Утром 11 августа 1943 года U-468 шла в надводном положении примерно в 200 милях от столицы Сенегала Дакара. Лодка вошла в строй лишь год назад и это был её третий боевой поход.
К этому времени значительная часть опытных экипажей уже погибла, поэтому не удивительно, что возраст командира, оберлейтенанта цур Зее, Клеменса Шамонга был 26 лет.
Первым вахтенным офицером был лейтенант цур Зее Альфонс Хайманнсберг, 22 года, вторым вахтенным - лейтенант цур Зее Ульрих Вилиманн, ему было всего 19 лет, и механиком - лейтенант (инж.) резерва Эмиль Гисберт, 23 года.
Шамонг стал первым (и последним) командиром этой лодки и в первом патруле сумел отправить на дно только одно судно, танкер "Эмпайр Лайт" водоизмещением порядка 6500 тонн, потратив на это 6 торпед.
Во втором патруле последовательно подвергся атакам трёх самолётов, двух американцев и одного англичанина, а также эсминца и сумел сохранить лодку. Оставляя за собой след топлива, она была вынуждена вернуться на базу.
В тот день, 11 августа, когда был замечен В-24 "Либерейтор"
200-й эскадрильи Королевских ВВС, нырять было уже поздно, лодка приняла бой. Немцы открыли огонь из двух 20-мм зениток на "Зимнем саду" и двух спаренных MG-81 на мостике. Вскоре самолёт был поражён точным огнём и загорелся. Пламя быстро распространялось, охватив хвостовую часть. Шамонг ожидал, что командир бомбардировщика «сдастся», и постарается отвернуть, чтобы попытаться спастись, поскольку во время предыдущего патрулирования зенитный огонь подводной лодки отпугнул Grumman Avenger с американского авианосца, сопровождавшего атлантический конвой.
Однако новозеландец лётчик-офицер (это звание такое) Ллойд Аллан Тригг, 29 лет
не свернул с боевого курса. «Либерейтор» приблизился с левого борта и пересёк подводную лодку чуть позади мостика. Немцы не прекращали огонь и видели как их снаряды влетали в открытые бомболюки и разрывались внутри фюзеляжа. Пролетая на высоте 15 метров, самолёт сбросил шесть глубинных бомб, две из которых взорвались в 2-х метрах от корпуса лодки.
Лодку подбросило вверх, а самолёт, пролетев ещё пару сотен метров, врезался в воду и взорвался, весь экипаж погиб.
Повреждения подводной лодки были катастрофическими, и она сразу же начала оседать, вода проникала в нескольких местах. Двигатели и другие механизмы были сорваны с фундаментов. На переборках ничего не осталось закрепленным, оборудование и приборы были разбросаны по всей площади палубного настила. Кормовой торпедный аппарат треснул, и в лодку хлынула двухдюймовая струя воды.
Вода также проникала в кормовую аккумуляторную яму, где плескался вытекший из аккумуляторов электролит; и через несколько минут подводная лодка наполнилась облаками хлорного газа. Люди сразу же начали задыхаться и не могли добраться до своих спасательных жилетов. Началась паника, и только около 20 человек смогли выбраться на палубу и прыгнуть за борт. Подводная лодка затонула на ровном киле в течение 10 минут.
Многие из находившихся в воде страдали от воздействия хлора и вскоре погибли от нападений акул и барракуд. Командир и двое других выживших офицеров отгоняли рыб, погружая головы в воду и издавая громкие крики. Примерно через 30 минут один матрос обнаружил резиновую лодку «Либерейтора». Он надул её с помощью имевшегося на ней баллона и забрался в неё вместе с двумя другими. Примерно через час командир, первый вахтенный офицер и инженер, который поддерживал матроса на спине, добрались до лодки и тоже забрались в неё. Из 46 человек команды в живых остались семеро.
На следующий день самолет «Сандерленд», разыскивавший пропавший экипаж «Либерейтора», заметил лодку, и его экипаж, естественно, сразу же пришел к выводу, что машущие руками люди – это их товарищи из Королевских ВВС.
Уже после войны штурман "Сандерленда" рассказывал, что помнит, как вокруг лодки кружили акулы, а некоторые плавали под ней. «Мы могли видеть их очень хорошо с воздуха».
Он определил местоположение лодки, данные передали по радио на базу: «А затем мы приготовились сбросить два аварийных набора, каждый размером примерно с человека».
«Сандерленд» совершил два захода, первый из которых был настолько точным, что груз едва не задел шлюпку, напугав немцев до смерти. Второй заход был гораздо дальше – слишком далеко, чтобы до него добраться, потому что в шлюпке не было весел.
Патрульный самолет сбросил сигнальный краситель и направился домой. На следующий день прибыл HMS Clarkia и принял немцев на борт
На фото Шамонг на палубе британского корабля, похоже, уже другого.
