Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читать или слушать: "Всходы" Татьяны Стояновой

Специально придержала отзыв до Дня влюблённых, который очень удачно совмещается с Днём книгодарения. Вот вам книга о любви, которую можете подарить каждому, кого любите! Редко такое бывает: читаешь стихи и понимаешь, что это как будто твоё, будто я сама это написала, настолько полно совпадает не мировоззрение даже, а мироощущение. Тем более удивительно, что мы с Татьяной всё-таки принадлежим к разным поколениям, росли в разных странах, воспитывались в разных условиях. Значит, всё-таки не от социума это в нас зависит. А от чего? Как рождается поэт, из какого, простите за выражение, сора? Всходы Татьяна Стоянова Жанр: поэзия. Издательство: Эксмо / Inspiria. Серия: Inspiria Air. Год издания: 2025. Обложка: твёрдый переплёт. Количество страниц: 400. Возрастные ограничения: 18+. Конечно, о любви. Все стихи так или иначе о любви. И здесь при всей разности тем и названий, при удивительно широкой географии текстов, при довольно большом временном промежутке в 14 лет, а 14 лет в наше время для м
Оглавление

Специально придержала отзыв до Дня влюблённых, который очень удачно совмещается с Днём книгодарения. Вот вам книга о любви, которую можете подарить каждому, кого любите!

Редко такое бывает: читаешь стихи и понимаешь, что это как будто твоё, будто я сама это написала, настолько полно совпадает не мировоззрение даже, а мироощущение. Тем более удивительно, что мы с Татьяной всё-таки принадлежим к разным поколениям, росли в разных странах, воспитывались в разных условиях. Значит, всё-таки не от социума это в нас зависит. А от чего? Как рождается поэт, из какого, простите за выражение, сора?

Всходы

Татьяна Стоянова

Жанр: поэзия.

Издательство: Эксмо / Inspiria.

Серия: Inspiria Air.

Год издания: 2025.

Обложка: твёрдый переплёт.

Количество страниц: 400.

Возрастные ограничения: 18+.

О чём?

Конечно, о любви. Все стихи так или иначе о любви. И здесь при всей разности тем и названий, при удивительно широкой географии текстов, при довольно большом временном промежутке в 14 лет, а 14 лет в наше время для молодой женщины – это же целая эпоха! Так вот, здесь нет ощущения разбросанности, когда молодой автор пытается ухватить всё, а в итоге не рассказывает по-настоящему ничего.

Наоборот, стихи в каждом разделе сборника, в каждом цикле как будто бы движутся от самого начала к концу и развивают одну тему: течения жизни, взросления, обретения опоры в себе и окружающем мире – через воспоминания детства, через любовь, через сложные отношения с Богом, отцом, любимым.

Как будто на наших глазах семечко даёт всходы, а под конец и плод. Удивительно точное название сборника!

-2

Что хорошо?

Начну с того, что меня поразило. Я с самого начала ощущала родство и близость с автором, но тут в одном из её стихотворений увидела строки из стихов Башлачёва про любовь, а это мои любимые строки. И это, ну правда, такое невообразимое совпадение внутреннее, глубинное, на уровне настроек, что ли: "Так "горлом идёт любовь" в одной башлачёвской песне".

Стихотворение называется "Такси", и оно о расставании, и это полное совпадение с тем прочтением, что было и у меня, когда я слушала ту же песню Саш Баша и писала похожие стихи, только о стуке колёс поезда.

-3

И вот теперь, на уровне невероятных совпадений, мне уже легко было читать и стихи о Странниках и Богомолке, и все циклы стихов, написанных в путешествиях – Вьетнамский, Итальянский, Восточный, Кубинский или Русский Север – всё это не о туризме, конечно, и даже не отдельно о пути героини к Богу, это именно удивительное сплетение жизненных дорог, когда оно всё вместе и есть тот путь, который проходит человек, желая познать самого себя, испытать свою стойкость и силу, но не только на уровне физической выносливости, а и душевно или, не побоюсь этого слова, духовно.

Удивительно это для меня, поскольку духовные искания казались мне давно позабытыми в 90-х, когда открывались церкви, и мы, воспитанные в атеизме или просто в безверии, находили особую радость в храмах, вслушиваясь в церковно-славянские песнопения и понимая их на уровне сердца.

То же искание увидела я и здесь, при этом и те же метания юной души из рая в ад, из одной крайности в другую (цикл "Беззаконница"). Я хорошо помню, как сама мучилась попытками совместить выплёскивающуюся молодую сексуальность с обретением строгого Бога. Адам и Ева, грехопадение и страсть, вина и наслаждение – как всё это соединить без потерь?

И потери будут, конечно. Недаром Дмитрий Данилов пишет о сборнике так:

«Стихи Татьяны Стояновой достигают особой силы, когда она пишет о почти или совсем непереносимом страдании, о по-настоящему страшных вещах. Она нашла какой-то особый, уникально свой способ говорения о боли. Это нелёгкое чтение, но от него что-то важное прирастает в душе»

Циклы "Скорая помощь", "Вечный огонь", "На той и этой стороне", "Открытая рана" – действительно о боли, но и о любви одновременно. И только эта связка даёт героине силы выжить, пережить, переосмыслить страдание и создать из него настоящие стихи.

При всём при этом сборник не оставляет чувства безысходности. В этом тоннеле свет действительно есть, причём даже не в конце книги, он прорывается в каждом маленьком цикле, в каждом отдельном высказывании. В этом смысле очень характерно самое объёмное стихотворение сборника "Стеклянный шар", которое напомнило мне книгу "Жена путешественника во времени" Одри Ниффенеггер, именно книгу – по ощущению одержимости идеей, когда беременность героини становится не просто целью жизни, но и смыслом, когда она затмевает всё ценное, в том числе любовь. Это прекрасно передано – лаконично и откровенно.

-5

Как вы понимаете, особенно близки мне стихи о материнстве. Это тем более ценно, что у меня самой каждый раз после рождения ребёнка наступала поэтическая немота: я не могла писать стихи, пока кормила очередного младенца. Не знаю, почему, но вот – было. Не у всех, оказывается, так.

Однако есть у Татьяны стих-предчувствие, написанный за 9 лет до рождения дочки. У меня тоже было такое стихотворение, написанное задолго до рождения сына – о его рождении. Ну не чудо ли?

Вообще абсолютная открытость , обнажённость и предельная честность автора – это отдельная сильная сторона сборника. Поэт вообще сильнее раскрывается перед читателем, чем прозаик, но Татьяна порой достигает какой-то запредельной откровенности, которая при этом не отменяет целомудрия автора. Как она умудрилась это совместить, для меня загадка.

И, конечно, нельзя забыть вкрапления гагаузской речи во многих стихах и чудесные ностальгические циклы "О доме", "Урожайный год", "Раскопки", "Контур дома", наконец, "Посвящение отцу". Всё это буквально пропитано любовью к родной молдавской земле, к тем местам и людям, что наполняли детство героини и до сих пор питают её творчество.

Итог

Действительно, прекрасный сборник.

И сделана бумажная книга превосходно, с большой любовью и вкусом. Смотрите галереи выше в статье. Там внутри много фотографий Татьяны – разных, удивительных. Листала, как будто семейный альбом. И образ автора и её героини становился полнее, цельнее, объёмней.

Что касается аудио, то не все стихи в исполнении Алевтины Пугач мне понравились, иногда я сравнивала с исполнением самой Татьяны, которое слышала на презентации, и всё-таки Татьяна читала лучше. Писала о презентации вот здесь:

Любите стихи? Будете читать?