Который год пишу о героях Великой Отечественной и все не перестану удивляться, как те, которые по своей должности по умолчанию не могли совершать подвиги, делали такое, на что не способны даже самые отчаянные и отважные разведчики, которые, для тех самых подвигов, можно сказать, и были рождены.
Чего только стоит крайне дерзкая вылазка одного бойца с термосами наперевес, который, если посмотреть под определенным ракурсом, по факту лез прямо в пасть к немецкому зверю, и это при том, что на тот момент времени он числился "всего лишь" поваром (хотя слово "всего лишь" здесь не совсем уместно, ведь советские повара порой давали фору даже прославленным бойцам передовой).
А после, после случилось самое настоящее чудо, и это не какое-то преувеличение, об этом говорят факты – об этом говорит реакция советских защитников, что случилась в момент появления горячего обеда там, где его ждали меньше всего, реакция, которая заставила очень сильно удивиться измотанных бойцов 36-й бригады.
Не мудрено, что когда о подвиге Кухарева узнали его непосредственные командиры, заслуженная награда не заставила себя долго ждать. Так чего же такого наделал повар Дмитрий Кухарев в тот жаркий день, будучи под шквальным огнем, дабы заслужить медаль "За боевые заслуги"? И самое главное – чем для него это закончилось? Давайте скорее разбираться.
Начнем с того, что 27 декабря 43-го выдалось таким, что в какой-то момент могло показаться, что само небо решило придавить наших солдат к промерзшей земле. Артиллерийский гул по обе стороны стоял такой, что мысли путались, не успев даже попасть в головы советских бойцов, а холод пробирался под шинели, не давая даже небольшой надежды на то, что им удастся согреться. Сами понимаете, каково это – сидеть в том самом окопе, когда голод ощущается не как обыденное желание поесть, и как раз в этот момент вдруг кто-то из наблюдателей замечает какое-то странное движение в тылу…
Там, где по всей логике сражений не должно было быть никого, полз какой-то человек. Пройдет несколько минут, и советские бойцы не поверят своим глазам, когда наконец-то разглядят фигуру приближающегося солдата. Это был не связной и не подносчик снарядов. Это был повар Кухарев! Тот самый повар, который не раз радовал вмерзших в свои окопы горячей похлебкой, но та самая радость всегда заставала их во время передышки в тылу, а тут… тут все было совсем иначе, на этот раз боец тащил на себе тяжеленные термосы прямо на передовую, тащил те самые термосы, от которых так веяло домашним теплом, как будто к каждому из наших защитников полз не товарищ Кухарев, а их родная мать.
В тот день ситуация на Западном фронте сложилась, мягко говоря, непростая. Немец не останавливался ни на минуту, раз за разом забрасывая квадраты снарядами и свинцом.
В один из обстрелов случилось то, чего опасались все тыловики, – шальной осколок "вывел из строя" лошадь. Все знали, что без тягловой силы кухня превращается в груду бесполезного железа…
Кстати, чтобы вы понимали весь трагизм ситуации, давайте вспомним, что из себя представляла та самая кухня. Ведь это был не современный фудтрак, который заводится с пол-оборота! Скорее всего, речь шла о всеми любимой в то время КП-42 или ее аналоге. А это, на минуточку, больше тонны железа, котлов и запасов воды.
Сами понимаете, что сдвинуть такую махину силами расчета по раскисшей земле – задача была из разряда фантастики. Так что без лошади эта кормилица действительно становилась мертвым грузом.
А ведь в котлах стыло то, чего многие солдаты ждали больше, чем писем из дома… В ту зиму, судя по воспоминаниям тыловиков, часто готовили кулеш – густую похлебку из пшена с салом, или наваристые щи, если удавалось раздобыть капусту. Так что это была не просто еда, это были горячие калории, способные не дать бойцу замерзнуть насмерть в проклятом окопе.
Казалось бы, после того как лошади не стало, у поваров появилась вполне себе "законная" причина остаться в укрытии, но Дмитрий Федорович рассудил иначе.
Думается, что стоит отметить, что Кухарев был человеком опытным, человеком, что призвался еще в августе 42-го, влился в ряды Красной Армии, уже через месяц получил первое ранение, а спустя год – второе. Так что этот битый жизнью фронтовик прекрасно понимал, что горячая каша зимой – это топливо, без которого боец сдает быстрее, чем от усталости.
Стоит отметить, что немецкие командиры частенько совершали роковую ошибку, списывая советскую "обслугу" со счетов. Знали бы они статистику, так бы не делали… А факты-то говорят сами за себя, говорят о том, что среди наших кашеваров героев было не меньше, чем в пехоте. Чего только стоит легендарная история Ивана Середы, который, будучи поваром, умудрился с одним топором взять в плен целый немецкий танк!
Слышали про такого? Если в двух словах, то он просто запрыгнул на броню и начал лупить обухом по пулемету, да так яростно, что ошарашенный экипаж сдался, думая, что их окружила целая рота… На мой взгляд, и наш сегодняшний герой в лице Дмитрия Кухарева был сделан из того же теста.
Тогда-то Кухарев и принял единственно верное решение – если кухня не едет к солдатам, еда пойдет к ним сама. После чего Дмитрий организовал коллег, они наполнили термосы – крайне неудобные, надо сказать, емкости для игры в "пластунов" – и двинулся в путь.
Нужно было видеть эти сборы: люди, чье дело варить суп, готовились к выходу так, словно шли брать какого-то "языка". Путь до передовой растянулся в вечность. Земля была изрыта воронками, словно оспой, а свист пуль над головой напоминал, что любое движение может стать последним.
Один шальной осколок мог пробить термос, и тогда все усилия пошли бы прахом. Но Кухарев и его товарищи умудрились незамеченными преодолеть каждый метр, вжимаясь в грязь. Когда они добрались до своих, лица солдат вытянулись от изумления, ведь появление горячего обеда в царстве ледяного металла казалось чудом!
Как понимаете, результат этой дерзкой вылазки был куда важнее простого утоления голода. Горячая пища влила в бойцов новые силы, тем самым злость на врага смешалась с благодарностью к своим.
Думаю, что ровно то же самое чувство испытали и командиры, когда узнали о поступке повара. За этот подвиг, а как по мне, никак иначе это и не назовешь, Дмитрий Федорович Кухарев получил заслуженную медаль "За боевые заслуги".
Кстати, судьба хранила отважного повара и дальше. Он продолжил свой путь, с начала 44-го служил уже на Белорусском фронте и, к счастью, дожил до победного 45-го, завершив службу лишь в 46-м году!
Эту историю мы знаем благодаря сыну героя, Виталию Сергеевичу Кухареву, который провел кропотливую работу в архивах. Так что, глядя на наградные листы нашего сегодняшнего героя, можно с уверенностью сказать, что сражение делает героями не только тех, кто стреляет, но и тех, кто с термосом за спиной ползет сквозь шквальный огонь. Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья и вы считаете так же.
Ну что, как вам история "обычного" советского повара? Пишите свое мнение в комментариях. Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить выхода моих следующих, не менее воодушевляющих историй.