Продолжаем пристально рассматривать сканы документа от 1989 года, якобы запретившего использование формальдегидных смол для ДСП, ДВП и минваты, что фактически оказывается запретом на данные изделия:
В первой части я обратил внимание на сомнительную стилистику документа и его внешние отличия от сканов подлинников других документов, изданных Минздравом СССР в те годы. Но это все, так сказать, доказательства на ощущениях. Теперь перейдем к прямым доказательствам фальсификации.
1. Документ направлен заместителю министра химической промышленности Есанкову А.И. Существовал ли такой человек в реальности, установить не удалось (так-то по поиску находится другая фамилия, но замов наверняка было несколько). Однако в любом случае ни 5 октября, ни 2 ноября 1989 года (даты в документе) никто ничего замминистра химпрома не мог писать по причине ... отсутствия данного Министерства. За несколько месяцев до того оно было объединено с Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и Министерством по производству минеральных удобрений в одно — Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР.
2. Есть и другие адресаты документа, на которых возлагается ответственность за исполнение:
- возник ещё один замминистра химической промышленности, на этот раз почему-то с неанахроничным наименованием должности (то есть, с учётом объединения трёх министерств) - "документ" тем самым умудряется опровергнуть сам себя. Замминистра тут назначен некий Еськов (подтверждений существования такого в общем доступе опять не находится), почему-то без инициалов, что является грубым нарушением правил делопроизводства, более чем странное для такого уровня документов.
- следом идёт замминистра лесной промышленности Токмаков В.Н. - здесь формально не скажешь злорадное "ага!", человек с таким ФИО действительно в 1989 году занимал именно такую должность.
- далее упоминается заместитель Председателя Госагропрома РСФСР Видманов (опять без инициалов). Да, есть сведения, что такой человек занимал эту должность в 1986-91 гг., а перед этим был главой Минсельстроя РСФСР. То есть, вроде бы, все логично. Минсельстрой вместе с прочими ведомствами, курировавшими сельское хозяйство и пищевую промышленность были в 1986 году объединены в более крупную структуру уровня между министерствами и Совмином, а главы министерств продолжили свою деятельность в ранге замов Председателя. Только вот Федот оказался не совсем тот. В Госагропроме РСФСР работал не Видманов, а ВидЬманов В.М.
Также непонятно почему, якобы санитарный врач союзного уровня ограничивает свое внимание сельскими зданиями в РСФСР - не всем жилым фондом, и не во всем Союзе. На самом деле, конечно же, все становится понятно, если предположить, что автор фальшивки (вероятно, сам Мальцев В.В) просто вписал всех, кого он по тем временам помнил и так, как запомнил (кого-то только по фамилии, кого-то на слух).
3. Абсурдное по форме и сути нарушение субординации.
Главный государственный санитарный врач СССР и его заместители (и даже санитарные врачи более низкого уровня) наделялись очень широкими полномочиями в том числе по части взаимодействия с представителями других ведомств, и по части запретов на применение химических продуктов. Только вот фальсификатор, прочитав об этом в пункте 9 Постановления 361 Совмина СССР от мая 1973 года, не удосужился прочитать ещё и пункт 16, где говорится, что порядок осуществления государственного санитарного надзора определяется также положениями, инструкциями и другими актами, издаваемыми в установленном порядке Министерством здравоохранения СССР. Ну или прочитал, но абсолютно не понимая даже основ работы бюрократической машины, наивно решил, что 9-й пункт напрямую позволял санитарным врачам осуществлять бесконтрольную раздачу в произвольной форме административно-правовых "люлей" на всех этажах исполнительной власти подобно юной королеве из сказки "Двенадцать месяцев".
А между тем пункт 16 напоминает об азбучной бюрократической истине о том, что почти каждый закон обрастает подзаконными актами, в том числе описывающими конкретные действия и процедуры "на местах", позволяющие не только обеспечить выполнение требований конкретного закона, но при этом ещё и не войти в противоречие с другими законами и положениями. И пусть это тоже доказательство "по ощущениям", но я почти уверен, что ни одна инструкция не предполагала разрешения даже самому главному заместителю самого главного санитарного врача страны раздавать прямые указания представителям других, независимых ведомств, стоящих к тому же рангом выше заместителя заместителя Министра здравоохранения. Если описанная проблема носила бы системный характер и доказанно не имела бы путей решения, кроме радикального запрета, то он бы осуществлялся как многоступенчатый административно-правовой процесс: от санитарных врачей к руководству Минздрава, от Минздрава в Совмин, который в свою очередь издавал бы распоряжения, обязывающие действовать отраслевые (и не только) Министерства.
4. Полная техническая безграмотность.
Даже если допустить, что санитарному врачу позволялось волевым решением закрывать целые подотрасли народного хозяйства, то и в этом случае градус абсурда остаётся выше критической отметки. Ведь если обнаружилось, что граждане массово травятся в своих домах формальдегидом - отчего мы не видим меры по отношению к этим гражданам? Во-вторых, а где указания Госстрою? Это ведь его структурные подразделения были ответственны за строительство того самого "опасного" жилья. То есть, гипотетический запрет, исходя из преамбулы, должен был звучать примерно как: "запретить применение в жилищном строительстве, производстве мебели и прочих товаров народного потребления строительных и прочих материалов, в производстве которых используется карбамидоформальдегидные смолы". И, соответственно, адресатами такого запрета должны быть, помимо Госстроя (собственно, строительство) и Минлеспрома (мебель), ещё и профильные министерства, отвечающие за производство ТНП. Но это никак не мог быть Минхимпром. Или автор "документа", думал, что предприятия химпрома могли по распоряжению кого-то там просто прекратить производство и плановую поставку сырья для других отраслей промышленности? А что если эти КФ смолы нужны не только для производства материалов для жилищного строительства и ТНП? Да и те же ДСП, ДВП и минвата могут применяться не только в жилье. И, кстати, почему-то напрочь забыт едва ли не главный строительный материал-"потребитель" данных смол - фанера (та, что марки ФК, где К - как раз означает "карбамидо-").
Таким образом, в "документе" имеются:
- немыслимые для такого уровня канцелярские ошибки;
- анахронизмы в названиях ведомств;
- стилистика и структура текста, соответствующие в лучшем случае докладной записке;
- демонстрация технической безграмотности;
- отсутствие гербовой печати (обязательность которой прописана в том же Постановлении 361);
- вопиющее нарушение субординации.
- значительное отличие "шапки" и прочих элементов оформления от похожих документов тех лет.
Наверное, для каждой из этих странностей документа можно, при желании, найти особо гибкую сову, подходящую для натягивания на глобус объяснений. Но необходимость наличия целого зоопарка таких пернатых, фактически не оставляет нам и Уильяму из Оккама выбора: перед нами грубейшая и весьма примитивная фальшивка, эксплуатирующая устойчивый миф о "экологической мудрости" предков для дискредитации современных строительных практик. Даже не так - перед нами учебная задача по выявлению фальшивки, каждая фраза которой буквально кричит: "разоблачи меня!"