Найти в Дзене

Лучшая подруга позвала на день рождения, а потом я узнала, что она туда же пригласила моего бывшего мужа с новой женой

Телефон звякнул как-то вечером, когда я как раз разбирала шкаф. Старые вещи давно пора было пересмотреть, половину отдать или выбросить. На экране высветилось имя Людки. Мы дружили ещё со школы, хотя последние годы виделись не так часто, как раньше. – Привет, Ленка! Ты чем занята? – её голос звучал весело и как-то празднично. – Да вот шкаф перебираю. Что случилось? – У меня через неделю день рождения! Пятьдесят пять стукнет, представляешь? Я решила устроить нормальный праздник, не как в прошлый раз на скорую руку. В ресторане столик заказала. Ты придёшь обязательно? Я улыбнулась. Людка всегда любила отмечать, собирать народ. А я после развода стала намного домоседнее, компании избегала. – Конечно приду. А кто ещё будет? – Да человек пятнадцать наберётся. Наши девчонки из школы, несколько подруг по работе, соседка Тамара Ивановна. Вот думаю, кого ещё позвать... Мы ещё поболтали минут десять, я пообещала обязательно прийти и даже немного обрадовалась. Может, правда пора уже выходить из с

Телефон звякнул как-то вечером, когда я как раз разбирала шкаф. Старые вещи давно пора было пересмотреть, половину отдать или выбросить. На экране высветилось имя Людки. Мы дружили ещё со школы, хотя последние годы виделись не так часто, как раньше.

– Привет, Ленка! Ты чем занята? – её голос звучал весело и как-то празднично.

– Да вот шкаф перебираю. Что случилось?

– У меня через неделю день рождения! Пятьдесят пять стукнет, представляешь? Я решила устроить нормальный праздник, не как в прошлый раз на скорую руку. В ресторане столик заказала. Ты придёшь обязательно?

Я улыбнулась. Людка всегда любила отмечать, собирать народ. А я после развода стала намного домоседнее, компании избегала.

– Конечно приду. А кто ещё будет?

– Да человек пятнадцать наберётся. Наши девчонки из школы, несколько подруг по работе, соседка Тамара Ивановна. Вот думаю, кого ещё позвать...

Мы ещё поболтали минут десять, я пообещала обязательно прийти и даже немного обрадовалась. Может, правда пора уже выходить из своей скорлупы? Развелись мы с Андреем три года назад, вполне приличный срок, чтобы прийти в себя.

Следующие дни я потратила на выбор подарка и наряда. С подарком определилась быстро – красивый сервиз, Людка любила чаепития. А вот с одеждой пришлось повозиться. Платья сидели как-то не так, в одних я казалась себе старше, в других глупо. В итоге остановилась на простом синем платье с небольшим принтом и новой блузке к юбке. Взяла блузку, всё-таки ресторан.

День рождения выпал на субботу. Я встала пораньше, сходила в парикмахерскую, сделала укладку. Когда смотрелась в зеркало перед выходом, даже себе понравилась. Седые волосы красиво блестели после укладки, глаза были ясными. Может, я и не так плоха для своих пятидесяти трёх?

Ресторан находился в центре города, в старом здании с высокими потолками. Людка выбрала хорошее место. Я поднялась на второй этаж, где был забронирован зал, и сразу услышала знакомый смех подруги.

– Ленка! Наконец-то! – Людка бросилась ко мне с объятиями. Она была в ярко-красном платье, с новой причёской и сияла от счастья. – Проходи, проходи! Тут уже почти все собрались.

Я огляделась по сторону. Узнала несколько лиц – наших общих подруг, с которыми когда-то сидели за одной партой. Поздоровалась, начала рассаживаться за длинный стол. И тут в дверях появилась пара. Сначала я увидела её спину, высокого мужчину рядом, а когда они повернулись...

