Общеизвестно, что у балерин сильный характер. А уж у прим – совершенно несгибаемый. Беседа с Тараной Мурадовой, легендарной исполнительницей национальных танцев, подтвердила эту истину. Поводом для встречи послужил ее юбилей, но разговор получился не о прошлом, а о настоящем и будущем.
Тарана Мурадова всегда ставила перед собой большие цели: танцевать на сценах Большого и «Ла Скала», работать с великими хореографами, встретиться с Майей Плисецкой, чьими фотографиями из журналов была обклеена ее детская комната… Всё сбылось. Сейчас у Тараны ханым есть обновленный список задач, и одна из строчек в нем – на законодательном уровне добиться пенсии для балерин в 35 лет, как было в советские времена: профессиональный век танцовщицы короток.
Сама Тарана ханым ушла со сцены в 50 лет, но отнюдь не на заслуженный отдых. Ее по-прежнему сложно застать дома. Но если раньше она летала все больше по мировым столицам – на официальные мероприятия или представлять национальную культуру, то теперь чаще ездит по Азербайджану. Ее интерес – Дома культуры в Шеки, Газахе, Лянкяране, Шамахе, Нахчыване, Карабахе. В каждом есть хореографические классы, и Тарана Мурадова, с 2016 года проректор Бакинской академии хореографии, лично отсматривает потенциальных учениц. Найдя талантливую девочку с подходящими для балета данными, она встречается с ее родителями и предлагает отправить дочь учиться в Баку – связать жизнь с танцем.
***
В Баку прошло и детство самой Тараны ханым. Как водится, по выходным ее водили в театр.
«Когда выбирали, на какой спектакль пойти, я всегда говорила «хочу на балет». Помню, была уверена, что балерины подвешены на прозрачных ленточках – только это позволяет им зависать в воздухе. Я бредила балетом, хотела быть как они: летать, парить в этой красивой пачке-шопенке. Родители были категорически против, у них для меня существовал другой план на жизнь – карьера юриста. Но старшая сестра рискнула и отвела меня в хореографическое училище. Я сдала экзамены и поступила на классическое отделение».
У каждой маленькой балерины есть своя драма. В случае Тараны Мурадовой это был подъем стопы. «Шаг можно выработать, прыжок можно выработать, многое можно выработать трудом и старанием, но над подъемом работать невозможно – он от природы», – поясняет Тарана ханым. Через год после начала учебы преподавательница, народная артистка СССР Лейла Векилова вызвала ее к себе: «У тебя отличные данные, но балерине нужен хороший подъем, а у тебя он недостаточный. Зато я вижу тебя в народных танцах. Не хочешь перейти на народное отделение?»
То, что в первый момент показалось крушением мечты, обернулось большой удачей. Тарана всей душой полюбила народные танцы – а студенты изучали самые разные: итальянские, испанские, русские, цыганские, венгерские, грузинские… И разумеется, азербайджанские.
«В хореографии самое главное – пройти профессиональную школу. Если у тебя правильно поставлены корпус, руки, счет, ты работала у станка, знаешь все позиции, владеешь своим телом, умеешь правильно делать повороты, работать головой, чувствовать музыку, тебе легко браться за любой жанр. Профессионализм виден сразу».
Только по незнанию можно предполагать, что какой-то из видов танца сложнее или «благороднее» других. Например, азербайджанские народные танцы часто исполняются под мугамные мелодии – а это более сложная музыка, чем написанная в традиционной семинотной системе: с помощью определенной хореографии танцору нужно донести до зрителя каждое дыхание. Точно так же у любого народного танца есть своя культура, свои движения, свои обычаи.
Еще одна задача Тараны ханым из списка на будущее – создать в академии кафедру современной хореографии. За время нашего разговора она не раз упоминала, что уже написана программа и подана заявка в Министерство культуры. Воображение рисует современный балет Мэтью Борна, Тьерри Маландена или Пины Бауш, но она внезапно упоминает хип-хоп и брейк-данс.
Для Тараны Мурадовой все жанры равны. «Нынешнее поколение хочет пробовать это. У нас уже сейчас есть классы современного танца при кафедре национального танца, но если будет отдельная кафедра, поток желающих заниматься в этом направлении станет, я уверена, еще больше. Те, кто не находит себя в классике или народном танце, смогут перейти на современное отделение. Человек ведь сам чувствует, где ему лучше, где у него больше получается, где он себя видит в будущем».
***
Сама Тарана Мурадова, окончив училище, видела себя в народных танцах и, выбирая между приглашением в труппу Театра оперы и балета (того самого, любимого с детства) и Государственным ансамблем песни и танца, решила в пользу последнего. Через три года стала примой, балетмейстеры разных стран ставили фольклорные номера для нее. Тарана ханым объездила весь мир – и с ансамблем с гастролями, и в поисках новых танцев для своей программы. «Я очень люблю танго, три раза летала в Аргентину, чтобы брать уроки. Я никогда не стояла на месте, всегда хотела делать что-то новое и не боялась рисковать, мне было интересно попробовать все жанры».