Вот что о нём писал британский военный следователь: "...Шамонг был цивилизованным человеком, отличавшимся выдержкой и обаянием, что резко контрастировало со многими офицерами подводных лодок, с которыми пришлось недавно столкнулся. Тем не менее, у него были очень твердые представления об обязанностях немецкого офицера в плену, он постоянно был начеку и ничего не рассказывал о своей лодке, кроме истории ее затопления..."
То же самое отмечалось в отношении двух других выживших офицерах, Хайманнсберга и Вилиманна.
Но самое интересное, что в первую очередь Шамонг очень высоко оценил действия командира "Либерейтора", заявив ,что «такой доблестный боец, как Тригг, был бы награжден в Германии высшей медалью или орденом».
В принципе, немцы могли бы и не распространяться о ходе боя, но и Шамонг, и впоследствии Хайманнсберг подтвердили доблесть, которую проявили лётчики.
В итоге Тригг был посмертно награждён Крестом Виктории, высшей военной наградой Британии.
Мэтт Лимб, военный историк, объяснил, почему Крест Виктории, врученный Ллойду Триггу, уникален. Он сказал: «Небольшое количество посмертных Крестов Виктории было вручено частично на основании показаний противника, но считается, что это единственный случай в долгой и богатой истории этой медали, когда награда была вручена исключительно на основании информации, предоставленной противником».
Крест Виктории, Крест за выдающиеся заслуги и медали за участие в боевых действиях, врученные летчику Ллойду Триггу, были проданы за рекордную на тот момент сумму - 120 000 фунтов стерлингов на аукционе Spinks «Авиационная коллекция» в 1998 году.
Их приобрёл лорд Эшкрофт, которому принадлежит самая большая в мире коллекция Крестов Виктории – более 200 – и она выставлена для всеобщего обозрения в галерее, носящей его имя, в Имперском военном музее в Лондоне.
А всего случаев с такими обстоятельствами награждения Крестом Виктории в истории было три.
*****
Более ранний произошёл после вторжения немцев в Норвегию. В ходе него тяжёлому крейсеру "Адмирал Хиппер" попал на зуб британский эсминец "Глоуворм" - светлячок.
На нём служили крепкие моряки, как в мирное время,
так и в военное. Утром 8 апреля 1940 года «Глоуворм», ведя бой с немецкими эсминцами, попал под удар главного калибра "Адмирала Хиппера". Получив повреждения, британец пытался скрыться за дымовой завесой, но на беду, крейсер уже имел радар.
Радиорубка, мостик и носовая 4,7-дюймовая пушка были уничтожены, также эсминец получил попадания в машинное отделении, каюту командира и, наконец, в мачту. Мачта рухнула, вызвав короткое замыкание, включив сирену корабля. Эсминец произвёл торпедный залп, но торпеды прошли мимо крейсера.
Корабли резко сближались и командир "Глоуворма лейтенант-коммандер Джерард Бродмид Руп
решил идти на таран. Столкновение оторвало нос «Глоуворма», а остальная часть корабля проскользила вдоль «Хиппера», сорвав обшивку с борта последнего. Во время столкновения один немецкий моряк был сбит за борт. «Хиппер» принял около 500 тонн воды, прежде чем повреждения были локализованы. «Глоуворм» горел и его котлы вскоре взорвались.
Своего моряка немцы найти не смогли, но подняли на борт 40 англичан. К сожалению, при этом Руп сорвался с каната и утонул.
Немного позже командир крейсера капитан цур Зее Хельмут Хейе
через швейцарский Красный крест обратился в Британское Адмиралтейство с описанием этого отчаянного боя и рекомендацией о награждении Рупа. В итоге отважный лейтенант-коммандер был награждён Крестом Виктории посмертно.
*****
Сержант Томас Фрэнк Дюррант был третьим среди награждённых высшей военной наградой Британии по инициативе противника. В марте 1942 года, в возрасте 23 года, он погиб в ходе известной операции британских коммандос "Колесница" в Сен-Назере, когда до конца войны был выведен из строя единственный сухой док на побережье Атлантики, способный принимать самый мощный немецкий корабль после потопления "Бисмарка" - линкор "Тирпиц"
Стреляя из спаренного пулемёта Льюиса с моторного катера ML 306, атакованного немецким эсминцем, он был изранен так, что на нём не было живого места и он удерживался от падения только держась за своё оружие.
После продолжительного боя командир немецкого эсминца призвал катер сдаться. В ответ сержант Дюррант снова открыл огонь по мостику эсминца. Он до последнего отказывался сдаваться (неясно, оставался ли ещё кто-нибудь боеспособный на катере). В итоге эсминец захватил-таки катер и все, бывшие ещё в живых, были взяты в плен.
Позже он скончался от ран. Неделю спустя командир немецкого эсминца, капитан-лейтенант Ф. К. Пауль, (это его более поздний снимок)
встретился с командиром коммандос, подполковником Августом Ньюманом, в лагере для военнопленных в Ренне. Пауль изложил ход боя и предложил подполковнику рекомендовать Дюрранта к высокой награде.
Сержант был посмертно награждён Крестом Виктории 15 июня 1945 года.
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4