Найти в Дзене
Кладовая Монета

России без Чингисхана точно не было бы в современном виде

Представьте себе гадюку. Обычную такую, монгольскую. Ползёт она по степи в далёком 1165 году, греется на камушке. А мимо бежит мальчишка лет трёх. Грязный, сопливый, ничем не примечательный. Сын какого-то мелкого вождя. Гадюка могла укусить. Могла не укусить. Не укусила! Хорошо же, скажете вы, да и любой нормальный человек? Но только вот из-за этого решения одной примтивной рептилии пострадало потом от сорока до шестидесяти миллионов человек! Одиннадцать процентов населения планеты. Как вам такая причинно-следственная связь? Сейчас расскажу. Согласитесь, любим мы порассуждать о великих людях. Даже выдумали такую чуть ли не науку — «Теория Великих Людей» называется. Звучит солидно, почти как «Теория Большого Взрыва», только для гуманитариев. Суть сводится к простому: якобы всю историю человечества делают единичные гении и злодеи, а остальные семь миллиардов просто статисты в массовке, которые никакого влияния оказать не могут. Речь, конечно же, идёт о фигурах масштаба Александра Македон
Оглавление

Представьте себе гадюку. Обычную такую, монгольскую. Ползёт она по степи в далёком 1165 году, греется на камушке. А мимо бежит мальчишка лет трёх. Грязный, сопливый, ничем не примечательный. Сын какого-то мелкого вождя.

Гадюка могла укусить. Могла не укусить.

Не укусила!

Хорошо же, скажете вы, да и любой нормальный человек? Но только вот из-за этого решения одной примтивной рептилии пострадало потом от сорока до шестидесяти миллионов человек! Одиннадцать процентов населения планеты. Как вам такая причинно-следственная связь? Сейчас расскажу.

Согласитесь, любим мы порассуждать о великих людях. Даже выдумали такую чуть ли не науку — «Теория Великих Людей» называется. Звучит солидно, почти как «Теория Большого Взрыва», только для гуманитариев. Суть сводится к простому: якобы всю историю человечества делают единичные гении и злодеи, а остальные семь миллиардов просто статисты в массовке, которые никакого влияния оказать не могут. Речь, конечно же, идёт о фигурах масштаба Александра Македонского, Цезаря, Наполеона, Сталина — мол, вот они, локомотивы прогресса. Или регресса. Смотря как повезёт и смотря кто оценивает.

Подход, конечно, неоднозначный. Современные историки с образованием от него морщатся. Мол, ну что вы всю науку к мышам свели, ведь любая революция — это результат длинной цепочки событий, экономических предпосылок, социальных противоречий. Личность вторична, массы первичны.

Но все-таки есть исключения.

И Чингисхан — исключение из исключений!

Мальчик, который выжил

Тэмуджин — так его звали до всех этих титулов — родился в семье, которую сегодня назвали бы неблагополучной. Папашу отравили, когда сыну было десять. Клан выгнал вдову с детьми в степь. Выживайте как хотите, -- кошка бросила котят и всё такое. Дарвинизм в чистом виде.

Потом несколько раз его брали в плен. Несколько раз он бежал. В 1194 году даже словил стрелу в шею — и выжил. Стрелок потом, к слову, стал одним из его лучших полководцев. Умел Тэмуджин конвертировать врагов в друзей. Талант редкий. Всё как у нас, у русских, -- подрался с забиякой во дворе панельки, поставили друг другу фонари под глазами, поняли что есть и сила, и дух, -- и стали друзьями.

Но любой из этих эпизодов мог закончиться иначе. Отравили бы вместе с отцом. Не убежал бы из плена. Стрела попала бы на сантиметр левее. И всё, инфаркт микарда, вот такой рубец! Никакой Монгольской империи. Никаких пирамид из черепов. Никакого «Золотого века Pax Mongolica».

Вот давайте представим, что так и случилось. Что один из десятков шансов сработал. И мальчик Тэмуджин не дожил до совершеннолетия.

