Люба с горечью вспоминала, как любимый человек обманул ее с фальшивой свадьбой. Расплатой за доверчивость стала беременность и отказ от ребенка... Было горько и тяжело, но она, не привыкшая сдаваться, продолжала жизнь заново, делая вид, что ничего не было. Ей по-прежнему рукоплескали на сцене, задаривали роскошными букетами и говорили, что она лучшая актриса Москвы.
Любовь Косицкая родилась в 1827 году. Ее родителями были крепостные крестьяне. Когда Люба была подростком, отец постепенно выкупил всех членов семьи и подарил им свободу. Вот только освобождение от крепостных уз не принесло семейству благополучия. Глава семьи стал спиваться, мать ожесточилась, а Люба в четырнадцать лет ушла трудиться горничной к зажиточной купчихе.
Любе повезло. Ее хозяйка была добрейшей женщиной и, заметив, что девочка хорошо поет, отвела ее на прослушивание в театр. С того момента у Косицкой начался увлекательный путь по театральным подмосткам. Она покорила Нижегородскую губернию, Ярославскую губернию и саму Москву.
Увы, в Москве молодую актрису ждал не только успех, но и коварный обман. Ее взял в оборот опытный ловелас Салов. Он уговорил Любу вступить с ним в тайный брак. На деле никакого брака не было. Был подкупленный священник (или актер). Через несколько недель Салов испарился, а беременная Люба узнала, что он уже давно женат (об этом я подробно писала в предыдущем материале, сейчас рассказываю вкратце, чтобы была понятна предыстория).
Спустя несколько месяцев Косицкая отпросилась у начальства, сказав, что уедет в деревню к матери, поправить здоровье. Что там произошло неизвестно. Вернулась Люба одна и как ни в чем не бывало начала снова блистать на сцене.
Жизнь продолжалась. Люба была молода, привлекательна и талантлива. Не заметить ее было невозможно. Она видела, что мужчины летят к ней, как мотыльки на обжигающее пламя.
У нее было множество поклонников, среди которых был драматург Александр Николаевич Островский. Он был очень видный и представительный мужчина. Если Островский находился в компании, где была Люба, то вел себя сдержанно. О его чувствах она могла догадываться, встречая на себе его внимательный взгляд.
Александр Николаевич хоть и был очарован актрисой, но медлил... У него была невенчанная жена — Агафья Ивановна. Когда она была совсем юной, он влюбился без памяти и соблазнил ее. Она оказалась в положении. По тем временам это был позор. Островский забрал Агафью к себе и стал жить с ней, как с женой. Обвенчаться с ней он не мог, так как не хотел прогневать своего отца. Тот мог оставить его без денег.
Время шло, Агафья рожала Островскому детей и вела хозяйство. На ней держался весь его дом. Благодаря ей, он мог спокойно творить. Несмотря на близкие отношения с Агафьей, Александр Николаевич был весьма неравнодушен к обществу красивых женщин.
Пока Островский приглядывался к Косицкой, она приняла предложение артиста Ивана Михайловича Никулина. Поговаривали, что этот артист является внебрачным сыном богатого князя и он покровительствует ему.
В 1851 году была сыграна пышная свадьба. Теперь Люба не сомневалась, что по-настоящему стала женой. Началась беззаботная семейная жизнь. Все материальные проблемы супругов решал князь. Молодые спокойно играли в театре, а вечерами уезжали на званые обеды.
В 1852 году у супругов родилась дочь Вера (она прожила всего восемнадцать лет).
Пути Островского и Любы временно разошлись, но в 1852 году они встретились на похоронах Гоголя. В тот день дул резкий ветер, погода была холодная. По улицам шли толпы людей. Александр Николаевич ощутил слабость и огляделся по сторонам. По удивительному стечению обстоятельств по дороге ехали сани Косицкой. Она, завидев драматурга, крикнула вознице остановиться и пригласила Островского присесть рядом с ней.
В душе драматурга проснулись задремавшие чувства. Он смотрел на актрису, слушал ее, и думал, что вот она — идеальная женщина. Привлекательная, умная, талантливая. Ему казалось несправедливым, что он так поздно встретил ее. Теперь они оба были несвободны.
