Найти в Дзене

Что означают слова Христа: "...верующий в Меня, не умрет вовек"?

Евангельские слова Христа звучат особенно остро в мире, где смерть — это очевидная и неизбежная реальность; мы видим, как умирают близкие, как стареет и разрушается тело, как сама жизнь постоянно напоминает о своей хрупкости. И потому у человека неизбежно возникает вопрос: как понимать эти слова? Разве верующие не умирают? Разве христиане не болеют, не стареют, не ложатся в могилу? Христос же говорит о смерти совсем не так, как привыкли говорить обычные люди. Эти слова были сказаны Спасителем у гроба Лазаря, в момент человеческой скорби, плача и отчаяния. Марфа говорит Христу о воскресении «в последний день», а Он отвечает ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11:25–26). Здесь Господь прямо различает две смерти: одну — видимую, телесную, и другую — подлинную, вечную. Телесная смерть для христианина не отменяется, но перестает быть концом. "Ясно, что «живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», т
Оглавление

В Евангелии от Иоанна Спаситель говорит: "И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?"

Евангельские слова Христа звучат особенно остро в мире, где смерть — это очевидная и неизбежная реальность; мы видим, как умирают близкие, как стареет и разрушается тело, как сама жизнь постоянно напоминает о своей хрупкости. И потому у человека неизбежно возникает вопрос: как понимать эти слова? Разве верующие не умирают? Разве христиане не болеют, не стареют, не ложатся в могилу? Христос же говорит о смерти совсем не так, как привыкли говорить обычные люди.

Эти слова были сказаны Спасителем у гроба Лазаря, в момент человеческой скорби, плача и отчаяния. Марфа говорит Христу о воскресении «в последний день», а Он отвечает ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11:25–26). Здесь Господь прямо различает две смерти: одну — видимую, телесную, и другую — подлинную, вечную. Телесная смерть для христианина не отменяется, но перестает быть концом.

"Ясно, что «живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», то есть не всегда пребудет в смерти, поскольку жив, и рука смерти не навсегда возобладает над ним", - говорил прп. Ефрем Сирин.

Православное понимание этих слов всегда было связано с учением о вечной жизни и воскресении. Святые отцы поясняют, что Христос говорит не об избавлении от телесной смерти, а о том, что смерть теряет свою власть и окончательность.

Для верующего человека она становится не гибелью, а переходом, и именно поэтому Церковь называет смерть «успением» — как бы погружением тела в долгий сон до всеобщего воскресения. Апостол Павел пишет: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). Это не красивая метафора, а реальный опыт веры.

Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp по номеру: + 7 (952) 86-112-44.

Человек умирает телом, но не умирает как личность; душа не исчезает, не растворяется и не прекращает существование. Более того, Христос открывает не просто бессмертие души — о нем говорили и до Него, — а воскресение всего человека. «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» (Ин. 5:28). Вот почему вера во Христа — это не психологическое утешение и не способ «справиться со страхом смерти», а реальное соединение с Источником Жизни.

Важно понимать: «не умрет вовек» — не означает автоматического спасения по формальному признаку. В Евангелии вера — это не абстрактное признание существования Бога, а живая связь со Христом, доверие Ему, жизнь по Его заповедям. Сам Господь говорит: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи, Господи”, войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Вера, о которой говорит Христос, — деятельная, живая, преображающая человека изнутри.

Апостол Иоанн прямо связывает жизнь вечную с общением со Христом уже здесь, на земле: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Жизнь вечная начинается не после смерти, а в момент, когда человек по-настоящему входит в эту связь с Господом, предает себя в Его волю. Именно поэтому христианин, даже проходя через страдания, болезни и телесную смерть, остается причастным жизни, которую смерть не может уничтожить.

Церковь постоянно подчеркивает: подлинная смерть — это не разлучение души с телом, а разлучение человека с Богом. Апостол Павел называет состояние вне Бога «смертью во грехах»: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим..., оживотворил со Христом» (Еф. 2:1,5). Вот о какой смерти прежде всего говорит Христос: человек может быть физически жив, но духовно мертв, и наоборот — может умереть телесно, но остаться живым в Боге.

Христианин не отрицает боль разлуки с усопшими, не делает вид, что «ничего не произошло». Сам Христос плакал у гроба Лазаря (Ин. 11:35), но эти слезы не были безнадежными, в них были любовь и скорбь, но не отчаяние. Потому что вера твердо знает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55).

Умудри Господь!