Найти в Дзене

Из героев в холопы: история воеводы, которого Иван Грозный заставил молоть муку в женском наряде

Есть такое выражение «из грязи в князи». А бывает и наоборот: из князей в холопы, да ещё в бабьем платье. Именно такая метаморфоза случилась с воеводой Дмитрием Хворостининым, героем битвы при Молодях. Царь Иван Васильевич, который годом раньше щедро жаловал его за победу над крымцами, вдруг решил унизить полководца самым изощрённым способом. Он приказал нарядить его в женское и заставить молоть муку жерновами. Как же так вышло? Хворостинины происходили от ярославских князей, от самого Рюрика считали двадцать одно колено. Род, правда, пошёл по младшей линии, пусть и не великий, зато не захудалый. Отец Дмитрия, Иван Михайлович, выслужился до окольничего, а под конец жизни постригся в монахи под именем Иосиф. Сын пошёл по военной части. Первое упоминание о Дмитрии в разрядных книгах относится к 1557 году. Тогда он служил головой в Шацке, на татарской границе. Должность невеликая, но для молодого князя из небогатого рода вполне достойная. Года через два перевели его в Нижний Новгород, во

Есть такое выражение «из грязи в князи». А бывает и наоборот: из князей в холопы, да ещё в бабьем платье. Именно такая метаморфоза случилась с воеводой Дмитрием Хворостининым, героем битвы при Молодях. Царь Иван Васильевич, который годом раньше щедро жаловал его за победу над крымцами, вдруг решил унизить полководца самым изощрённым способом. Он приказал нарядить его в женское и заставить молоть муку жерновами.

Как же так вышло?

Хворостинины происходили от ярославских князей, от самого Рюрика считали двадцать одно колено. Род, правда, пошёл по младшей линии, пусть и не великий, зато не захудалый. Отец Дмитрия, Иван Михайлович, выслужился до окольничего, а под конец жизни постригся в монахи под именем Иосиф.

Сын пошёл по военной части.

Первое упоминание о Дмитрии в разрядных книгах относится к 1557 году. Тогда он служил головой в Шацке, на татарской границе. Должность невеликая, но для молодого князя из небогатого рода вполне достойная. Года через два перевели его в Нижний Новгород, воеводой.

Настоящая слава пришла в феврале 1563 года, под Полоцком. Город горел, литовцы отступали, а русские полки ворвались в пролом. Хворостинин был среди первых. Он вывел из горящего города тысячи беженцев, которые иначе погибли бы в огне. За этот подвиг царь его приметил.

Английский посол Джайлс Флетчер, побывавший в России несколькими годами позже, оставил о Хворостинине такой отзыв:

"Первейший муж. Наиболее пригодный для дел военных... воин старый и опытный".

Читатель, быть может, удивится, откуда иностранец знал русского воеводу? А дело в том, что к моменту приезда Флетчера Хворостинин уже прославился на всю Европу.

В 1565 году царь Иван Васильевич учредил опричнину. Разделил страну на две части, земщину и опричнину, и принялся истреблять тех, кого считал изменниками. Хворостинин оказался среди избранных, получил чин опричного воеводы.

Можно подумать, что опричники только и делали, что грабили да казнили. Но война на границах продолжалась, и воевать кому-то было надо. Хворостинин воевал.

В 1566 году он разбил крымцев под Болховом и получил от царя «золотой», награду за храбрость. В 1569 году стал опричным окольничим. В 1570 году одержал первую самостоятельную победу в ночном бою под Рязанью, где его отряд разгромил татарский набег.

А потом случился провал.

Дмитрий Хворостинин
Дмитрий Хворостинин

В мае 1571 года крымский хан Девлет-Гирей с огромным войском дошёл до самой Москвы. Опричное войско, которое должно было защищать столицу, позорно разбежалось.

Город сгорел дотла, погибли десятки тысяч человек, кто от огня, кто от татарских сабель.

Царь был в ярости. Многих воевод казнил, других сослал, а Хворостинина только понизил. Видно, помнил его заслуги, а может, понимал, что без толковых командиров войну не выиграть.

Девлет-Гирей решил, что русские сломлены.

Летом 1572 года он снова пошёл на Москву, ведя за собой войско невиданной силы. От шестидесяти до ста двадцати тысяч сабель по разным подсчётам, да ещё семь тысяч турецких янычар. Хан уже говорил о разделе русских земель между своими мурзами.

Русское войско было втрое меньше. Около сорока тысяч человек под командованием князя Михаила Воротынского. Хворостинин командовал передовым полком, точнее сказать, был вторым воеводой при первом, но именно он вёл бойцов в атаку. Под его началом было всего девятьсот пятьдесят человек.

