Быстро пробежав глазами 1 Кор. 11:17-34, мы, возможно, скажем, что речь в этом отрывке идет только о Господней вечере. Действительно, он содержит самые подробные указания относительно причастия из всех имеющихся в Библии. Нам нужны эти указания, потому что Господня вечеря — главное событие в поклонении Господней церкви в Господний день. Однако этот отрывок не только о Господней вечере. Фактически он о двух вечерях, и нам нужно узнать о каждой из них.
Павел начинает с решительного заявления: «…Не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее» (11:17).
ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ ВЕЧЕРЯ, ИЛИ БРАТСКАЯ ТРАПЕЗА
Ее соблюдение
Братские обеды были одной из особенностей церкви I века. После учреждения церкви в Иерусалиме первые христиане пребывали в тесном общении; они «имели всё общее», «преломляли по домам хлеб» и «принимали пищу» (Деян. 2:42, 44, 46). В Деян. 20, когда ученики собрались в первый день недели для преломления хлеба — то есть для вкушения Господней вечери, — они, прежде чем разойтись, поели вместе (ст. 7-11). Когда упорствующего в грехе брата отлучили от общения, церкви было дано особое указание — не есть с ним вместе (1 Кор. 5:11). Иуда писал христианам о порочных людях: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя» (Иуда 12). Имеются многочисленные свидетельства, говорящие о том, что ранняя церковь регулярно устраивала братские трапезы, или вечери любви. Сегодня церковь делает то же самое.
По свидетельству Павла, церковь в Коринфе тоже устраивала такие трапезы, и он, судя по всему, одобрял это. Но в то же время он сделал выговор братьям за их поведение во время таких застолий.
Ее извращение
«Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь как церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий спешит прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковью Божией и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1 Кор. 11:18-22).
Что же коринфские христиане делали не так, когда ели вместе?
Во-первых, они создавали условия для разделения. Во время их совместных трапез подчеркивалось существование фракций (1 Кор. 11:18, 19). Для разделенных и сеющих распри коринфян даже «вечеря любви» была событием, которое провоцировало и демонстрировало разделение. Каким образом? Можно только догадываться, но не исключено, что они специально садились за отдельные столы или не позволяли некоторым есть вместе с ними во время общецерковной трапезы.
Во-вторых, они путали братский ужин с Господней вечерей. В результате получалась такая пародия на причастие, которую никак нельзя было назвать «Господней вечерей». Павел выговаривает им: «вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (11:20). Хотя братский ужин был полезным делом для общины, им нельзя заменять Господню вечерю, как нельзя его и путать с ней.
Третье извращение вечери любви касалось пренебрежительного отношения коринфян друг к другу во время трапезы (11:21, 22).
Когда каждый отдельный человек, каждая семья или группа ели свой ужин — пищу, которую они приносили для себя, — игнорируя нужды других, у одних ее было более чем достаточно, а другие уходили голодными. Изначальной целью таких трапез, очевидно, было накормить бедных за счет щедрости богатых, но в Коринфе эта цель не достигалась. Напротив, эти трапезы только акцентировали расхождения между членами и обостряли уже существовавшие разделения.
Четвертым извращением братской трапезы было то, что коринфяне неправильно понимали ее истинное назначение. Они думали, что она проводится для того, чтобы просто наполнить желудок (11:22). Не это была ее главная цель. Утолить голод можно было и без церковного собрания. На это указывает Павел, говоря: «А если кто голоден, пусть ест дома» (11:34). Братская трапеза призвана была способствовать укреплению любви, чувства сопричастности и единства; это должно было быть время, когда бедные могли получить помощь от обеспеченных, не стыдясь этого. Но злоупотребление коринфянами братской трапезой означало, что она приносила больше вреда, чем добра.
Ее польза
Из ошибок коринфян мы должны извлечь для себя уроки. В одной общине, где я проповедовал, братья собирались за братским обедом один раз в месяц после утреннего воскресного богослужения. Как только богослужение заканчивалось, женщины делали последние приготовления и просили всех спуститься вниз, чтобы начать трапезу. Мы рассаживались, а они подавали еду. Не успевали мы поесть, как они начинали торопить нас побыстрее заканчивать, чтобы они могли все убрать. До и во время еды почти не отводилось времени на то, чтобы пообщаться, лучше узнать друг друга.
