Мы с Ириной прожили двенадцать лет. Не скажу, что хватали звезды с неба, но жили достойно. Своя квартира (ипотеку я закрыл год назад), дача, машина - кроссовер среднего класса, отпуск два раза в год. Я работаю инженером в строительной фирме, звезд не хватаю, но семья всегда была сыта, одета и с деньгами на «черный день». Все изменилось полгода назад, когда Ира сменила работу. Она устроилась администратором в салон красоты премиум-класса.
Там сформировался, как я его называл, «кружок по интересам». Три ее новые подруги - женщины яркие, ухоженные и, мягко говоря, с высокими запросами. Одна в разводе, живет на алименты богатого бывшего. Вторая в «активном поиске» спонсора. Третья замужем за каким-то бизнесменом. Ира начала меняться. Сначала это касалось мелочей.
- Леш, почему мы опять едем в Турцию? - морщила нос она. - Света летит на Мальдивы. Говорит, Турция - это для нищебродов.
- Ир, мы едем в хороший отель. На Мальдивы сейчас бюджета нет, мы баню достраиваем.
- Баню... - вздыхала она. - У всех виллы, а у нас баня.
Потом началась критика моего внешнего вида, моей машины, моих подарков.
- Ты подарил мне сертификат в обычный магазин косметики? - удивлялась она на 8 Марта. - А Лене муж подарил браслет Картье.
- Я рад за Лену. Но я не муж Лены.
Атмосфера в доме накалялась. Ира приходила с работы «накрученная». Она пересказывала мне разговоры своих «девочек».
- Девочки говорят, что мужчина должен развиваться. А ты застрял. Инженер - это потолок. Тебе надо бизнес открывать.
- Ира, я не коммерсант. Я хороший специалист и приношу домой 150 тысяч. Этого мало?
- Для выживания - нормально. Для красивой жизни - копейки.
Развязка наступила в прошлую пятницу. Я пришел домой уставший. Ира сидела на кухне с бокалом вина, красивая, холодная.
- Нам надо поговорить, Алексей.
Я сел и почувствовал неладное.
- Я тут проанализировала нашу жизнь, - начала она тоном лектора. - И поняла, что я застряла на месте. У тебя нет амбиций, нет драйва. Я смотрю на своих подруг, как они живут, как их мужчины носят на руках... И мне становится жалко себя.
Она сделала паузу и выдала фразу, которая стала точкой невозврата:
- Девочки мне сказали, что я достойна большего. Что я красивая, молодая женщина, а трачу себя на бытовую серость. Я достойна мужчины, который подарит мне мир, а не путевку в Кемер. Ты для меня просто недостаточно хорош.
Я смотрел на нее и удивительно, но боли не было. Была усталость. Я понял, что передо мной сидит не моя жена, а рупор чужих идей. Она предала нас не с мужчиной, а с мнением "успешных" подруг.
- Значит, недостаточно хорош? - переспросил я спокойно.
- Да. Я хочу паузу. Хочу пожить одна, подумать. Может, ты за это время что-то осознаешь, начнешь шевелиться.
- Паузы не будет, Ира, - сказал я, вставая. - Будет финал.
Я пошел в спальню. Достал с антресоли чемодан.
- Ты что делаешь? - она прибежала за мной.
- Помогаю тебе идти к мечте, ты же сама этого хачешь.
Я начал методично складывать ее вещи. Платья, кофты, тот самый "недостаточно дорогой" фен.
- Леша, ты меня выгоняешь? - в ее голосе появилась паника. - Я же сказала «пауза»!
- Ира, ты сказала, что достойна большего. Я не имею права тебя задерживать. Иди к девочкам. Иди к олигархам. Ищи того, кто подарит тебе Мальдивы. Я тебя не держу.
- Но я не готова прямо сейчас! Куда я пойду?
- К маме. Или к Светке с Ленкой. Они же тебе советы давали? Вот пусть теперь и жильем обеспечат.
- Ты не посмеешь! Это и моя квартира!
- Твоя по закону половина. Мы ее продадим, деньги поделим. Купишь себе на них билет в новую жизнь. А пока - собирайся. Я не хочу жить с женщиной, которая считает меня вторым сортом.
Она плакала. Кричала, что я жестокий, что она «просто хотела меня мотивировать». Но я был непреклонен. Я вызвал ей такси. Вынес чемоданы.
- Удачи, Ира. Надеюсь, «девочки» были правы.
Прошло два месяца. Ира живет у мамы. «Девочки», как оказалось, к себе пускать не захотели - у них свои проблемы. Богатые принцы в очередь к ней не выстроились. Она звонит, предлагает встретиться, говорит, что «перегнула палку». Но я трубку не беру. Я нашел единственно правильное решение - сохранить самоуважение. Я знаю свою цену. И она не измеряется браслетами Картье. Я хочу быть любимым мужем, а не трамплином для чьих-то амбиций. Сейчас я живу один, делаю ту самую баню и чувствую себя абсолютно счастливым. Без гонки за чужими идеалами.
Алексей, вы столкнулись с феноменом, который я называю «инфицирование чужими ценностями». Ваша жена попала в среду, где культивируется потребительское отношение к мужчинам, и, к сожалению, у нее не хватило критического мышления, чтобы отделить зерна от плевел.
Фраза «подруги сказали» - это маркер того, что человек живет внешним локусом контроля. Она не слышит себя, она слышит «успешный хор». Подруги в таких ситуациях часто выступают в роли «ведра с крабами» - они, будучи сами не всегда счастливыми в отношениях, проецируют свои ожидания на других, разрушая чужие крепкие браки ради подтверждения своей картины мира. Вы приняли верное решение. Пытаться «допрыгнуть» до планки, которую задрали посторонние люди - путь в невроз и инфаркт. Вы не стали играть в игру «докажи, что ты мужик», а сразу вышли из нее, сохранив достоинство. Это позиция взрослой, самодостаточной личности.
А как вы реагируете, когда партнер начинает сравнивать вас с мужьями/женами своих друзей? Это мотивация или начало конца?