Что ж тогда?

Русь без перезагрузки

Начнём с нашей Родины. Тринадцатый век. Никакой единой России в помине нет (оцените каламбур). Есть куча княжеств, которые грызутся между собой с энтузиазмом коммунальных соседей. Киев, Владимир, Новгород, Рязань — каждый сам за себя. Москва — деревня. Даже не райцентр. Так, точка на карте, которую картографы рисуют от скуки.

Викинги когда-то принесли сюда свою культуру. Строгие города, речная торговля, жестокая борьба за власть. Всё как в Скандинавии, только православие вместо Одина и метели злее, чем волны в фьордах.

И вот в эту кашу-малашу врываются монголы.

Причём — внимание! — зимой. Наполеон потом пойдёт на Россию летом. Гитлер тоже летом. А монголы — зимой. Почему? Да им так удобнее, потому что. Реки замёрзли, скачи куда хочешь. Хардкорный режим сложности, как в компьютерных игрушках.

Владимир — сожгли. Рязань — сожгли. Суздаль, Ярославль — туда же. Киев — мать городов русских — превратили в пепелище. Кто уцелел — склонил колено и начал платить дань.

Власть сместилась на север. Новгород уцелел, потому что до него не дошли — весна началась, дороги раскисли. Повезло. И вот из этого везения, из этой случайности начала расти новая конфигурация. Москва возвысилась как союзник монголов, как главный сборщик дани. Через двести лет московские князья соберут страну. Но это — уже в нашей реальности.

А теперь всё то же, но без Чингисхана?

Без Чингисхана — была бы вечная грызня. Княжества дерутся друг с другом, ослабляют друг друга, никто не может возвыситься надолго. Нет внешнего врага — нет консолидации. Нет монгольской перезагрузки — нет и перезапуска системы на Руси.

По иронии судьбы, этот регион стал бы похож на родину самих монголов. Свирепые воины, торгующие на реках вместо степей. Зависимые от Византии, которая транслирует им православие и культуру. Застойная периферия, которая никуда не лезет и ни на что не влияет.

Миллионы жизней были бы спасены. Но никакой России бы не возникло!

Китай и монголы

Теперь давайте взглянем на восток.

Китай тринадцатого века — это два государства. Чжурчжэньская империя Цзинь на севере и династия Сун на юге. Воюют между собой уже столетие. Классическая патовая ситуация. Как холодная война, только с мечами.

Монголы разрушили обоих. Сначала Цзинь, потом Сун. Хан Хубилай основал династию Юань — монгольскую династию на китайском троне. Впервые в истории весь Китай оказался под властью кочевников.

Поход Чингисхана на Китай
Поход Чингисхана на Китай

А без Чингисхана — никакой династии Юань. Война Цзинь и Сун продолжается. Рано или поздно кто-то побеждает. Скорее всего — Сун. У них экономика мощнее, население больше, технологии продвинутее.

И появился бы воссоединённый Китай под династией Сун — а это потенциально новый золотой век. Без столетия монгольского владычества и поборов. Без демографической катастрофы. Без разрушения ирригационных систем.

Получился бы могущественный Китай, который не знает унижения от варваров. Интересная альтернатива?

Япония без божественного ветра

Ну и как мы можем обойти вниманием Японию в данном контексте.

Монголы дважды пытались её захватить. В 1274 и 1281 годах. Оба раза флоты вторжения были уничтожены тайфунами. Японцы назвали это «камикадзе» — божественный ветер. Мол, боги защитили острова.

И эти события впечатались в японское сознание намертво. Мы особенные. Нас защищают боги. Мы непобедимы. Отсюда — рост милитаризма, изоляционизма, культа самурайской доблести. Вплоть до двадцатого века, до Пёрл-Харбора и атомных бомб.

А вот без Чингисхана — не было бы никаких монгольских вторжений. Никакого камикадзе. Никакого мифа о божественной защите.