Через несколько месяцев таких «мероприятий» в одно воскресное утро, перед нашей традиционной трапезой, я высказал несколько предварительных замечаний. Я спросил: «Почему вы так спешите?» И затем рассказал об истинной цели таких обедов. Я объяснил, что их цель — не просто поесть, а достичь чего-то более высокого. Собираясь, чтобы вместе посидеть за одним столом, мы, братья и сестры во Христе, должны помнить об этом. Если совместная братская трапеза не способствует укреплению единства, не побуждает к любви и не приносит пользу бедным, то почему бы нам тогда лучше не есть дома?
ГОСПОДНЯ ВЕЧЕРЯ
Помимо указаний Павла относительно братской совместной трапезы, в 1 Кор. 11:17-34 также содержится учение о Господней вечере. Павел объясняет, что это такое и как мы должны ее вкушать.
Что это такое?
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: «Примите, едите, это тело Моё, за вас ломимое; это совершайте в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери и сказал: «Эта чаша — новый завет в Моей крови; это совершайте, когда только будете пить в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьёте чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор. 11:23-26).
Господню вечерю учредил Иисус, наш Господь. Мы не смеем легкомысленно относиться к ней или вовсе игнорировать ее!
Эту Вечерю Он дал нам в Свое воспоминание. Иисус сказал: «Это совершайте в Моё воспоминание». Хлеб — это напоминание о Его теле, а чаша — напоминание о крови, которую Он пролил для прощения наших грехов. Совершая причастие, мы должны делать это в память о Его смерти и думать о том, что Он сделал для нас на кресте.
Господню вечерю Иисус учредил, чтобы напоминать членам Своего тела, что они были искуплены кровью Агнца. Как праздник Пасхи ежегодно напоминал Израилю, что их первенцы были спасены от смерти в Египте кровью ягненка, так причастие еженедельно напоминает нам, что мы — Божий народ, спасенный от рабства греху благодаря крови Христа.
То, что церкви была дана Господня вечеря, говорит о том, что она относится к пребыванию в царстве. Вот слова Иисуса: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода этого виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Хотя людям, которые не состоят в церкви, участие в преломлении хлеба не причинит никакого вреда, привилегия вкушения Господней вечери принадлежит членам царства, церкви. Все, кто хочет воспользоваться этой привилегией, должны стать частью церкви.
Павел говорит, что наше участие в Господней вечере возвещает «смерть Господню… доколе Он придёт» (11:26). Тогда Он возьмет нас к Себе на всю вечность.
Как мы вкушаем ее?
«Поэтому, кто будет есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба этого и пьёт из чаши этой. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром. Поэтому, братья мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:27-34).
Из 1 Кор. 11:17-34 мы также узнаём, как мы должны вкушать Господню вечерю.
Мы должны вкушать ее достойно (11:27).
Это не означает, что мы сами должны быть достойными. Никто не достоин жертвы Иисуса. Не означает это и то, что мы должны быть безгрешными. Если бы нам требовалось быть безгрешными, то никто не смог бы участвовать в Вечере. Некоторые считают, что христианину, согрешившему в течение недели, не следует участвовать в Господней вечере, но эта идея ошибочна! Отказ от участия в Господней вечере из-за греха — это, по сути, еще один грех. Если человека так беспокоит грех, что ему неловко вкушать Господню вечерю, то ему нужно сделать что-то со своим грехом, но не отказываться от причастия.
Писания конкретно указывают, как причащаться достойно.
(1) Нужно «испытывать» себя (11:28) — а не других. Испытывая себя, мы ощутим потребность прославлять Бога за Его благодать, искать прощения за свои грехи и еще более ревностно служить Господу.
Господня вечеря затрагивает все аспекты времени. Причащаясь, мы смотрим в прошлое — на Иисуса, умирающего на кресте ради нашего спасения. Она требует, чтобы мы смотрели внутрь себя — какие мы есть в настоящее время: не достойные крови Агнца, но тем не менее спасенные! Она также предполагает, что мы смотрим вперед — возвещаем, что Господь вернется! Павел пишет: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьёте чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (11:26). Прошлое, настоящее и будущее встречаются, когда мы собираемся вокруг Господнего стола.