Сердце ухнуло вниз. Андрей. Мой бывший муж. А рядом с ним та самая Марина, из-за которой, собственно, всё и рухнуло. Она была моложе меня лет на пятнадцать, в обтягивающем чёрном платье, с длинными распущенными волосами. Они выглядели как пара из глянцевого журнала.

Я замерла с бокалом в руке. Людка суетилась рядом, рассаживала гостей, и казалось, даже не замечала моего оцепенения.

– Андрюш, Мариночка! Как хорошо, что вы смогли! Садитесь вот сюда, – она указала на места практически напротив меня.

Андрей увидел меня и тоже застыл на секунду. В его глазах промелькнуло что-то вроде смущения, но он быстро взял себя в руки и кивнул мне.

– Лена. Привет.

– Здравствуйте, – выдавила я и отвернулась, делая вид, что ищу что-то в сумочке.

Внутри всё кипело. Как Людка могла? Она же знала, через что я прошла! Она видела меня рыдающей на её кухне, когда Андрей ушёл. Она же помогала мне собирать вещи из нашей квартиры, поддерживала, когда я думала, что жизнь кончена. И вот теперь она спокойно приглашает нас обоих, как будто ничего не было?

Праздник начался. Людка произнесла небольшую речь, поблагодарила всех за приход. Стали выносить угощения, гости разговорились. Я сидела, улыбалась, отвечала на вопросы соседки справа о работе, но всё моё внимание было приковано к паре напротив. Марина что-то щебетала, Андрей улыбался ей, наклонялся к ней, явно демонстрируя своё счастье. Мне становилось дурно.

– Лен, ты чего такая бледная? – наклонилась ко мне Ирка, наша общая подруга со школы. Она села рядом ещё в начале вечера.

– Ничего. Просто жарко здесь немного.

– Да ладно, не ври. Я видела твоё лицо, когда они вошли. Людка совсем обнаглела, что ли? Зачем она их позвала?

Я пожала плечами. Ирка вздохнула и налила мне вина.

– На, выпей. Легче станет.

Выпила. Потом ещё. Голова слегка закружилась, но не легче стало. Наоборот, эмоции накатывали всё сильнее. Я смотрела на Андрея и не понимала – это тот самый человек, с которым я прожила двадцать восемь лет? Который клялся любить меня в горе и радости? Который говорил, что я самая лучшая? А теперь сидит здесь со своей новой пассией и даже не испытывает неловкости.

Людка ходила между столами, общалась с гостями. Когда она подошла ко мне, я не выдержала.

– Людмила, можно тебя на минутку?

– Конечно! – она улыбнулась, не чувствуя подвоха.

Мы отошли в угол зала, подальше от других гостей.

– Ты могла бы предупредить, что пригласила Андрея с его... с Мариной.

Людка растерялась, улыбка сползла с её лица.

– Ленка, ну я не думала, что это такая проблема. Прошло же три года уже.

– Три года – это не срок давности для предательства! Ты же знаешь, как мне было тяжело!

– Знаю, но жизнь идёт дальше. И Андрей мой хороший знакомый, мы же с ним тоже давно общаемся. Я не могла его не позвать.

– Ты могла предупредить хотя бы! Чтобы я была готова или вообще не пришла.

Людка нахмурилась.

– А я как раз и боялась, что ты не придёшь. Лен, ты моя лучшая подруга, мне хотелось, чтобы ты была на моём празднике. Я думала, что вы просто разойдётесь по разным углам стола и будете вести себя по-взрослому.

– По-взрослому? – я почувствовала, как голос начинает дрожать. – По-взрослому это сидеть и смотреть, как мой бывший муж обнимает женщину, из-за которой развалилась моя семья?

– Семья у вас развалилась не только из-за Марины, – тихо сказала Людка. – Ты же сама мне говорила, что между вами давно всё остыло.

Удар был точным и больным. Да, я действительно когда-то жаловалась Людке, что с Андреем мы стали как чужие. Что спим в одной постели, но живём разными жизнями. Что разговоры наши свелись к обсуждению счетов и планов на выходные. Но это не значило, что я была готова к его уходу. Тем более к тому, как всё произошло.

