Увидел название нового аниме-сериала «Учитель-мизантроп в классе нелюдей» и подумал, что это, наверное, нечто вроде японского варианта «Мехового интерната» знаменитого советского сказочника Эдуарда Успенского. Но оказалось, что всё совсем иначе. У Успенского обычная школьница, совсем не отличница, оказывается в роли учителя для разумных зверушек. Что ей самой сильно помогает понять суть и смысл школьной учёбы, а также подтянуть свои знания по важным предметам, ну и в целом полезно для духовного и интеллектуального роста. Притом, что подаются все эти важные для учащегося в школе ребёнка понятия в виде весёлой игры с забавными зверушками.
Новый японский сериал, в сравнении с советской сказкой, зверски серьёзен. Главный герой, как об этом заявлено уже в названии, мизантроп. Всех людей скопом он боится и не любит. Что, при его профессии школьного учителя, вполне понятно. Но по каким-то причинам (данное аниме я не смотрел, сужу о нём исключительно по аннотации) бросить свою профессию не может, так что в итоге уезжает в совсем глухие места, в некую школу далеко в горах. Где обнаруживает, что учить ему предстоит не совсем людей, а неких существ, которые людьми изначально не являются, но очень хотят ими если и не стать, то хотя бы как-то вписаться в человеческое общество.
И вот этот сериал (о его качестве я судить не берусь, поскольку не видел ни одной серии) отлично демонстрирует, кто такие в глазах японского зрителя все эти нечеловеческие существа, с которыми многим персонажам аниме приходится порой делить свою квартиру, а то и вовсе жить среди них, если действие происходит в каком-нибудь исекае (аниме про попаданца, обычно в фэнтезийный мир, в котором полно разнообразных эльфиек, кошкодевочек и прочих подобных существ). Это всего-навсего иностранцы. То есть разумные существа, которые родились и выросли в принципиально ином, неяпонском обществе и поэтому насквозь пропитаны иной культурой, для японца порой дикой и непонятной.
В принципе, можно было бы примерно прикинуть, кого японские художники, рисующие мангу и аниме, подразумевают под большими свиноподобными существами (так в Японии принято изображать орков, при том что в американских и европейских фэнтезийных мирах они чаще зелёные, чем розовые и на свиней не похожи), могучими, грубыми, похотливыми и так далее. А в ком они видят (но по каким-то соображениям не желают сказать это прямым текстом) мелких злобных гоблинов, ещё более похотливых, но куда менее сильных и умных. Но в данном случае это совершенно неважно.
В японских исекаях герой обычно попадает в некую стандартизированную фэнтезийную реальность, у которой есть некоторые типовые черты. К примеру, зверолюди, эльфы, гномы и гоблины как правило живут своими поселениями вдали от центров цивилизации. Люди в этих фэнтезийных королевствах абсолютно доминируют, причём порой в самом прямом смысле и без всякого стеснения. С эльфами отношения у людского населения ещё могут быть относительно приличным, с гномами может быть налажена взаимовыгодная торговля, но вот орков с гоблинами как правило просто уничтожают без всякой жалости, а зверолюдей… вот тут самое интересное.
Зверолюди в этих японских фэнтезийных реальностях обычно малообразованны, бывают подвержены своим зверским инстинктам (что блестяще обыграно в аниме «Beastars», в русском переводе — «Выдающиеся звери») и живут в своих деревнях вдали от шума городского. Хотя в городах их тоже хватает, но зачастую люди относятся к ним с предубеждением, доходящим до откровенного расизма. Столь же часто зверолюди становятся жертвами работорговли и всяческого прочего угнетения. Главный герой, попавший в подобный фэнтезийный мир, как правило этого не одобряет, но не в силах изменить местное отношение к не-совсем-людям.
Легко увидеть, что в данном случае имеет место быть прямая и откровенная калька с отношения к иностранцам в самой Японии. Главный герой — попаданец олицетворяет собой Японию современную, вестернизированную и открытую для внешнего мира. А вот местное людское население — Японию старинную и традиционную, в которой иностранцы считались чем-то вроде заморской нечисти, которой до истинных людей далеко. Хотя отдельные представители этой самой нечисти могли быть симпатичными и пытаться научиться походить на настоящего японского человека.
Вот как раз таких миленьких зверушек (то бишь иностранцев) и учит быть людьми (то бишь японцами) главный герой нового сериала. Причём в данной ситуации получается сплошная польза и удовольствие. Главный герой, которого своё японское общество с его заморочками достало и задолбало, теперь имеет дело с людьми иной культуры, которые к тому же смотрят на него, как на сэнсэя, снизу вверх. А он в их присутствии может расслабиться и раскрепоститься, не будучи зажат в жесткие рамки учительской роли в обычной, японской школе.