В конце января американский прокат прогнулся под тяжестью невыносимого таланта режиссера, хорошо знакомого российской публике. Создатель "Ночного дозора", "Девятаева" и других громких фильмов приготовил зрителям очередной амбициозный и высокотехнологичный проект.
Уроженец советского города Гурьев (ныне - казахстанский Атырау) Тимур Бекмамбетов - необычный постановщик, не стесняющийся браться за работу разной степени сложности. Чего только не было в его карьере, начиная от музыкальных клипов для рок-групп и заканчивая историями о том, как президент США Авраам Линкольн борется с вампирами. Снимал Бекмамбетов и яркую рекламу в девяностые, и много чего еще.
Где-то в перерывах между продолжением "Иронии судьбы" и новогодним альманахом "Елки" Бекмамбетова позвали в Голливуд, чтобы он наваял боевик с Анджелиной Джоли. И всем фильм "Особо опасен" так понравился, что Тимур в Голливуде стал периодически мелькать с другими картинами, а потом и вовсе туда переехал. В Америке удобнее снимать кино в формате скринлайф, когда события фильма развиваются на экране какого-нибудь устройства (например, компьютера). Бекмамбетов - один из главных популяризаторов данного формата, и его новая картина, по большей части, такая.
Сценарий фильма писал малоизвестный автор Марко Ван Белль. Продюсерами значатся сам Бекмамбетов и еще несколько его давних коллег-соратников, которым удалось насобирать производственный бюджет на сумму в 60 миллионов долларов. В актерском составе отметились Крис Пратт, Ребекка Фергюсон, Кали Реис и Крис Салливан.
Лос-Анджелес, 2029 год. Еще недавно уровень преступности в городе зашкаливал, поэтому власти решили пойти на радикальный шаг: запустить систему "Суд Милосердия", где правосудие над обвиняемыми вершит искусственный интеллект. И, о чудо, вскоре ситуация улучшилась: статистика пошла на спад, а с ней и нагрузка на провоохранительные органы снизилась.
Детектив полиции Крис Рэйвен сам помогал внедрять "Суд Милосердия" и стоял у его истоков, но теперь ему пришлось присесть в кресло подозреваемого. По иронии судьбы Крис становится мишенью системы, ведь его обвиняют в жестоком убийстве собственной жены. У полицейского есть лишь 90 минут, чтобы доказать свою непричастность, используя "Облако" - онлайн-доступ ко всем камерам и базам данных города. Если "счетчик виновности" Криса не упадет ниже 92%, бесстрастная нейросеть казнит его прямо в кресле.
Российские прокатчики, как обычно, отличились и превратили простецкое название нового фильма Бекмамбетова "Mercy" (то бишь, "милосердие") в громоздкую, но понятную любому советскому человеку фразу "Казнить нельзя помиловать". Что ж, оставим это на их совести, бывали прецеденты и похуже. А вот неоднозначность самой картины оставить в стороне не получится. Режиссер попытался скрестить высокие технологии с классическим боевиком, но итоговый результат вызывает недоумение.
Главная проблема фильма - в его статичности. Крис Пратт - хороший жанровый актер, когда дело касается физической мощи или комедийной харизмы, как в "Стражах Галактики". Но тут Крис почти все время привязан к креслу, и его попытки играть "лицом" не всегда выглядят убедительно. Говорят, актер сам настоял на том, чтобы его по-настоящему пристегнули во время съемок - эдакий метод Станиславского на минималках. Увы, "подвиг" не особо помог: иногда кажется, будто Пратт не понимает, как вообще здесь очутился.
Та же беда и с Ребеккой Фергюсон. Добротная актриса просто изображает "говорящую голову" - бесстрастную нейро-судью с роботизированным голосом. При этом актеры находятся на расстоянии, что убивает всякую экранную химию. И даже в такой ситуации Фергюсон умудряется быть самым "живым" персонажем фильма, отчаянно сражаясь с "дырявым" сценарием.
Будем откровенны: Марко Ван Белль написал нечто странное. Идея системы, где виновность определяется процентами могла стать основой для мощного триллера, но автор сценария превращает все в нелепость. Почему полиция так легко отдает лучшего сотрудника на растерзание экспериментальному ИИ? И почему Рэйвену разрешают проводить облавы "на удаленке", пока он сидит под следствием? И таких "дыр" полно. Логика здесь явно не в почете.
"Казнить нельзя помиловать" поднимает действительно важные вопросы о потере приватности в мире Gemini, ChatGPT и бесконечных камер слежения. Однако эти глубокие темы быстро приносятся в жертву однотипным погоням дронов и предсказуемым сюжетным ходам, которые угадываются за полчаса до финала. Ближе к развязке картина делает резкий и надуманный поворот, скорее вызывающий усмешку, чем сопереживание. Финальный акт фильма оказывается каким угодно, только не "милосердным" по отношению к зрителю.
Самое непонятное в фантастическом боевике - его посыл. Бекмамбетов вроде как должен критиковать систему тотальной слежки, а в итоге будто бы ей восхищается. Режиссер поет оду милитаризации полиции и внедрению нейросетей во все сферы жизни. Визуально фильм радует: здесь есть неплохой экшен и интересный видеоигровой стиль. Но за красивой оберткой скрывается абсолютно пустая и идеологически спорная история.
Так или иначе, творение Бекмамбетова в первую неделю показов сместило "Аватар 3" с верхней строчки американского проката. Боевик собрал 11,2 миллиона долларов за 7 дней, и это уже неплохо. Правда, потом картина резко сдулась и упала аж на седьмое место. Теперь у фильма есть большой риск не только не окупиться, но и стать убыточным. Кажется, публика не оценила сказку о справедливом искусственном интеллекте, и удивляться тут нечему.
Оценка КИНОВАРНИ: 5/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!