Найти в Дзене
Venefica

Ангел Утеса

"Не хотите чашечку чая?" - этот вопрос, похожий на начало детектива, как выяснилось, спасал жизни. Как минимум 160, а скорее всего - около 500. Что я вам все про Америку или Англию, давайте, наконец, обратим свои взоры на Австралию, славную не только кенгуру и коалами и разгаданной наконец-то загадкой "Тамам Шуд", но и своими достопримечательностями - и людьми, ибо именно люди - хорошие люди - главное сокровище любой страны. The Gap находится у входа в гавань Сиднея - потрясающий в своей дикой красоте участок изрезанных скал, обрывающихся на 100 метров вниз к бушующему океану. Туристы приезжают ради захватывающих видов. Грохочущих волн. Но местные знают The Gap еще по другой причине: некоторые прыгают с него. И почти 50 лет один скромный человек жил со своей женой в домике прямо через дорогу - не ради захватывающего вида, а чтобы спасать жизни. Его звали Дон Ритчи. Впоследствии, когда история выплыла к СМИ, его назвали Ангелом The Gap. Дон не был психотерапевтом. Психологом и психиатр

"Не хотите чашечку чая?" - этот вопрос, похожий на начало детектива, как выяснилось, спасал жизни. Как минимум 160, а скорее всего - около 500.

Что я вам все про Америку или Англию, давайте, наконец, обратим свои взоры на Австралию, славную не только кенгуру и коалами и разгаданной наконец-то загадкой "Тамам Шуд", но и своими достопримечательностями - и людьми, ибо именно люди - хорошие люди - главное сокровище любой страны.

The Gap находится у входа в гавань Сиднея - потрясающий в своей дикой красоте участок изрезанных скал, обрывающихся на 100 метров вниз к бушующему океану. Туристы приезжают ради захватывающих видов. Грохочущих волн.

Но местные знают The Gap еще по другой причине: некоторые прыгают с него.

И почти 50 лет один скромный человек жил со своей женой в домике прямо через дорогу - не ради захватывающего вида, а чтобы спасать жизни.

Его звали Дон Ритчи. Впоследствии, когда история выплыла к СМИ, его назвали Ангелом The Gap.

Дон не был психотерапевтом. Психологом и психиатром он тоже не был. У него не было подготовки по работе с людьми в кризисной ситуации. Он был всего лишь страховым агентом, который в дадеком 1964 году переехал в дом по адресу 1 Old South Head Road вместе с женой Мойей и тремя дочерьми.

Их дом выходил окнами на The Gap. Каждое утро Дон смотрел на эти великолепные утёсы.

Чем-то напоминает мыс Рока в Португалии или болгарское Тюленово
Чем-то напоминает мыс Рока в Португалии или болгарское Тюленово
-2

И он начал замечать закономерность, которая ему не понравилась.

Мы прожили здесь совсем недолго, когда я понял, что многие приходят сюда посмотреть на вид, - рассказывал он позже. - А затем я обнаруживал, что некоторые - как бы вдруг - исчезали.

Большинство подумали бы, что чье-то частное решение и грех отчаяния - это не их дело. Большинство просто переехали бы, чтобы не травмировать свою психику всякими догадками.

Дон Ритчи остался.

Во время Второй мировой войны он служил в Королевском австралийском флоте на корабле HMAS Hobart, где одной из его задач было дежурство на мостике - наблюдение за горизонтом в поисках опасности. Он стал свидетелем капитуляции Японии в Токийском заливе в 1945 году.

Именно его наблюдательность, бдительность, умение распознавать скрытую угрозу - остались с ним навсегда.

В The Gap он научился распознавать признаки: человек один. Стоит слишком близко к краю. Не двигается. Не наслаждается пейзажем. Смотрит вниз, на воду.

И когда он видел это, Дон уже не колебался.

Он переходил дорогу, подходил медленно и спокойно (никто не знает, скольких душевных сил стоило ему это показное спокойствие и мягкая доброжелательность) - и мягким голосом говорил:

"Могу ли я вам чем-нибудь помочь?"

Или:

"Почему бы Вам не зайти ко мне на чай?"

Вот и всё. Никаких громких речей. Никаких пафосных лекций о ценности жизни и о грехе отчаяния. Просто простое человеческое приглашение.

И это работало. Снова и снова.

Он приводил людей к себе домой. Его понимающая жена просто заваривала чай. Они сидели и разговаривали - иногда часами, долгими-долгими часами. Дон слушал, задавал вопросы, помогал увидеть варианты, которые были невидимы человеку, решившему встать на край утёса.

Когда у его жены спросили, что он говорит этим людям, она ответила с понимающей улыбкой: "Он говорит, что идёт туда и продаёт им жизнь".