Состоялась бы более открытая Япония. Торгующая с соседями. Менее зацикленная на военной доблести и агрессии в адрес соседей. Может быть, даже без самурайского культа смерти, который потом выльется в эскадрильи лётчиков-камикадзе.

Персия: библиотеки вместо пепелищ

Теперь идём на запад. Персия, Средняя Азия, Ближний Восток.

По некоторым оценкам, монголы уничтожили там от пятидесяти до семидесяти процентов персидского населения. Не опечатка. Три четверти. Города, которые были больше Лондона и Парижа, превратились в руины. Во как!

Багдад разграбили в 1258 году. Дом Мудрости — главный научный центр исламского мира — уничтожили. Книги сбросили в Тигр. Один историк шестнадцатого века писал, что река тогда почернела от чернил.

Это сравнимо с гибелью Александрийской библиотеки, на мой взгляд. Сколько знаний было утеряно — не узнаем никогда. Всё проклятый Чингисхан!

Укусила бы его тогда змеюка и, глядишь, Багдад стоит. Библиотеки работают. Учёные пишут трактаты. Может быть, какие-то из этих трактатов потом перевели бы на латынь. Может быть, Возрождение началось бы раньше. Или пошло бы иначе.

Спекуляции, конечно. Но сама возможность — захватывает дух.

Османы: империя, которой не было бы

А вот это самое интересное.

Османская империя — та самая, с тюрбанами и гаремами — она ведь как раз возникла в хаосе, который создали монголы.

В 1243 году монголы разгромили Сельджукский султанат в битве при Кёсе-даге. Анатолия погрузилась в хаос. Из этого хаоса и вылупились османы. Тук-тук, откройте, это я, маленький тюркский бейлик, который за двести лет вырастет в империю от Венгрии до Персии.

Но без монгольского вторжения — сельджуки продолжают существовать. Никакого хаоса. Никаких османов.

А это значит — Константинополь остаётся христианским. Не падает в 1453 году. Византия, пусть ослабленная, пусть тень себя прежней — но живёт.

Ну, представьте: двадцать первый век, а в Стамбуле до сих пор служат литургию в Святой Софии. Не мечеть, не музей — действующий православный собор. Фантастика? Без Чингисхана — вполне реальность.

Грузия: золотой век

Отдельная боль — Грузия.

При царице Тамаре страна переживала расцвет. Вино, церкви, поэзия. Бастион христианства на границе с исламским миром. Грузинские войска готовились идти на помощь крестоносцам. Царица претендовала на Константинополь через поддержку Трапезундской империи.

И тут — на-те, монголы. Пришли, уничтожили её наследника, разрушили, ушли. Грузия так и не оправилась от этого хамства. Следующие восемьсот лет — под пятой то персов, то османов, то русских.

А так могла бы вполне Грузия стать региональной державой. Может быть, отвоёвала бы Константинополь. Может быть, создала бы православную конфедерацию. Может быть, история Кавказа выглядела бы совершенно иначе.

Европа: сверхдержавы, которые не состоялись

Венгрия и Болгария. Два государства на подъёме. Централизованные, с сильными монархами, с растущим влиянием.

-3

Монголы прошлись по обоим паровым катком, -- чисто инопланетяне высадились в фильме «Марс атакует». Венгрия потеряла шестьдесят процентов населения. Король бежал на далматинский остров. Страна так и не восстановилась.

Болгария только что разгромила Четвёртый крестовый поход. Претендовала на Константинополь. Начинала свой золотой век. И — пепелище.

А ведь это потенциальные великие державы своего времени. Как Франция и Англия, только на востоке Европы. Другая конфигурация сил. Другая история.

И всё это — из-за одного человека, который выжил вопреки всему. Ну и не сильно в комментариях накидывайте на вентилятор, сегодня у нас был день смелых предположений и недостоверных теорий! Надеюсь, было и интересно и я вас развлёк, ставьте лайк!