Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как геодезисты разбили лагерь в запретном месте, а потом сильно пожалели об этом. Что произошло в 1967 году вблизи Енисея?

При выполнении полевых работ в условиях экспедиций трудности возникали всегда. Выживание в дикой природе, где до ближайшего жилья десятки, а иногда и сотни километров создавало немало неожиданных и часто опасных ситуаций. Поэтому крайне важно было соблюдать технику безопасности, написанную часто жизнями тех, кто относился к ней пренебрежительно. В 1967 году Виталий Шельмин работал в экспедиции под руководством Валентина Киреева. Именно там произошло событие, которое, которое заставило навсегда проникнутся уважением к правилам техники безопасности различных работ. Тогда в бригаде наблюдателя Владимира Булычёва проходил преддипломную производственную практику студент 5 курса из Новосибирского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (НИИГАиК). В бригаде он выполнял обязанности помощника Булычёва. Парень был трудолюбивый и старательный. Родом из большой крестьянской семьи. Отец после Великой Отечественной войны вернулся инвалидом, мама работала в колхозе дояркой. Чтобы п

При выполнении полевых работ в условиях экспедиций трудности возникали всегда. Выживание в дикой природе, где до ближайшего жилья десятки, а иногда и сотни километров создавало немало неожиданных и часто опасных ситуаций. Поэтому крайне важно было соблюдать технику безопасности, написанную часто жизнями тех, кто относился к ней пренебрежительно.

В 1967 году Виталий Шельмин работал в экспедиции под руководством Валентина Киреева. Именно там произошло событие, которое, которое заставило навсегда проникнутся уважением к правилам техники безопасности различных работ.

Река Енисей
Река Енисей

Тогда в бригаде наблюдателя Владимира Булычёва проходил преддипломную производственную практику студент 5 курса из Новосибирского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (НИИГАиК). В бригаде он выполнял обязанности помощника Булычёва.

Парень был трудолюбивый и старательный. Родом из большой крестьянской семьи. Отец после Великой Отечественной войны вернулся инвалидом, мама работала в колхозе дояркой. Чтобы прокормится, содержали дворовую живность. Кормил и огород. Животные требовали заготовки кормов в больших объёмах. Поэтому парень с детства привык работать. Учился хорошо и после десятого класса поступил в институт. Он хотел выучиться и помогать родным с деньгами. Казалось, до исполнения мечты осталось совсем немного.

В бригаде их было четверо: двое рабочих, помощник-практикант и сам бригадир. Работали по измерениям на пунктах триангуляции 2 и 3 классов по правому берегу Енисея в поросших лесом сопках Енисейского кряжа. Начали дело в середине мая. С 1 июня официально открывался полевой сезон.

Летом планировалось всё необходимое перевозить во вьюках на четырёх лошадях. А пока в тайге снег ещё не растаял, их вместе со снаряжением, инструментами и продуктами «раскидывали» по нужным пунктам вблизи Енисея вертолётами. В очередной раз вертолётчики не нашли подходящего места для приземления, поэтому высадили геодезистов-топографов в пойме (место, которое с таянием снега затапливается) Енисея.

Булычёв предложил весь груз перенести повыше к сопке и там разбить лагерь. Но рабочие начали настаивать, чтобы поставить палатку прямо на месте высадки. Здесь по окончании работ вертолёт сможет приземлиться быстро. Со своей бригадой Булычёв уже не раз разбивал лагерь в пойме рек (вопреки правилам техники безопасности), и ничего не случалось. Решили что всё будет нормально и в этот раз. Тем более, что измерения планировали закончить уже к концу второго дня.

Работает геодезист / Виталий Васильевич Шельмин
Работает геодезист / Виталий Васильевич Шельмин

Разбили лагерь, вопреки категорическому запрету на это, особенно в весеннее время. Солнце уже хорошо пригревало. По глубокому и рыхлому снегу с трудом взобрались на сопку к знаку. Обсушились и приступили к работе. Ввиду прекрасной погоды, сделали большой объём работ и спустились к рабочему в лагерь. Добыли четырёх рябчиков, что давало на ужин свежее мясо. Пока шли, почувствовали, что воды под снегом явно прибыло.

Бригадир заказал вертолёт к полудню следующего дня. К этому времени планировали закончить работы. Радиосвязь через радиостанцию «Недра» проходила утром и вечером. Весной на случай ЧП – и днём.

На следующий день к работе начали готовится рано утром. После лёгкого завтрака ушли на пункт. Булычёв перед уходом подготовил радиограмму для утренней передачи – снова просил вертолёт. Работу сделали быстро. При возвращении заметили, что снег сильно размок и вода прибыла. Булычёв с практикантом стали производить контрольные вычисления. Остальные стали сносить все пожитки в кучу, чтобы быстрее загрузить в вертолёт. Ждали его с минуты на минуту.

Днём Булычёв продолжил срочно просить вертолёт. Который на утреннем сеансе связи им пообещали. Когда он вышел из палатки связи, вода была уже вокруг их лагеря и островок суши быстро сокращался. Через несколько минут упала антенна радиостанции. Бригадир решил, что нужно соорудить плотик и перебраться на нём к более высокому месту. Пешком сделать это было уже невозможно. Сделали его из четырёх пар лыж, спасательных жилетов и антенны.