Ну он же страховой агент - а значит понимает в продажах. Ведь именно этим он и занимался десятилетиями - продавал страхование жизни. Он умел говорить о будущем. О завтрашнем дне.

И он применил этот навык у края пропасти.

Официально Дону Ритчи приписывают спасение 160 жизней. Реальное число, вероятно, намного выше - его семья считает, что около 400 или даже 500. Ну не заявлял жже он о каждом, а 160 - это только те, кто решился сказать "Это ОН меня спас в последний миг на краю."

Некоторые из спасённых возвращались спустя годы, чтобы поблагодарить его. Присылали ему рождественские открытки. Письма с рассказами о прожитых подаренных им жизнях - браках, детях, карьерах, радостях, которых могло бы не состояться, не случиться.

Один человек, которого спас Дон, стал полицейским-переговорщиком и позже вернулся в The Gap, применяя методы Дона, чтобы спасать других.

Но Дон спас не всех.

Однажды он разговаривал с молодым мужчиной полчаса, и думал, что добился прогресса. Он предлагал чай, пиво, компанию. Но мужчина отказался.

Дон только успел поймать его шляпу, подхваченную ветром.

Кого-то бы это сломало и он сам бы пошел к докторам за помощью, а вот Дона даже такое не остановило.

"Нельзя просто сидеть и смотреть, - говорил Дон. - Нужно пытаться их спасти. Раз за разом. Всё очень просто".

В молодости, когда он был сильнее, Дон иногда удерживал людей физически. Он перелезал через ограду, хватал их, и крепко-крепко держал, пока его супруга вызывала полицию.

С возрастом его подход изменился. Он меньше полагался на физическую силу и больше - на человеческую связь. На доброе слово. Приглашение на чай. Он продолжал это делать даже в свои восемьдесят. Каждый день. Наблюдая. Ожидая. Будучи готовым ко всему - и к отказу тоже, хотя... к такому нельзя быть готовым никогда.

Так тоже выглядят ангелы. Ни крыльев, ни нимба. Лысина и очки.
Так тоже выглядят ангелы. Ни крыльев, ни нимба. Лысина и очки.

Большинство людей переехали бы. Жить напротив такой весьма своеобразной достопримечательности - такое сломало бы многих. Собственно, потому ему столь недорого и достался дом с воистину шикарным видом.

Дона это не заставило переехать - даже когда его усилия пропадали втуне.

Я думаю: разве не прекрасно, что мы живём здесь и можем помогать людям?

В 2006 году Дон был награждён Медалью Ордена Австралии за "служение обществу".

В 2010 году он и его супруга были названы Гражданами года муниципалитетом Вуллара.

В 2011 году он получил награду Australia’s Local Hero Award. Национальный совет Дня Австралии написал по этому поводу: "В ситуации, где большинство отвернулось бы, Дон принял решение действовать. С помощью простых поступков Дон спас поразительное количество жизней".

Дон Ритчи прекратил свою вахту 13 мая 2012 года в возрасте 85 лет, окружённый женой, дочерьми и внуками. Он боролся с раком. В память о нем общество создало Don Ritchie Grove - мемориальное место в The Gap, где на каменной стене высечены его слова:

"Всегда помните силу простой улыбки, протянутой руки, внимательного уха и доброго слова".

Таково его наследие.

Мимо скольких людей в кризисе мы проходим мимо каждый день, не замечая их? Сколько раз мы видим чью-то боль и отворачиваемся, потому что это неудобно, хлопотно, тяжело и надо думать о себе и сейчас, а еще потому что мы не знаем, что сказать, потому что думаем, что пусть поможет кто-то другой?

Дон Ритчи никогда не отворачивался. В течение 50 лет он не переставал смотреть. Не переставал заботиться. Не переставал предлагать своё простое приглашение:

"Не хотите зайти на чашку чая?"

И сотни людей - в секундах от непоправимого - ответили "Да".

Они зашли.

С ними просто поговорили. НЕ по долгу службы а по долгу человеческого участия. Некоторые из них теперь бабушки и дедушки. Некоторые - стали родителями. Это учителя, медсёстры, художники, инженеры. Они живут полноценной жизнью потому, что всего лишь один человек заметил их, перешёл дорогу, улыбнулся и предложил чай.

"Могу ли я помочь?" - или - "А не хотите чашечку чая?"

Дон Ритчи задавал эти простые вопросы как минимум 160 раз.

Вероятно - около 500.

И каждый раз, когда кто-то отвечал ему "да", мир становился чуточку светлее.

На основе ав(с)стралийских источников, перевод/переложение мои.

НепоДзензурное отныне тут:

https://boosty.to/venefica1967

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях, без кириешек и даже даром есть - чтобы никто не ушел обиженным.