Найти в Дзене
Права и Право

Верховный Суд разъяснил, входит ли доля в ООО в наследственную массу, если был заключен брачный договор

📌 16 декабря 2025 года Верховный Суд РФ опубликовал определение по делу № 5-КГ25-138-К2, в котором разъяснил, что доля в уставном капитале общества также относится к имуществу. 🔷 Лисогорский В.Е. и Лисогорская Г.А. с 01.06.1994 г. состояли в браке. В браке супругами были приобретены доли в двух ООО. ООО 1 было учреждено Лисогорским В.Е., в связи с чем супругам принадлежала доля в размере 66,66% в уставном капитале общества, на ООО 2 Лисогорским В.Е. был заключен договор уступки права на долю, в результате чего супругам стала принадлежать доля в размере 67% уставного капитала общества. В 2012 году супруги заключили брачный договор, которым установили раздельный режим имущества супругов - все движимое и недвижимое имущества в период брака, а также при его прекращении принадлежит тому из супругов, на имя которого оно оформлено. 03.07.2022 года Лисогорский В.Е. умер. После его смерти нотариусом было открыто наследственное дело. Наследниками являлись: супруга Лисогорская Г. А., мать

📌 16 декабря 2025 года Верховный Суд РФ опубликовал определение по делу № 5-КГ25-138-К2, в котором разъяснил, что доля в уставном капитале общества также относится к имуществу.

🔷 Лисогорский В.Е. и Лисогорская Г.А. с 01.06.1994 г. состояли в браке. В браке супругами были приобретены доли в двух ООО. ООО 1 было учреждено Лисогорским В.Е., в связи с чем супругам принадлежала доля в размере 66,66% в уставном капитале общества, на ООО 2 Лисогорским В.Е. был заключен договор уступки права на долю, в результате чего супругам стала принадлежать доля в размере 67% уставного капитала общества. В 2012 году супруги заключили брачный договор, которым установили раздельный режим имущества супругов - все движимое и недвижимое имущества в период брака, а также при его прекращении принадлежит тому из супругов, на имя которого оно оформлено.

03.07.2022 года Лисогорский В.Е. умер. После его смерти нотариусом было открыто наследственное дело. Наследниками являлись: супруга Лисогорская Г. А., мать Лисогорская Л.П., Лисогорский Н.В. (сын наследодателя и истца), отказавшийся от наследства в пользу своей матери Лисогорской Г.А., а также его несовершеннолетние дети Лисогорская-Брострем М.В., Лисогорский-Брострем Ф.В., Лисогорский Брострем В.В., от их имени выступала мать – Брострем В.О. Лисогорская Г.А. обратилась к нотариусу с заявлением о выделе ей супружеской доли и выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имущества супругов. Своим постановлением нотариус в выдаче свидетельств отказала, указала на наличие брачного договора, которым установлена раздельная собственность на имущество, в том числе и на доли в уставных капиталах обществ.

🔶Лисогорская Г.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать доли в ООО совместно нажитым имуществом и выделить её супружескую долю, так как доли в ООО не являются движимым или недвижимым имуществом, являются имущественным правом, следовательно брачный договор на доли в ООО не распространяется, следовательно доли в ООО остались в совместной собственности супругов .

Суд первой инстанции иск удовлетворил, сослался на то, что применительно к находившемуся в совместной собственности супругов иному имуществу в виде имущественных прав на доли в уставном капитале ООО 1 и ООО 2 брачный договор положений не содержит. Сами условия брачного договора по обстоятельствам его заключения свидетельствуют о том, что бизнес между супругами поделен не был. Апелляция и кассация оставили решение суда первой инстанции в силе.

Брострем В.О. обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд.

⚖ Верховный Суд жалобу удовлетворил, обжалуемые судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав: в соответствии со ст. 128, 129, 254, 1112 Гражданского Кодекса РФ, ст. 34, 39, 41, 42 Семейного Кодекса РФ, п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 года № 15 «доли в уставных капиталах ООО 1 и ООО 2 представляют собой совокупность определённых имущественных и неимущественных прав и обязанностей участника общества, являются объектами гражданским прав и входят в состав более широкой категории - «имущество». Принимая во внимание буквальное значение пунктов 2.3. и 3.1. брачного договора, брачным договором от 6 июня 2012 года стороны установили раздельную собственность на всё имущество супругов, в том числе на долю в уставном капитале ООО 1 и в уставном капитале ООО 2, в связи с чем супружеская доля Лисогорской Г.А. в названном имуществе исключается. Кроме того, доля в ООО 2 совместно нажитым имуществом супругов Лисогорских не являлась, поскольку приобретена по договору уступки доли, который не содержит условий о его возмездности, напротив, из существа и условий указанного договора следует его безвозмездный характер. В договоре не предусмотрена цена уступки, обязанность цессионария по оплате доли, срок оплаты и т.д. В материалах дела не содержатся доказательства оплаты доли по договору, что прямо говорит о его безвозмездности.

💡 Таким образом, в случае заключения брачного договора на все движимое и недвижимое имущество, под словом «имущество» подразумеваются также и имущественные права, принадлежащие супругам.