Когда почти закончили, услышали вертолёт. Обрадованно стали говиться к погрузке. А он пролетел мимо. Ему махали всем, чем могли, но тот быстро скрылся за сопками. Надеяться на помощь больше было нельзя. Первым рейсом на плотике решили переправить дорогостоящий теодолит ОТ-02 и документы. Но когда Булычёв хотел загрузиться сверху и сам, плот стал уходить под воду. Поэтому бригадир разделся, одежду загрузил на плот, привязал к нему капроновую верёвку, чтобы переправлялись остальные, и поплыл в спасательном жилете.

Подъём наверх
Подъём наверх

Плыл он медленно, подталкивая впереди себя плотик и отталкивая в стороны ледяное крошево. После половины пути он уже не чувствовал ни холода, ни своего тела. Но всё же ценой невероятных усилий сумел добраться до возвышенного места. Там снял груз, прицепил к плоту спасательный жилет и дал сигнал, чтобы всё тянули назад к островку. А сам начал быстро одеваться. Он надел всё, но согреться никак не мог. Зубы выбивали дробь, трясло. Нужно было разжечь костёр, ведь сейчас приплывут остальные. С трудом он сумел набрать и сложить горкой сухие ветки. А потом долго не мог зажечь спичку одеревеневшими пальцами. Наконец всё получилось.

Только через несколько минут он начал отогреваться. И стал смотреть, как плот тянет к себе бригада. И вдруг он застрял где-то на середине пути. Видимо зацепился за неё и примёрз в охлаждающемся к вечеру воздухе. В это время вода к топографам всё прибывала. Они сделали «горку» из рюкзаков, спальных мешков и всего, что было под рукой и забрались на неё. Решили, что кто-то один должен поплыть и отцепить плот. Собрался самый старший по возрасту. Ему было около 40 лет. Молодой парень-рабочий плавать вообще не умел. А студент-практикант сказал – поплывёт он. Потому что в институте ходит в секцию по плаванию и даже участвовал в соревнованиях.

Раздевшись, он поплыл довольно быстро. И оставалось совсем чуть-чуть, когда парень неожиданно скрылся с головой в ледяной воде и больше уже не выплыл. Видимо неожиданная судорога стала для него фатальной. Оставшиеся двое рабочих стояли уже по колено в ледяной воде. По берегу метался как загнанный зверь Булычёв. Он не мог видеть, как гибнут товарищи и был уже в секундах от решения, чтобы просто броситься в ледяную воду и погибнуть вместе с ними.

Но вдруг все услышали вертолёт! Стало уже почти темно, поэтому трудно было понять – летит ли он в их сторону. Это оказалось спасение. Вертолёт завис над рабочими, и им спустили лестницу. С трудом они забрались наверх. Затем погрузили Булычёва с грузом. Через несколько минут все уже были на базе партии. Когда они осознали что спасены, всех начали бить рыдания. Каждый думал о парне, который отдал свою жизнь в попытке спасти их. Ведь он как пловец лучше других понимал, насколько вероятны судороги в ледяной воде и всё же поплыл! Когда бригадир рассказал подробности, на базе были потрясены все.

Начало работ
Начало работ

Партию, в которую входила бригада Булычёва, возглавляла Юлия Ивановна Чудинова. Ко времени разворачивания работ к ней на базу в помощь прибыл начальник экспедиции. На утренней радиосвязи Чудинова пообещала бригаде Булычёва вертолёт. Но днём начальник Киреев решил, что информация о прибывании воды – всего лишь уловка бригадира, чтобы первым получить вертолёт. Когда такая радиограмма пришла в третий раз, Чудинова стала настаивать, чтобы транспорт отправить срочно.

Но Киреев готовился к своему дню рождения и улетел на вертолёте в ближнее поселение, чтобы закупиться к столу. Когда он прибыл, уже вечерело. Булычёв на связь не вышел и Чудинова уже настаивала, чтобы к нему отправили транспорт. Наконец Киреев дал приказ. Диспетчер, чтобы не гонять дорогую технику зря, отправила сначала с ним продукты и нужные материалы строителям, которые работали чуть дальше. А на обратном пути можно было забрать и бригаду Булычёва.

Именно в это время погиб студент. Неразумно как бригадир повёл себя и Булычёв. Ведь вертолёт мог быть просто на ремонте, или работы у топографов могли продлиться дольше (если бы ухудшилась погода). Специалисту с опытом работы нельзя было пренебрегать весенней опасностью пойм рек.

Работа комиссии по расследованию этого случая выявила множество недостатков в работе начальника экспедиции – как руководителя и человека. Когда проводилось общее собрание профсоюзов геодезистов и геологов, Шельмин был поражён тем, как Киреев старался всю вину свалить на Булычёва.

Вертолёт, который пришёл на помощь наверное в последние минуты
Вертолёт, который пришёл на помощь наверное в последние минуты

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Комиссией начальник экспедиции был признан основным виновником в гибели студента. Киреева отстранили от работы и передали дело в суд. Он был осуждён на два года лишения свободы в колонии общего режима. Но...попал под амнистию и отделался по-сути лёгким испугом. Бригадир после ледяного купания серьёзно заболел. Лечился в больнице. Учитывая его состояние здоровья ограничились только отстранением от должности. Была уволена диспетчер. Так за гибель молодого парня виновные ответили лишь лишением работы и минимальным сроком «отсидки».

Для Виталия Васильевича Шельмина этот случай в их экспедиции стал настоящим уроком на всю жизнь. На какой бы должности он не работал, в первую очередь требовал соблюдения техники безопасности. Люди должны были возвращаться из экспедиций живыми!

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.