Место для битвы выбрали у села Молоди, в пятидесяти вёрстах южнее Москвы. Там поставили гуляй-город, подвижную крепость из деревянных щитов на возах. За этими щитами укрылись пушкари и стрельцы.

Двадцать девятого июля Хворостинин со своим передовым полком ударил по татарскому арьергарду, завязался бой. Крымцы развернулись и всей массой бросились на русских, а те начали отступать, заманивая врага к гуляй-городу.

Хан не выдержал искушения. Его войско понеслось следом, предвкушая лёгкую победу, и тут из-за деревянных щитов ударили пушки.

Залп за залпом. Татарская конница смешалась, но хан гнал своих воинов вперёд.

Битва при Молодях 1572
Битва при Молодях 1572

Три дня продолжалась битва. Крымцы штурмовали гуляй-город и откатывались назад, оставляя горы тел. Второго августа Хворостинин повёл своих людей на вылазку, ударил в лоб. В это время Воротынский скрытно обошёл ханское войско и ударил с тыла.

Летопись сохранила для нас описание того, что случилось дальше:

«Августа в 2 день в вечеру оставил крымской царь для отводу в болоте крымских тотар три тысечи резвых людей, а сам царь тое ночи побежал и Оку реку перелез тое же ночи».

Хан бежал ночью, бросив свою армию. Князь Андрей Курбский, враг Грозного, бежавший в Литву, писал о судьбе турецких янычар:

«Турки... все исчезоша и не возвратился, глаголют, ни един в Констянтинополь».

Ни один, все семь тысяч полегли у Молодей. Погибли также сын и внук хана, а с ними и зять. Из шестидесяти - ста двадцати тысяч воинов, пришедших с Девлет-Гиреем, вернулось домой не больше пятнадцати тысяч.

Эта победа спасла Россию. После Молодей крымские ханы больше никогда не решались идти на Москву.

Казалось бы, теперь героев ждут почести и награды. Воротынский и Хворостинин получили богатые дары от царя. Но прошёл всего год, и судьба обоих переменилась.

В 1573 году Воротынского обвинили в колдовстве. Якобы он «баб-чаровниц собирал», чтобы извести государя. Донёс на него собственный холоп. Воротынского пытали огнём, причём царь, по преданию, сам подгребал угли к его телу. Победитель при Молодях угас от пыток.

Михаил Иванович Воротынский
Михаил Иванович Воротынский

Хворостинину повезло чуть больше. Его обвинили в «нерасторопности» во время зимнего похода против черемисы. Войско застряло в снегах и не дошло до цели. Царь решил, что воевода виноват.

Наказание было унизительным. Хворостинина нарядили в женское платье и заставили молоть муку ручными жерновами. Для князя и воина, для героя Молодей это был позор страшнее смерти.

Почему Грозный так поступил?

Историки спорят до сих пор. Говорят, что царь завидовал славе своих полководцев и боялся их. А ещё указывают на местнические споры, ведь боярские роды считали Хворостинина недостаточно знатным и требовали себе более высоких должностей.

И при этом, одно известно точно. Уже в том же 1573 году Хворостинин снова воевал. Он разбил татар под Воскресенском. Царь унижал его, но не отпускал, потому что слишком нужен был воевода, который умел побеждать.

Дальнейшая жизнь Хворостинина состояла из походов и сражений. В 1578 году он стал первым воеводой, то есть получил самостоятельное командование.

До этого всегда был вторым, хотя именно он вёл войска в бой.

В 1580 году ходил в рейд под Оршу, Шклов и Могилёв, опустошая литовские земли. В феврале 1582 года разбил шведов при Лялицах. Разрядная книга сохранила победную реляцию:

«Божьей милостью и Пречистыя Богородицы молением свейских людей побили и языки многие поймали».

За эту победу Хворостинин получил золотую медаль и был произведён в первые воеводы передового полка. Шведы бежали до самой Нарвы.

-5

Иван Грозный умер в марте 1584 года. При новом царе Фёдоре Иоанновиче судьба Хворостинина переменилась к лучшему. В ноябре 1584 года он получил боярский чин, а его дочь вышла замуж за Степана Годунова, свойственника всесильного Бориса.

Казалось бы, жизнь наладилась, но здоровье было подорвано. Десятилетия походов и ран взяли своё. В феврале 1590 года, уже больной, Хворостинин в последний раз повёл войско в бой. Под Нарвой русские разгромили четыре тысячи шведов под командованием генерала Густава Банера.

Это была последняя победа.

Седьмого августа 1590 года князь Дмитрий Иванович Хворостинин скончался в Троице-Сергиевом монастыре, приняв перед смертью постриг под именем Дионисий. Похоронили его там же, в монастырской ограде.

Жена его, Степанида из рода Годуновых, пережила мужа на сорок три года. Умерла схимницей и легла рядом с ним.