Сегодня попадание молнии в самолёт почти не представляет опасности. Современные авиалайнеры спроектированы так, чтобы безопасно проводить электрический разряд через фюзеляж, и он не повреждает важные системы. Электроника надёжно экранирована, топливные баки защищены от воспламенения паров, а сами молниеотводы - обязательный элемент конструкции.
Но так было не всегда. Ещё в середине XX века попадание разряда в самолёт могло привести к возгоранию топлива, разрушению конструкции и даже к взрыву в воздухе. Особенно уязвимыми были поршневые самолёты с металлическим корпусом и слабоэкранированной электросистемой. Одной из таких трагедий стала катастрофа Lockheed L-1649A Starliner над Италией в 1959 году.
26 июня 1959 года пассажирский самолёт Lockheed L-1649A Starliner авиакомпании Trans World Airlines (TWA) выполнял рейс из Афин в Чикаго с промежуточными посадками в Риме, Милане и Париже.
Сам самолёт представлял собой вершину эволюции знаменитой серии Lockheed Constellation. Это был поршневой дальнемагистральный лайнер с четырьмя двигателями и узнаваемым хвостом с тремя килями. В TWA такие самолёты называли Jetstream. Компания активно участвовала в разработке этой модели и закупала такие машины десятками. Но к концу 50-х годов эпоха поршневой авиации подходила к концу - на горизонте уже появились реактивные лайнеры, и их преимущества становились всё очевиднее.
На борту находился большой и опытный экипаж. Основным командиром был 50-летний Пол Град - ветеран Второй мировой войны, проработавший в TWA почти два десятилетия. В кабине находились второй пилот Фрэнк Эллис, бортинженер Джон Пауэлл. На борту было ещё два сменных члена экипажа, готовых принять управление на следующем этапе полёта. В кабине также расположился ещё один командир - Джек Дэвис, летевший в этом рейсе как пассажир. В салоне работали две стюардессы. Дополнял экипаж флайт-менеджер.
После вылета из Афин в 11:15 по местному времени, рейс TWA успешно приземлился в Риме. Там произошла замена борта, пассажиров из одного лайнера пересадили на другой. Около 15:00 борт покинул Рим и через полтора часа приземлился в Милане. Здесь на рейс зарегистрировались 59 пассажиров, из которых пятеро летели первым классом. Всего на борту находились 68 человек.
Во время посадки пассажиров погода стала резко ухудшаться, начался ливень. Прогнозы были неутешительными: в регионе наблюдалась зона низкого давления, сопровождаемая турбулентностью и грозами. Однако другие рейсы в тот день выполнялись без происшествий, и экипаж решил продолжить полёт.
Примерно в 17:17 экипаж получил разрешение на вылет из Милана в Париж. Самолёту предстояло набрать высоту 1 220 метров, затем подняться до эшелона 5 640 метров, следуя по маршруту через радиомаяки Саронно и Бьелла. В 17:20 Lockheed Starliner оторвался от полосы аэропорта Мальпенса.
Через несколько минут пилоты связались с центром управления полётами аэропорта Линате (Милан). Экипаж сообщил, что они уже пролетели зону маяка Саронно и продолжают подъём до 3050 метров. Следующей контрольной точкой должен был стать маяк Бьелла, которого самолёт рассчитывал достичь к 17:45. В 17:33 был получен последний радиосигнал от экипажа. После этого - тишина.
Когда в назначенное время самолёт не вышел на связь, диспетчер Линате попытался вызвать его снова. Ответа не последовало. Тогда он попросил помочь другой борт - DC-6B авиакомпании Sabena, который вылетел почти одновременно с TWA. Но и это не дало результата.
Как будет установлено позднее, примерно за десять минут до запланированного выхода на маяк Бьелла, лайнер разрушился в воздухе неподалёку от населённого пункта Ольджате-Олона. Разрушение произошло на высоте, и обломки разлетелись по округе в радиусе трёх километров - упав между городками Ольджате, Марнате и Кастелланца. Несмотря на то что район был густонаселён, на земле никто не пострадал.
По свидетельствам местных жителей, они услышали в небе грохот, а затем увидели, как авиалайнер с яркой вспышкой разрушился на части. На место прибыли пожарные из города Галларате и солдаты местной воинской части. Но работа была крайне затруднена из-за сильного дождя, темноты и большой площади, на которую разбросало обломки. Огонь удалось потушить к девяти вечера. Выживших не нашли.
На следующий день после катастрофы, 27 июня, прокуратура дала разрешение на проведение операции по сбору и идентификации тел. Выяснилось, что почти все пассажиры находились на своих местах, пристёгнутыми ремнями безопасности. Это говорило о том, что катастрофа произошла настолько внезапно, что люди даже не успели осознать, что происходит.
Особое недоумение вызвало то, что при официально заявленных 68 пассажирах на борту были найдены 69 тел. Неопознанное тело мальчика 7 лет обнаружили между телами Соньи и Пилар Кинтерос, жены и дочери чилийского консула в Токио Луиса Кинтероса. Позже выяснилось, что он был их младшим сыном. Его имя, вероятно, не попало в список пассажиров, так как он летел на особых условиях, используя дипломатический статус семьи. В данном рейсе его не стали указывать для избежания бюрократических процедур. Официально никаких сведений о Луисе Куинтеросе-младшем после 1959 года нет и официально он никогда не умирал.
Расследование началось спустя месяц после трагедии. В нём участвовали как итальянские, так и американские эксперты. Рассматривались все возможные причины катастрофы: попадание молнии, утечка топлива, теракт, отказ конструкции, неисправность в электросистеме или в двигателях.
Работа была осложнена тем, что на борту не было речевого самописца - в то время такие устройства ещё не использовались. Но многочисленные свидетельства очевидцев помогли установить наиболее вероятную причину.
В районе катастрофы наблюдалась гроза. Тела членов экипажа и пассажиров были обнаружены пристёгнутыми, что также свидетельствовало о неблагоприятных погодных условиях. Изучение обломков показало, что лайнер начал разрушаться в воздухе из-за отделения левой плоскости крыла, которое в свою очередь было вызвано взрывом топливных баков №6 и 7.
Изучив версии и учитывая, что ранее по разбившемуся самолёту не было серьёзных замечаний по техническому обслуживанию, следователи сделали вывод, что взрыв был вызван ударом молнии. Хотя само авиатопливо не может взорваться из-за удара молнии, но зато могут взорваться его пары. Наиболее вероятно, что когда молния ударила в самолёт, она прошла через выходные трубки топливного бака №7, воспламенив скопившийся в них избыток топливных паров. После чего возникший огонь воспламенил пары авиатоплива в баке №6 и это привело к взрыву обоих топливных баков и разрушению левого крыла.
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий, это поможет в её продвижении. Заранее спасибо от всей команды!
Происшествие из-за шаровой молнии: