Найти в Дзене
Pro.историю

Была ли расстреляна "Железная Берта"? Она украла миллионы, пройдя путь от буфетчицы до криминального авторитета

В Геленджике в сфере общепита "железную Берту" знали все. Жила она по-королевски, в такой роскоши, которая простому советскому человеку и не снилось. Берта Наумовна Бородкина – это имя ассоциируется с коррупцией, жадностью до денег и ощущением чрезмерной вседозволенности. Её дело во время позднего СССР прогремело на всю страну. Но что же такого нашло следствие, когда копало под эту "пищевую

В Геленджике в сфере общепита "железную Берту" знали все. Жила она по-королевски, в такой роскоши, которая простому советскому человеку и не снилось. Берта Наумовна Бородкина – это имя ассоциируется с коррупцией, жадностью до денег и ощущением чрезмерной вседозволенности. Её дело во время позднего СССР прогремело на всю страну. Но что же такого нашло следствие, когда копало под эту "пищевую пирамиду", где богатство и бедность шли рука об руку?

Начала Бородкина обычной буфетчицей, разливала чай и продавала пирожки. Но уже тогда было видно, что она умеет организовывать и чует, где в системе можно "срезать". Быстро поняла, что в советском общепите, где постоянно приписки, недовес и воровство, можно нажить состояние.

Она проделала путь от буфетчицы до заведующей столовой, потом до директора ресторана, добравшись до должности начальника всего геленджикского общепита. На каждом шагу она не только зарабатывала всё больше, но и обзаводилась связями с людьми из "высшего общества", которые готовы на многое ради власти.

В её ресторанчике часто можно было увидеть местных начальников, уж тут-то Бородкина никогда не скупилась на угощения. Со временем контингент становился всё солиднее, и в списке её важных знакомых появились председатель горисполкома Николай Погодин, а потом и сам Сергей Медунов. Именно благодаря их поддержке она и возглавила местный ресторанный трест.

Медунову такой человек был необходим. Вся партийная верхушка, министерские и ведомственные шишки постоянно приезжали на Черноморское побережье. А если их как следует угостить и организовать шикарный приём, то они вполне могли решить нужные для региона вопросы. Если Медунов давал указание, Берта моментально брала их в исполнение. Гости были в восторге, а глава региона благодарил Бородкину, даже не интересуясь, каким образом всё это достаётся.

Она помогала влиятельным людям решать их вопросы и извлекала из этого личную выгоду. Экономия была на всём, котлеты были без мяса, а алкоголь разбавленным, и такие "рецепты" обязаны были освоить все, кто работал на Бородкину. В противном случае, управляющий кафе или ресторана не смог бы выплатить "дань" "Железной Белле", которая составляла от 500 до 1000 рублей каждый месяц. Полученные в результате экономии продукты перенаправлялись в рестораны, где продавались по завышенным ценам, а обман посетителей был в порядке вещей.

Сергей Медунов
Сергей Медунов

Берта Бородкина не боялась играть с опасностью, ходя по тонкому льду. Она ловко манипулировала искусственным дефицитом товаров, толкая их из-под полы по заоблачным ценам. Устраивала пиры для людей из партийной верхушки и блатных, складывая в свой карман всё больше денег. Давая взятки, она покупала себе иммунитет от всех возможных проблем, как будто у неё была индульгенция. Вскоре весь общепит Геленджика оказался у неё в руках, принося ей миллионы грязных, но таких желанных рублей. Она построила себе хоромы, собрала состояние, водила компанию с самыми крутыми людьми в городе, которые боялись её больше, чем начальство. Бородкина стала ярким примером советского богача, жившего на широкую ногу, в то время как обычные люди стояли в бесконечных очередях за едой, как тени.

Но всё это рухнуло в один миг. Началось всё со анонимной жалобы на крупную кражу в одном из ресторанов. Расследование вывело на секретный схрон, где хранились горы денег и драгоценностей. Ниточки потянулись к Берте Бородкиной, королеве преступного мира.

Следователи были шокированы не тем, как много они украли, а с каким бесстыдством Бородкина и её команда обчищали казну и простых людей, забирая всё до последней копейки. Во время обысков нашли кучу драгоценностей, бриллиантов, старинных вещей, покрытых пылью, и валюту из-за границы. У Бородкиной было не меньше десятка квартир и домов, а на счетах лежали миллионы, украденные у народа.

-3

Но больше всего поразила не сама сумма, а то, с какой наглостью Бородкина, эта "железная леди", проворачивала свои дела. Она не только не прятала своё богатство, но и выставляла его напоказ, устраивая шикарные вечеринки и утопая в роскоши, как будто ей все можно. Ослеплённая властью, она чувствовала себя неприкасаемой и думала, что ей ничего не будет.

Оказалось, что Бородкина платила "дань" не только местным чиновникам, но и большим начальникам из Москвы. В еë блокноте были имена и телефоны важных людей, которые её прикрывали и защищали от закона. Это дело стало настоящим скандалом, который вызвал гнев у начальства, уставшего от вранья и воровства.

Суд над Бородкиной и её сообщниками привлёк внимание всей страны, которая ждала справедливости. Процесс был закрытым, но информация о шокирующих показаниях и деталях преступлений всё равно просачивалась в прессу. Бородкина до последнего не признавала вину и говорила, что её подставили завистники, которые хотели её богатства. Она пыталась давить на жалость, рассказывая о своей тяжёлой жизни и о том, как она заботилась о своих подчинённых.

Но доказательства её вины были неоспоримы. Суд признал её виновной в хищениях в особо крупных размерах, взяточничестве и других серьёзных преступлениях. Итогом стал приговор к расстрелу.

Вскоре после оглашения приговора Бородкину казнили. Вместе с ней поплатились жизнью и другие крупные фигуры из геленджикской сферы общепита, которых она вовлекла в свои махинации.

В архивах хранится справка о её расстреле в июне 1987 года, и поэтому до наших дней дошло мнение, что Бородкину казнили только по бумагам.

Среди женщин из криминальной среды выделялась и Мария Коршилова.