– Это разные вещи, – сказала я. – И ты это понимаешь.

– Лен, прости. Я правда не хотела тебя расстраивать. Просто мне казалось, что пора уже всем двигаться дальше.

Я хотела ещё что-то сказать, но в этот момент к нам подошла Марина. Она улыбалась той искренней улыбкой, которая меня всегда раздражала.

– Извините, что вмешиваюсь. Людмила, у нас с Андреем для вас подарок. Хотели вручить.

– Сейчас, Мариночка, сейчас, – Людка кинула на меня виноватый взгляд и пошла за ней к столу.

Я осталась стоять в углу, чувствуя себя полной дурой. Зачем я вообще пришла? Нужно было сразу отказаться, сказать, что болею или занята. Но нет, я решила, что пора выходить из своей скорлупы. Вот и результат.

Вернулась к столу. Ирка тут же подсела ко мне.

– Ну что, наорала ей?

– Какой смысл, – я махнула рукой. – Она не понимает.

– Понимает прекрасно. Просто ей удобно делать вид, что не понимает. Знаешь, я тут подумала... может, она специально вас обоих пригласила? Типа, помирить хочет или ещё что.

– Глупости.

– Да неизвестно ещё. Помню, она как-то говорила, что вы с Андреем идеальная пара были. Может, надеется, что вы посмотрите друг на друга и поймёте, что натворили.

Я усмехнулась горько. Идеальная пара. Когда-то, может, и были. В самом начале, когда встречались, когда женились, когда Катюшка родилась. А потом началась обычная жизнь с её рутиной, усталостью, недосказанностью. Я работала на двух работах, чтобы мы могли купить квартиру побольше. Андрей пропадал на службе. Дочь росла, требовала внимания. Мы существовали рядом, но не вместе.

А потом появилась Марина. Молодая сотрудница в его отделе. Сначала он просто упоминал её имя. Потом стал задерживаться на работе. А потом пришёл домой и сказал, что уходит. Что встретил женщину, с которой ему хорошо. Что это любовь. Что он не хочет врать мне и тянуть. Вот так просто – собрал вещи и ушёл.

Катюшка тогда как раз поступила в институт в другом городе. Я осталась одна в нашей трёхкомнатной квартире, которую мы с таким трудом выкупали. Андрей, конечно, платил алименты на дочь, помогал ей. Со мной разговаривал вежливо, как с дальней родственницей. А я ревела по ночам, не понимая, что случилось. Как так вышло, что двадцать восемь лет жизни оказались никому не нужны?

– Лена, ты меня слышишь? – Ирка тормошила меня за плечо.

– Что? Прости, задумалась.

– Говорю, давай уйдём отсюда. Чего тебе тут сидеть и мучиться? Скажем Людке, что тебе плохо стало, и смоемся. Я тебя до дома доведу.

Я посмотрела на праздничный стол, на смеющихся гостей, на Людку, которая разрезала торт. На Андрея и Марину, которые о чём-то беседовали, наклонив головы друг к другу. И поняла, что не хочу бежать. Хватит уже прятаться.

– Нет, спасибо. Я останусь.

– Ты уверена?

– Да. Вполне.

Праздник продолжался. Людка раздавала куски торта, гости чокались, желали ей счастья и здоровья. Я сидела, пила вино и старалась не смотреть в сторону Андрея. Но, конечно, не получалось. Он то и дело мелькал в поле зрения. Смеялся над чьей-то шуткой, общался с соседом слева. И ни разу больше не посмотрел в мою сторону. Как будто меня здесь нет. Как будто не было тех двадцати восьми лет.

Через час я всё-таки не выдержала. Встала и пошла в уборную. Нужно было остаться одной хоть на пару минут, привести себя в порядок, успокоиться. Села на диванчик в дамской комнате, достала телефон. Написала Катюшке: «Как дела, доченька?» Она ответила быстро, прислала смайлик с сердечком. Хоть что-то хорошее в этот ужасный вечер.

