К концу подходил ноябрь 1944 года. Ещё не отгремела война. А в городе Кулебаки, что в Горьковской (сейчас - Нижегородской) области, в семью Фядиных пришла радостная весть. Двадцать третьего числа от отца семейства принесли телеграмму – скоро он приедет и заберёт семью к себе по месту работы, в Карпаты. Все стали готовиться к переезду и ждать главу семьи. Никто и подумать не мог, что в эту же ночь бандеровцы с ножом уже орудовали над телом Ивана Михайловича.
...С юного возраста он активно тянулся к знаниям, но и зарабатывать считал важным самому. Поэтому одновременно работал и учился в школе ФЗУ. Рано женился. На работе парню нравилось участвовать в оформлении заводской стенгазеты «Мартеновец. Товарищи его уважали. Жену никогда не обижал. Посчитал нужным стать коммунистом. О достойном парне вспомнили в райкоме, когда из НКГБ пришёл запрос – подобрать кандидатуру для обучения и дальнейшей работы в среде чекистов. Тут же выбрали Ивана Фядина.
Он старался оправдать доверие, оказанное партией. Был среди лучших курсантов. Вскоре, как одного из самых старательных выпускников, Ивана Михайловича бросили наверное на самую опасную для чекистов работу того времени – ликвидацию националистических банд на территории Украинской ССР.
Согласно официальному донесению от 21 ноября 1944 года шестеро бойцов истребительного батальона, которыми командовал оперативник из Сколевского райотдела НКГБ Львовской области младший лейтенант Иван Михайлович Фядин выехали на проверку по четырём сёлам области. Из всего вооружения у командира был автомат и четыре гранаты, ещё револьвер. А у остальных по винтовке и паре гранат.
К вечеру 23 ноября выехали из села Пидгородцы. Чтобы окончательно не замёрзнуть, двое бойцов решили пройтись пешком. И вдруг заметили, что из кустов, что были дальше к деревьям, на них смотрят дула винтовок. Это была засада бандитов. Не подав виду, бойцы прошли ещё метров 200 по ходу движения и только тогда сказали командиру. Тот дал приказ на уничтожение бандеровцев. Только силы были совсем не равны. Группы истребительного батальона больше не было.
Когда сын Фядина во взрослом возрасте решил узнать подробнее о судьбе своего отца, его последнем бое, он читал это сообщение. Оно показалось ему написанным в какой-то спешке, без отражения сути того, что же произошло на самом деле. Владимир Иванович сделал несколько запросов в город Сколе Львовской области, вблизи которого погиб отец. Но сначала он получал формальные ответы и текст всё того же сообщения. А потом ему ответили – те, кто лично знал Ивана Михайловича Фядина, уже умерли. И тогда сын решил поехать на поиски информации сам.
Он и сопровождавший его корреспондент газеты прибыли в село Пидгородцы. Но там о бое, о котором было написано в сообщении, никто из старожилов не вспомнил. Однако неожиданно вспомнил секретарь партийной организации колхоза. Такой бой был, и именно в тот день, о котором спрашивают приезжие. Однако произошло всё за Сопотом. Тогда он был мальчишкой восьми лет. И пас стадо недалеко от этого места.Младший Фядин с журналистом поехали в указанное село. И там в разговорах со старожилами села сын наконец узнал о том, как принял свой последний бой его отец.
Когда Красная Армия погнала немецких оккупантов дальше из Сколевского района, в тылах у неё стала разрастаться новая проблема. Полностью следуя указаниям немецких хозяев банды украинских националистов начали превращать жизнь людей в кошмар. Они совершали диверсии и нападали на бойцов, которые по любой причине отбивались где-то от своих частей.
В конце ноября к лесорубам, которые работали в лесу у Сопота, пришёл офицер с двумя солдатами. Их отправили договориться о том, чтобы поставить лес на передовую. Пока шёл разговор в лесу, к ним незаметно подкрались бандеровцы. Всех схватили и разоружили, офицера ранили. Селяне утверждали, что рядовых солдат отпустили. А офицера повели вглубь леса, видимо к бандитским «схронам».
Сопровождали его двое. Он попросил выломить ему палку, чтобы раненой ногой опираться на неё и идти быстрее. Один из бандитом подал ему крепкий «костыль». А тот, улучив момент, огрел им ближнего конвоира, вырвал у него автомат и ликвидировал обоих сопровождавших. А потом с трудом поковылял в сторону Пидгородцев. Вероятно там и пересекся его путь с Фядиным и его «ястребками». Офицер всё рассказал.
Уже через пару часов чекисты были у лесорубов. Те рассказали, куда ушли бандиты. Нашлись и желающие помочь разыскать их. Но видимо в группе имелись и пособники бандитов. Пока разбирались по какой дороге лучше двигаться, в банду уже ушёл гонец. Повозку ждала засада. Остановившись вскоре после того как её проехали, офицер крикнул лесорубам, чтобы те немедленно разбегались. Сейчас начнётся бой.
Поняв, что их уже заметили, бандиты открыли огонь. Бойцы залегли и начали стрелять в ответ. Лесорубы стали советовать офицеру скрыться вместе с группой. Поскольку в банде не меньше двадцати человек, им всемером просто не выстоять. Но Иван Михайлович считал, что их не для того посылали на эти земли, чтобы отступать перед бандеровцами. Он крикнул, чтобы те сдавались.
Бой становился всё тяжелее. Разбежаться успели не все лесорубы. Часть из них просто вжались в землю, ожидая конца неравного поединка. Одним из них был местный житель, который жил совсем недалеко от места боя. И в этот момент в его доме молилась жена и плакали дети. Они знали, что их отец находится там без оружия.
Когда на улице уже стало темно, он появился дома и рассказал обо всём. Шёл тяжёлый бой. И несколько безоружных лесорубов лежали тут же, пока над их головами громыхали выстрелы из автоматов и даже бандитского пулемёта. Он сам лежал рядом с молодым офицером. Когда стало темнеть, тот организовал оставшихся в живых чекистов в качестве прикрытия и приказал лесорубам выбираться. Тому, кто был рядом успел пожать руку. Узнав, что есть дети – посоветовал растить их настоящими людьми.
И теперь об этом рассказал сыну Ивана Фядина местный житель Михаил Назар. Именно его отец выбрался тогда благодаря самоотверженности офицера-чекиста.
Тогда бой у реки Стрый продолжился в темноте. Сам Фядин уже был дважды ранен. Помощь пришла только утром. Все тела чекистов-«ястребков» были на поле боя. Никто из них даже не попытался бросить в темноте товарищей. Особенно тяжело было смотреть на Фядина. Свою злость бандеровцы выместили даже на теле погибшего. У него не было глаз а на шее виднелась полоса от ножа.
В селе новости распространяются быстро. Узнав, что в село приехал сын человека, который после войны защищал их жизни от бандитов и лично спас несколько человек, селяне начали тянуться к правлению колхоза. Владимиру Ивановичу жали руку, выражали соболезнования и уверяли, что его отец не зря отдал свою жизнь. Теперь их колхоз один из лучших в районе. И Пидгородцы преобразились необычайно. Вокруг строились новые дома для людей, детские сады и школы, другие учреждения для досуга людей.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Люди все вместе собрались в здании столовой. Вспомнили тех, кто дал народу новую, спокойную и безопасную жизнь. Тогда жители клялись, что подвиг тех, кто погиб, никогда не будет забыт. Состоялась та встреча в середине 70-х годов, когда существовал Советский Союз. В наши дни остаётся только надеяться, что место последнего упокоения героев-чекистов в Львовской области тронуть всё-таки не посмели.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.