончил работу, он свободен.

Люди его знают, видят его труд каждый день, здороваются, потому что он делает их жизнь чище и удобнее. Иногда благодарят. Приём это уважение не формальное и не вымученное, а настоящее, за реальный, осязаемый труд. Никто не придет к нему с криком:

— Почему вы подмели этот лист не по ФГОС?!

Безусловно, работа тяжёлая физически, но она честная и понятная. Что самое главное, она заканчивается, когда он кладёт метлу в подсобку.

Непривычно осознавать, что сейчас дворник и учитель получают примерно одинаково. У одного — высшее образование, годы учёбы, постоянное саморазвитие, ответственность за будущее нации. У другого — метла, лопата и физический труд.

У одного работа — спокойствие, свежий воздух, понятный ритм и благодарность за реальный результат. А у другого — бюрократическая ловушка, постоянный стресс, агрессия и чувство, что ты всем должен.

Догадайтесь, у кого больше сил остается вечером? Кто может спокойно попить чай, а кто до полуночи сидит над отчетами или отвечает на гневные сообщения в чате?

Похоже, зря нас в детстве пугали этой страшилкой.