(2) Нужно «рассуждать» о теле, или «различать» (РБО и др.) тело (11:29-32). Что Павел имел в виду, когда говорил: «Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем [не признавая значения Тела Господнего; Совр. пер.]» (11:29)? Возможно, он говорил о теле Христа, когда Он висел на кресте. Мы должны помнить, что Христос умер за нас. Возможно также, что Павел говорил о духовном теле Христа, церкви. Если таково значение его слов, то, значит, Павел хотел сказать, что мы должны думать о церкви. Господня вечеря — это общее мероприятие; в ней участвует вся церковь. Не исключено, что Павел здесь указывает на то, что, соблюдая Господню вечерю, коринфяне не думали о других.
(3) Нужно ждать друг друга (11:33, 34). В конце рассуждения о Господней вечере Павел возвращается к совместной трапезе коринфян, когда они собирались, чтобы «есть», путая братский стол с Господней вечерей. Он, в сущности, говорит: «Ждите друг друга. Не начинайте есть раньше других, будь то Господня вечеря или братский ужин, а ждите, когда будут готовы другие. Думайте о других».
Наставление «друг друга ждите» указывает на то, что Господня вечеря — это причастие, коллективное действие, братское общение. Согласно 1 Кор. 10:16, когда мы едим Господню вечерю, мы приобщаемся (причащаемся; Совр. пер.) тела и крови Христа. «Трапеза Господня» (10:21) предполагает братское общение с Господом: мы вместе с Ним участвуем в Его вечере (Мф. 26:29). Но мы также общаемся и с другими учениками, когда вместе с ними предаемся воспоминанию.
Недостойное соблюдение Господней вечери имеет последствия. Павел говорит, что если мы не причащаемся так, как должно, для нас это может иметь несколько последствий:
• Согласно стиху 27, мы виновны «против тела и крови Господней». Иными словами, если мы неправильно вкушаем Господню вечерю, то мы виновны в том, что снова распинаем Христа!
• Согласно стиху 29, если мы «не рассуждаем о теле Господнем», то мы навлекаем на себя осуждение.
• Согласно стиху 30, если мы неправильно участвуем в Господней вечере, то будем болеть и умрем — духовно.
• Согласно стихам 31 и 32, если мы не судим (испытываем; Совр. пер.) сами себя и неправильно «рассуждаем о теле», то Господь осудит и накажет нас. Либо мы будем сами судить себя, либо это сделает Господь!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указания Павла содержат советы, которые помогут и сегодняшним церквам решать проблемы и спасать души. К нам применимы два общих принципа.
«Делайте ваше общение полезным»
Мы должны предпринимать все меры к тому, чтобы сделать общение духовно полезным. Церкви должны предоставлять своим членам возможности для общения вне богослужений. В частности, братские обеды, или «обеды в складчину», вполне приемлемы для общины. Главный вопрос, который нужно задавать в отношении любого повода для общения, не «Это будет развлечением?» Истинной проверкой должен быть такой вопрос: «Будет ли он полезен для бедных, будет ли он содействовать единению, побуждать к духовному росту и братской любви, способствовать большему пониманию между разными группами в церкви?»
«Наполняйте вашу Господню вечерю смыслом»
Мы должны наполнять Господню вечерю смыслом. В церковь может закрасться идея, что, преломляя хлеб, мы участвуем в простом ритуале. Такое рассуждение может подвести нас к мысли, что все, что мы делаем во время Господней вечери и как мы это делаем, не имеет большого значения. В 1 Кор. 11 опровергается подобный взгляд. Да, когда мы вкушаем Господню вечерю — равно как когда поем, молимся, изучаем Библию и жертвуем, — мы до известной степени участвуем в ритуале. Однако это не бессмысленный, а, напротив, очень важный ритуал, установленный Самим Господом. То, как мы соблюдаем его — правильно и неправильно, — может стать определяющим моментом в том, будем мы жить или умрем духовно!
Нам следует делать все возможное (в рамках Писаний), чтобы наполнять Господню вечерю глубоким смыслом. Участников следует призывать испытывать себя, рассуждать о теле и проявлять заботу о других членах, причащающихся вместе с ними.