Но своей славой она, конечно, обязана азербайджанским танцам. Один из них – узундяря, традиционный обрядовый танец невесты, – Тарана ханым принесла на сцену в совершенно новом исполнении: в нем руки нежной и гордой невесты превращались в лебединые крылья Сен-Санса, а этнические элементы – круговые ходы, сюзме, хырдалык – перетекали в классическую балетную пластику.
Мы спрашиваем Тарану ханым, насколько большую роль сыграла в ее биографии удача. Или в балете нет понятия «повезло»?
«Мое «повезло» – это работа и любовь к профессии. Мне повезло, потому что я искренне люблю свое дело и смогла посвятить ему жизнь. Мне повезло, что меня любит зритель, что я люблю сцену и сцена любит меня. При всех сложностях моей жизни, а она у меня нелегкая, я всегда любила трудиться. Когда другие шли домой, я оставалась в классе, училась, стояла у станка, разговаривала с зеркалом. Постоянно работала над своим телом, хотела достигнуть невозможного.
Еще я очень верующий человек. Каждый раз делаю поклон перед выходом на сцену, поднимаю голову и говорю: «Господи, спасибо тебе за все», – и повторяю еще раз, когда заканчиваю выступление. И как будто Всевышний слышал меня и отвечал: «Ты много трудишься, так что вот, бери, Мурадова».
Один счастливый день Тарана ханым вспоминает особенно часто – настолько он был невероятным. В то утро в Азербайджан прилетела Майя Плисецкая, и Тарана была среди встречавших ее в аэропорту. Майя Михайловна вдруг подошла к ней, взяла за подбородок и вслух удивилась: «Ой, как ты похожа на меня». И в тот же день – вот совпадение! – перед выступлением Тарана ханым узнала, что Президент Гейдар Алиев наградил ее званием народной артистки Азербайджана. Это было уж совсем невероятно, потому что 32-летняя танцовщица на тот момент еще не была даже заслуженной артисткой!
***
В прошлом году Таране ханым исполнилось 60, и мало кто в Азербайджане не слышал о юбилейных торжествах, прошедших в Баку, – в частности, о посвященной ей «Ночи танцующих бриллиантов». Предыстория такова: четыре года назад Мурадовой предложили стать президентом Азербайджанского танцевального союза, который совместно с российской компанией SRDS проводит в Баку большой фестиваль бальных и спортивных танцев. Этот проект может послужить эталоном масштабирования: в первый год интерес к нему был небольшим, на следующий год к участникам из разных стран присоединились азербайджанские пары, а в 2025-м Azerbaijan Dance Festival прошел на самом высоком уровне. В Баку прилетели пары из 27 стран. Самым любимым у зрителей стал первый дуэт из Азербайджана, вошедший в мировую танцевальную элиту, – многократные чемпионы мира Анна Сажина и Эльдар Джафаров.
В круговерти фестиваля – мастер-классы, турниры, награждения, гала-ужин – один день в отеле JW Marriott Absheron Baku был полностью посвящен юбилею Тараны ханым. В «Ночь танцующих бриллиантов» в ее честь на сцену выходили самые сильные и яркие пары мира. «И представьте себе, в 60 лет я сама решила исполнить бальный танец. Это не мой стиль – я исполнительница народных танцев, но мне всегда очень нравилась эта культура. Президент SRDS Ольга Краснянская предложила мне попробовать выступить в новом жанре с двумя самыми сильными партнерами – Эльдаром Джафаровым и Денисом Тагинцевым, чемпионами мира, Европы и России. Мы живем в разных странах и смогли организовать всего три-четыре репетиции: они прилетали в Баку, я летала в Москву. Мы подготовили композицию на песню Эмина Агаларова «Мой Азербайджан». После выступавших пар, посвятивших этому стилю всю жизнь, мне было непросто выйти на паркет, но я сделала это от души, и поскольку все мы профессионалы, получилось красиво: синтез бального, азербайджанского национального и классического танца».
…В последний день фестиваля выступали пары любителей, тоже слетевшихся в Баку из разных стран. Тарана ханым рассказывает, как ее поразила 81-летняя участница из Китая: «Я думаю, прекрасно, когда человек хочет развивать себя в танце, и нет предела возрасту: хореография – это свобода танца, свобода души».
Сама она очень скучает по сцене и говорит, что готова танцевать всю жизнь – сколько Бог даст. Так что мы еще увидим танцы Тараны Мурадовой.
Читайте еще:
Давай потанцуем: чемпионы мира по бальным танцам Эльдар Джафаров и Анна Сажина
Станцевать по нотам: интервью с балетмейстером Эльдаром Алиевым
Текст: Елена Голованова
Фото: Адыль Юсифов