Существует предположение, что именно в тот день, сидя плечо к плечу с Косицкой, внимая ее рассказу о своей жизни, Островский задумал написание драмы о женской душе.
Летом 1859 года Александр Николаевич отчетливо осознал, что любит Косицкую. Он начал работу над пьесой "Гроза" и сознательно переносил на бумагу образ любимой женщины. Драматург не сомневался, что именно Люба будет играть его Катерину, женщину, наполненную душевной чистотой и испепеляющей страстью.
В ноябре 1859 года Косицкая блистательно исполнила роль главной героини "Грозы". Это был ошеломительный успех. Зал сперва потрясенно молчал, а потом начались оглушительные овации. Люба довольно смотрела на сидевшего в зале счастливого Островского. Это был их личный триумф!
С того дня Александр Николаевич с головой нырнул в свои чувства. Его постоянно видели рядом с Косицкой. Агафья, до которой доходили слухи, молча сносила отсутствие любимого человека, и ни в чем его не упрекала. Возможно, она понимала, что у нее нет иного выхода. Куда бы она пошла с детьми?Приходилось закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит.
Драматург и актриса писали друг другу послания, наполненные терзаниями. Но если письма Островского до нашего времени не дошли, то письма Косицкой сохранились.
Из письма Косицкой:
Мы с тобой целую трагедию напишем нашими письмами… Как трудно мне
отвечать на вопросы ваши, в них много правды относительно Вас и очень
много горечи относительно меня, я не могу быть с тем, чем вы предлагаете. Я не могу, как и прежде, связаться с кем бы то ни было, и
могу любить человека, который будет мне по сердцу, кто б ни был он, я не
ребенок. Вы знаете, я не брошу моей чести зря и не отдам моей любви, не
убедившись в ней…
Косицкая прекрасно знала о существовании Агафьи и не хотела разбивать ее счастье.
Из письма Любови:
…Я горжусь любовью вашей, но должна ее потерять, потому что не могу платить вам тем же… простите меня, я не играла душой вашей…
Актриса прямо дала понять драматургу, что между ними ничего не будет.
Островский был горько разочарован. В 1862 году скончался супруг Косицкой, и она буквально сразу упала в объятия Соколова, симпатичного купеческого сына. Известно, что он был сильно моложе актрисы и каждый вечер приходил к ней на спектакли, присылая корзины цветов.
Драматург печально наблюдал за романом актрисы. Ему казалось, что перед ним разыгрывается трагикомедия. Актриса променяла его на богатого мальчишку, а тот, промотав приличную сумму денег, начал выманивать их у нее. Все завершилось закономерно...
Молодой красавчик исчез, а осмеянная актриса оказалась в нужде. Ее пригласил жить к себе отец покойного мужа. Но он вскоре скончался, и его вдова выставила Косицкую из дома.
Последние годы жизни Любовь Павловна Косицкая снимала дешевую комнату. Ее слава осталась в прошлом. Она играла второстепенные роли, получала мизерное жалование и мечтала о пенсии. Но, увы, не дождалась. Актрису точил страшный недуг... Она исхудала и сильно изменилась. Выходить на сцену уже не было сил. Несчастная женщина почти все время проводила в постели.
Актриса скончалась в сентябре 1868 года. Ей был всего сорок один год, но противостоять раку в то время было невозможно.
Перед смертью Косицкая писала Островскому:
Я пишу вам это письмо и плачу, все прошедшее, как живой человек, стоит передо мной...
Переживал ли драматург уход любимой женщины? Сложно сказать. К тому моменту у него был роман с молоденькой актрисой Марией Бахметьевой. Она родила ему двух детей и настоятельно требовала, чтобы он женился на ней. В жизни Островского по-прежнему кипели страсти.
Спустя два года после кончины Косицкой, угаснет Агафья, и он возьмет в жены Марию. Поговаривали, что этот брак его тяготил.
Возможно, что в тиши своего кабинета, Александр Николаевич вспоминал ее — свою первую музу и самую пронзительную трагедию. Ту, чье имя навсегда осталось Любовь.
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала.