Инициативы наладить серийный выпуск электромобилей столкнулись с реалиями рынка и техническими вызовами
По статистике, число зарегистрированных в Беларуси электромобилей достигло на 1 декабря прошедшего года 46,8 тыс., превысив, по данным Минэкономики, показатель 2022-го в 538 раз.
В автомобильном словаре термин NEV (New Energy Vehicle), означающий новое энергетическое транспортное средство, появился сравнительно недавно. Во всяком случае на просторах постсоветского пространства. А вот первые электромобили в СССР были созданы в 1930–1940 годах, правда, до серийного производства дело тогда не дошло. В 1970-х штучный выпуск «зеленых» машин наладили в Ульяновске (УАЗ) и Тольятти (ВАЗ), а в начале 1980-х собрали 35 микроавтобусов РАФ в Риге.
В Беларуси имелись уникальные по замыслу идеи. В конце 1980-х в союзное Министерство автомобильной промышленности был направлен проект по производству легковой машины на электрической тяге на «Могилевсельмаше». Одобрения проект не получил. Главная проблема – емкость аккумуляторных батарей, в то время они были свинцовыми или хромоникелевыми, занимали немало места и много весили, а длительность их работы оказалась невелика.
В 1991 году на Могилевщине возник новый проект – открытие сборочного производства из итальянских комплектующих на Казимировском опытно-экспериментальном заводе мощностью до 600 машин в год. Представленный образец был двухместным длиной около 2,5 метра и высотой 1,4 метра. Половину кузова занимали аккумуляторные батареи, заряда которых хватало на 100 км. Однако экономическая составляющая новинки для того времени была еще слабой.
К идее, кстати, вернулись в 2003-м, обосновывая высокой степенью локализации, поскольку кузов и сиденья могли выпускать на Осиповичском заводе автоагрегатов. Имелось и отечественное производство аккумуляторов. Все завершилось аналогично предыдущим проектам.
Справка «ТБ». Первый электромобиль в Беларуси появился в 2013 году. Подержанный Nissan Leaf привезла и поставила на учет компания «А-100». Она же в то время открыла и первую в республике зарядную станцию. Год спустя в Минск прибыла первая Tesla Model S. Первым официальным дилером по продаже электромобилей в нашей стране стал импортер KIA – осенью 2014-го появился первый сертифицированный в Беларуси электрический KIA Soul EV.
Очередная страница в истории белорусского электромобилестроения приоткрылась в 2017 году, когда Национальная академия наук представила опытный образец на базе серийного бензинового Geely SC7 отечественной сборки. Запас хода на 80 км не смущал: в Объединенном институте машиностроения уверили: мол, главное – положить начало.
Спустя год в Минске презентовали два электрокара на основе Zotye Е200 и Z500 с пробегом от зарядки до зарядки 220 и 300 км соответственно. До 2022-го их планировалось произвести 30 тысяч. Но сначала забуксовала сборка, а спустя время китайский партнер обанкротился.
Были и другие проекты. НАН Беларуси в 2019 году замахнулась на электрический минивэн, используя китайский Joylong iFLY EF5 с отечественными комплектующими. В 2021-м гродненский стартап BANTgo задался целью запустить сервис аренды электромобилей для служб доставки, создав прототип электрокара Sidus A01 с максимальной скоростью 45 км/ч и запасом хода 70 км. Был получен и сертификат, позволяющий продажи на территории ЕАЭС.
В 2022 году отметились электрогрузовик Vitovt Truck Electro Prime от холдинга «Белкоммунмаш», опытный образец от «Мотовело» в партнерстве с китайцами. Академия наук тогда же представила практическое воплощение очередной разработки – электрический спорткар, о котором было заявлено еще в 2019-м с прицелом запустить в производство в 2020 году.
Белорусские инициативы наладить серийный выпуск электромобилей, увы, столкнулись с реалиями рынка и техническими вызовами. Но тема развития электротранспорта получила господдержку.
ИМПУЛЬС «ЗЕЛЕНОЙ ВОЛНЕ»
Таковым стал Указ Президента № 92 от 12.03.2020 «О стимулировании использования электромобилей». 11 декабря 2025 года в документ были внесены поправки: льготы по налогам и таможенным пошлинам продлеваются до 31 декабря 2028 года, а преференции для установки и обслуживания зарядных станций – на неограниченный срок.
Ввозимые юрлицами на территорию страны транспортные средства категорий M, MG, N, NG, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, освобождаются от налога на добавленную стоимость. Ставка НДС в размере 0 (ноль) процентов касается также физлиц при приобретении легковых автомобилей, минивэнов и микроавтобусов (не более 12 посадочных мест, включая водителя) для личного пользования.
На три года сохраняется также возможность применения юрлицами инвествычета в размере 100% стоимости используемых в предпринимательской деятельности электромобилей, в том числе приобретаемым по договору финансовой аренды (лизинга).
А вот машины с гибридными силовыми установками всех типов лишаются преференций. При их ввозе таможенная пошлина составит теперь 15% стоимости автомобиля. Помимо того, ценник поднимут и дилерские центры, поскольку вводится НДС 20% не только на вновь доставленные транспортные средства такого типа, но и уже находящиеся на складах.
Еще один важный аспект состоит в том, что в рамках ЕАЭС достигнута договоренность по тарифной льготе (нулевая растаможка) на ввоз в Беларусь в 2026 году электромобилей общим количеством 20 тыс. (на 5 тыс. больше, чем в 2025-м). Однако имеется непременное условие – запрет на передачу права владения, пользования и распоряжения этими транспортными средствами лицам с гражданством или постоянным проживанием в Казахстане и России.
Льготные условия по зарядным станциям направлены на поддержание как частных инициатив, так и крупных инвестиционных проектов. Возможность их передачи, а также объектов электрических сетей государственным операторам на безвозмездной основе ускорит процесс развертывания зарядной сети по всей стране.
Справка «ТБ». За 11 месяцев прошлого года продажи электромобилей в Беларуси превысили 27,6 тыс., что составило 18,4% общего рынка. Из них полностью электрические модели – 20,4 тыс., или 74% сегмента.
Александр ЛУЦЕВИЧ, «ТБ»
КСТАТИ
ЭЛЕКТРОКОШМАР: риск гибели в гибридных автомобилях в три раза выше, чем в бензиновых
Водители гибридных автомобилей значительно чаще погибают в авариях, чем водители машин с двигателями внутреннего сгорания, что может быть связано с сочетанием в гибридах бензиновых двигателей с электродвигателями, сообщает газета The Times со ссылкой на экспертов.
Автор статьи пишет, что аварийным службам также требуется проходить специальное обучение и иметь спец-
оборудование для борьбы с возгоранием гибридных автомобилей. По их данным, риск гибели водителя в ДТП в гибридных моделях может быть в три раза выше, чем в авто с классическими двигателями внутреннего сгорания. Одна из ключевых причин – конструктивная сложность гибридов, в которых одновременно используются бензиновый двигатель, электромотор и тяговая батарея, что усложняет контроль за состоянием систем в аварийных ситуациях.
Аккумуляторы и высоковольтные элементы более подвержены возгоранию, а их повреждение при столкновении может привести к пожарам, которые сложно потушить стандартными средствами. Дополнительную проблему создает и вес гибридных автомобилей. Батареи и электродвигатели увеличивают массу машины, что влияет на ее поведение при столкновении и распределении энергии удара.
В марте прошлого года американский автопроизводитель Ford объявил об отзыве нескольких тысяч гибридных Ford Kuga plug-in после того, как выяснилось, что в автомобилях присутствует серьезный риск короткого замыкания, который потенциально сильно увеличивает риск возгорания, пишет автор публикации.
Подготовил Матвей ПРОХОРОВ