Найти в Дзене

Подсудность споров с брокерами: важные изменения в судебной практике

В связи с бурным ростом фондового рынка в прошлые годы, возросло количество споров с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокерами). Данная категория дел является довольно сложной ввиду несовершенства регулирования брокерской деятельности, а также запутанности нормативных документов самих брокеров (регламенты, положения и т.п.). При этом, вопросы подсудности таких споров почти всегда вызывали вопросы у самих судей: при обращении в суды общей юрисдикции гражданам отказывали в рассмотрении иска по мотиву его экономической природы, необходимости рассмотрения спора в арбитражном процессе. Арбитражные суды наоборот передавали иски в суды общей юрисдикции, ссылаясь на формальную подсудность споров, установленных в договоре об оказании брокерских услуг. Получался замкнутый круг: куда бы гражданин-инвестор не обратился, иск почти всегда передавался в другой суд. Ситуация стала меняться после разрешения Верховным судом очередного брокерского спора. При пересмотре дела ВС РФ не

Подсудность споров с брокерами: важные изменения в судебной практике

В связи с бурным ростом фондового рынка в прошлые годы, возросло количество споров с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокерами). Данная категория дел является довольно сложной ввиду несовершенства регулирования брокерской деятельности, а также запутанности нормативных документов самих брокеров (регламенты, положения и т.п.).

При этом, вопросы подсудности таких споров почти всегда вызывали вопросы у самих судей: при обращении в суды общей юрисдикции гражданам отказывали в рассмотрении иска по мотиву его экономической природы, необходимости рассмотрения спора в арбитражном процессе.

Арбитражные суды наоборот передавали иски в суды общей юрисдикции, ссылаясь на формальную подсудность споров, установленных в договоре об оказании брокерских услуг. Получался замкнутый круг: куда бы гражданин-инвестор не обратился, иск почти всегда передавался в другой суд.

Ситуация стала меняться после разрешения Верховным судом очередного брокерского спора. При пересмотре дела ВС РФ не только разрешил конкретный спор, но и очертил пределы свободы договора в вопросах подсудности, критерии отнесения деятельности физ. лица на финансовом рынке к экономической деятельности.

Так, Верховный суд признал, что инвестиционные отношения гражданина с брокером являются экономической деятельностью, поэтому споры с брокерами подлежат рассмотрению в арбитражном суде. При этом, ВС РФ отметил, что такое утверждение верно для споров квалифицированных инвесторов (которые сдали экзамен) с брокерами, поэтому на неквалифицированных инвесторов это правило не распространяется.

Отмечу, что последствия такой позиции ВС РФ выходят за пределы одного дела и затрагивают процессуальную структуру регулирования всей практики по брокерским спорам: от распределения рисков до квалификации инвестиционных отношений и статуса инвестора в деле.

Однако для полного урегулирования статуса гражданина-инвестора, на мой взгляд, необходимо законодательное закрепление позиции Верховного суда, что приведет к единообразному применению правил подсудности брокерских споров, предоставит больше возможностей для защиты прав гражданан, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг в качестве частных инвесторов.