Дверь уборной открылась, и вошла Марина. Она увидела меня, замялась, но всё-таки прошла к зеркалу.

– Добрый вечер, – сказала она неуверенно.

Я кивнула, не отрываясь от телефона.

– Лена, можно я скажу пару слов?

– А можно не надо? – я подняла на неё глаза.

Она вздохнула.

– Понимаю, что вам неприятно видеть нас. Но, поверьте, Андрей не знал, что вы будете здесь. Людмила ему не сказала. Мы бы не пришли, если бы знали.

– Как благородно с вашей стороны.

– Я не хочу с вами ссориться. Просто... – она запнулась, подбирая слова. – Просто я хочу, чтобы вы знали, что между мной и Андреем всё серьёзно. Мы живём вместе, планируем будущее. У него с вами всё кончено, и было кончено ещё до моего появления.

– Спасибо, что просветили, – я встала и пошла к выходу.

– Лена, подождите! – она догнала меня у двери. – Я понимаю, вам больно. Но жизнь не останавливается. Вы тоже можете найти кого-то, быть счастливой.

Я развернулась к ней.

– Вы знаете, что самое смешное? Вы думаете, что делаете доброе дело, успокаиваете меня. А на самом деле просто хотите снять с себя вину. Но виноваты не только вы. Виноват и Андрей, и я сама. Так что идите к своему мужчине и не морочьте мне голову. И да, я буду счастлива. Когда-нибудь. А вы... Посмотрим, как долго продлится ваша любовь, когда быт начнётся.

Я вышла из уборной, не дожидаясь её ответа. Руки дрожали, сердце стучало где-то в горле. Но на душе стало легче. Я наконец-то сказала то, что думала. Не сдержалась, не промолчала, не сделала вид, что всё в порядке.

Вернулась в зал. Людка как раз собирала всех для общей фотографии. Я встала с краю, постаралась изобразить улыбку. Вспышка, щелчок затвора. Вот и всё, момент запечатлён. Лена на дне рождения подруги, в окружении счастливых людей, среди которых её бывший муж с новой женой.

Праздник начал подходить к концу. Гости стали расходиться, обняв именинницу, пожелав ей ещё раз всего хорошего. Я тоже собралась уходить. Людка поймала меня у выхода.

– Лен, не уходи, пожалуйста. Давай поговорим нормально.

– О чём говорить? Ты всё сказала.

– Я не хотела тебя обидеть. Правда. Просто думала, что вы уже взрослые люди, сможете адекватно отнестись друг к другу.

– Людк, ты моя подруга тридцать пять лет. Ты знаешь меня лучше, чем кто-либо другой. И ты прекрасно понимала, что для меня это будет ударом. Но пригласила всё равно. Знаешь, почему? Потому что тебе так удобнее. Ты дружишь и с ним, и со мной, и не хочешь выбирать. Но иногда приходится выбирать, Людмила. Иногда надо быть на чьей-то стороне.

– А почему я должна выбирать? Почему я не могу дружить с вами обоими?

– Можешь. Но тогда не говори мне, что я твоя лучшая подруга. Потому что лучшая подруга так не поступает.

Я вышла на улицу. Было свежо, дул лёгкий ветер. Люди шли по улице, машины ехали по дороге. Жизнь продолжалась, как будто ничего не произошло. А для меня этот вечер стал каким-то рубежом.

Шла домой пешком, хотя можно было вызвать такси. Просто хотелось подышать воздухом, подумать. В голове крутились мысли. Марина оказалась права в одном – жизнь не останавливается. И я действительно могу быть счастливой. Когда-нибудь. Когда отпущу прошлое. Когда перестану цепляться за то, чего больше нет.

Дома разделась, смыла косметику, заварила себе чай. Села у окна и смотрела на ночной город. Катюшка написала ещё раз, спросила, как я. Я ответила, что всё хорошо. И это была не совсем правда, но и не ложь. Потому что в чём-то мне действительно стало легче.

