«...женщине позволено всё. Есть лишь две вещи, которые ей непростительны. Первая — феминизм, а вторая — маргарин.»
Задумывались ли вы когда-нибудь о масле?
Настоящий вкус сливочного масла найти действительно не просто, но если суметь это сделать, о, какая фиерия чувств, невообразимая палитра оттенков. Как раскрывается каждое блюдо с добавлением сливочного масла, какими нежными становятся отдельные ингредиенты в зависимости от сочетаний, какой неповторимый запах, медленно растекающийся по всей кухне, когда только что вытащенный из холодильника кусочек масла начинает плавиться на сковородке. Да, несомненно, пробуя масло понимаешь, что заменять его маргарином — это настоящее преступление.
А знаете, в чем еще особенность масла? В том, что даже если оно размякнет, то со временем оно все равно вернет свою форму.
Да, это будет уже не аккуратно нарезанный ломтик или брикет магазинной формы, но оно снова затвердеет и, выражаясь, по-человечески, «возьмет себя в руки», как и главная героиня романа «Масло» - журналистка Рика в поисках правды.
Закрыв книгу, я решила осмелиться и на свежую голову записать свое впечатление, пока оно еще горяченькое. Роман кажется простым, написанным довольно складно и даже может читаться простовато, но это лишь на первый взгляд.
«Масло» - идеальное название для этой книги, пробуя ее на вкус, она постепенно обволакивает разум, поднимая многие важные, в том числе и социальные, темы, и раскрывается в деталях. И да, она оставляет послевкусие, после которого хочется еще.
Идея книги вдохновлена реальной истории японской мошенницы и серийной убийцы — Канаэ Кидзимы, которая была осуждена за отравление трех жертв, по не доказанным данным, из-за нее умерло еще несколько мужчин и большое количество остались обманутыми на деньги.
В центре сюжета романа — Рика, которая желает всеми способами добраться до Кадзии Манако (прототип преступницы) и написать серию статей на тему расследования дела и самой женщины.
Мой интерес к «Маслу» начался с того, что я прочла где-то информацию о том, что эта книга на тему РПП (расстройство пищевого поведения) и особо не вчитывалась в сюжет, он мне показался интересным только из-за кулинарного подтекста. Приступив к чтению, первым я заметила описания еды, сначала они мне показались странными, преувеличенными, по типу риса с «золотистым» вкусом или молока с «солнечным» послевкусием, но чем больше я вникала, тем яснее мне становилось — это правда. За бешенным ритмом жизни и суетой, можно совершенно не заметить, как еда становится безвкусной — ты ее не жуешь, ты ее поглощаешь.
«В последнее время ценится не сам результат, а степень приложенных усилий, то, насколько люди выкладываются. Успешность теперь ассоциируется с усталостью, и по нынешним меркам, чем больше человек страдает, отказываясь от всего, что за рамками работы, - тем больше он заслуживает уважения.»
На примере жизни Рики мы можем увидеть каким может быть влияние общества на человека, культура отмены, социальные рамки и страх перед критикой. Японское общество полно стереотипов и вся японская культура зациклена на весе, «чистом» питании и стремлению к, порой, нездоровой худобе. В книге поднимаются все эти темы, особенно, в сторону давления к женщинам. Я могу разойтись и написать целое полотно своего мнения или даже возмущения, но не буду этого делать. Вместо этого, я хочу, подчеркнуть то, что мне показалось главным.
Рика — это пример душевных метаний, поисков себя, подрыва привычных устоев, скрытого чувства вины и его последствий, при этом, история человека, который не видит этого, не замечает и пребывает в полной уверенности, что жизнь под контролем.
Чтение было полезным и увлекательным, появилось возможность на чужом примере заметить, как порой ты сам можешь в упор игнорировать свои болячки, которые могут тянуться с самого детства, и которые ты бесконечно сдираешь, не давая шанса зажить полностью.
«К чему вам худеть, милочка? Чтобы привлекать взгляды мужчин? Вот об этом точно переживать не стоит. Мужчинам нравятся пухленькие, упитанные женщины. Разумеется, я имею в виду настоящих мужчин — зрелых, состоявшихся как личность, которые могут позволить себе жить, как им хочется. А те, кому нравятся худые, похожие на детей девушки, - они все неуверенные в себе, скупые и финансово неблагополучные.»
Тема худобы и избыточного веса часто встречается на страницах книги, что немало важно, Манако (наша преступница) была толстой и всё общество негодовало об этом. Как же так, такая толстуха и привлекала мужчин?
В Японии избыточный вес равен тому, чтобы ходить голым — осудительно и «неправильно», отдает уродством и презрениям к таким людям. У нас в России с этим немного полегче, но если вдруг кто-то увидит новость о супружеской измене с прикрепленным фото, на котором мужчина и полноватая женщина, большинство людей не удивятся и скажут: «Оно и понятно, кто же изменять не будет такой толстухе».
Знаете, мне кажется, это проклятие современного времени, очередное навязывание идеалов, которые на деле никому не нужны.
Истина, как я думаю и в книге об этом говорится, в том, что все должно быть в меру. Ты можешь быть полноватым и мягким, а можешь быть худым и строгим, а можешь и вовсе другим. Всё позволено, если это в меру. Ты не корова, общество не должно клеить бирку тебе на ухо и обращаться, как с животным, диктуя свои правила. Это касается и мужчин и женщин.
«Привычное и новое, базовое и с наворотами, соленое и сладкое, твердое и мягкое, бьющее наотмашь и деликатное...Все это можно смешать, полагаясь на собственное чутье. В этом — вся суть кулинарии, а если шире — секрет по-настоящему комфортной жизни. За пределами кухни это называют пластичностью, чувством меры, жизненной мудростью…Да неважно как — важно находить золотую середину.»
Для меня книга — это не триллер в привычном понимании, я больше нахожу его в разделе социальных романов. Есть о чем задуматься, остановиться и подметить то, чего не видел, а еще получить уйму удовольствия от описания рецептов и вкусовых ощущений, полученных от еды.
Вердикт ясен, как день — рекомендую к прочтению.
Мне понравилось, меня задело и мне откликнулось. Это больше чем книга, если рассматривать возможное влияние на сознание людей. Импонирует то, с какой бережной подачей написано о столь сложных вещах, как например, о той же роли слов о человеке в медиа-пространстве, которые могут настроить против него N-ую часть общества и это страшно. А еще страшно, что у преступников есть фан-базы, но это уже совершенно другая история.
Что же о триллерной части книги и ее реальной истории — да, это задумка, она удалась, но это не центр, скорее, это как поджаренный тост, на который нужно намазать слой настоящего сливочного масла и сделав первый укус, прикрыть глаза и почувствовать наслаждение каждой клеточкой своего тела.