Следующие дни прошли спокойно. Людка пыталась звонить, писать, но я не отвечала. Мне нужно было время, чтобы всё обдумать. Ирка зашла ко мне через пару дней, принесла пирожков.

– Ну как ты?

– Нормально, – я налила ей чай.

– Людка звонила мне. Переживает, что ты на неё обиделась.

– Я не обиделась. Просто поняла кое-что.

– Что именно?

– Что некоторые дружбы имеют срок годности. Мы с Людкой изменились. У нас теперь разные ценности, разные взгляды на жизнь. И это нормально. Люди расходятся не только в браке.

Ирка кивнула.

– Понимаю. Но всё-таки жалко. Столько лет вместе.

– Жалко. Но ничего не поделаешь.

Прошла неделя. Я вернулась к своей обычной жизни – работа, дом, редкие звонки дочери. Но что-то изменилось. Я стала чаще выходить на улицу, записалась на танцы, начала больше общаться с коллегами. Будто тот вечер стряхнул с меня какую-то пыль, заставил проснуться.

Людка написала мне длинное сообщение. Извинялась, говорила, что была не права, что очень дорожит нашей дружбой. Я прочитала и задумалась. Простить её? Конечно, можно. Но будет ли дальше всё по-прежнему? Вряд ли. Что-то сломалось в тот вечер. Доверие, что ли.

Я написала ей короткий ответ: «Спасибо за слова. Мне тоже нужно время». И это была правда. Может быть, когда-нибудь мы снова станем подругами. А может, просто останемся хорошими знакомыми, которые иногда перезваниваются. И это тоже нормально.

Катюшка приехала на выходные. Я рассказала ей про тот вечер. Она выслушала и обняла меня.

– Мам, ты молодец, что не стала терпеть. Людка, конечно, того... Но ты главное не зацикливайся. У тебя впереди ещё столько всего!

– Ты так говоришь, будто мне восемнадцать, – я улыбнулась.

– А что, пятьдесят три – это разве возраст? Ты красивая, умная, самостоятельная. Найдёшь себе кого-нибудь достойного. Папа со своей Мариной ещё пожалеют.

– Не надо так. Я не жду, что они пожалеют. Пусть живут как хотят.

И это была правда. Я действительно не ждала, что Андрей вернётся или раскается. Я просто хотела жить дальше. Своей жизнью, без оглядки на прошлое.

Прошло несколько месяцев. Я действительно записалась на танцы, и это оказалось прекрасным решением. Познакомилась с интересными людьми, открыла для себя новые возможности. Даже на свидание сходила пару раз, правда, ничего серьёзного не вышло. Но это был опыт, шаг вперёд.

С Людкой мы иногда переписывались, но та прежняя близость не вернулась. Она звала меня на встречи с другими подругами, я иногда соглашалась. Мы общались вежливо, тепло даже. Но уже не было того доверия, той искренности, которая была раньше. И это нормально. Жизнь меняется, люди меняются, отношения тоже.

Я поняла одну важную вещь – иногда события, которые кажутся нам ужасными, на самом деле помогают что-то изменить. Тот злополучный день рождения показал мне, что я слишком долго застряла в прошлом. Что пора двигаться дальше, строить новую жизнь. И пусть это больно, пусть приходится прощаться с людьми и отношениями, которые были дороги. Но это необходимо для того, чтобы освободить место для чего-то нового, лучшего.

Сейчас я смотрю на ту историю со стороны и понимаю, что благодарна за этот опыт. Он научил меня отстаивать себя, не терпеть то, что меня ранит. Научил не цепляться за прошлое, каким бы красивым оно ни казалось. Жизнь продолжается, и в моём возрасте это не конец, а возможность для новых начинаний. Главное – не бояться делать шаги вперёд, даже когда страшно и непонятно, что там, за поворотом.