Каждый год в середине января наши СМИ наполняются репортажами о крещенских купаниях у православных: толпы людей у прорубей, морозный пар над ледяной водой, восторженные комментарии участников... Но стоит ли безоговорочно следовать этой традиции?
Чем глубже я погружалась в изучение вопроса - не в ледяную воду :), а в исторические и богословские источники, - тем яснее становилось: мы имеем дело не с церковным установлением, а с народным обычаем, к которому стоит относиться критически!
Начну с очевидного: в Библии нет ни единого упоминания о купаниях в ледяной воде в праздник Крещения. Евангелисты описывают событие на Иордане (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22), но речь идет исключительно о крещении Иисуса Христа, а не о массовых погружениях верующих.
Да и не будем забывать, где находится река Иордан - на Ближнем Востоке, протекает через Израиль, Иорданию, Сирию и Палестину, впадая в Мертвое море. Температура воды сильно варьируется в зависимости от сезона: зимой это около +12...+16°C, а к лету может прогреваться до +19...+25°C.
Река Иордан протекает в регионе с субтропическим средиземноморским климатом на западе и пустынным климатом на востоке и юге Иордании, поэтому климат долины Иордан можно охарактеризовать как субтропический, переходящий в полупустынный, с жарким сухим летом и мягкой, но также сухой зимой, хотя в самой долине выпадает больше осадков, чем в окружающих пустынях.
В православной святоотеческой литературе ранних веков тоже нет указаний на подобный обычай. Иоанн Златоуст в своих беседах о Крещении подчеркивает духовный смысл события - явление Троицы и начало служения Спасителя, но ни разу не упоминает о ритуальных купаниях (Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 12).
Эта традиция относится к народным обычаям, а не к церковному установлению. Например, порядок богослужений в Православной церкви строго регламентируется Типиконом - книгой, содержащей богослужебный устав. Если обратиться к ее тексту, мы не найдем ни единого упоминания о крещенских купаниях. Иными словами, Церковь на общецерковном уровне никогда не включала погружение в прорубь в число предписанных праздничных обрядов!
Как свидетельствуют записки иностранных путешественников и писателей XVIII–XIX веков, в день Крещения многие мужчины - вне зависимости от положения в обществе и состояния здоровья - погружались в прорубь, полагая, что таким образом очищаются от грехов (Святая Русь. Русский образ жизни: Большая энциклопедия русского народа / Сост. О.А. Платонов). При этом примечательно, что для купаний выбирали не ту прорубь, где по церковному обряду совершалось освящение воды, а другую - расположенную ниже по течению реки, обычно используемую для стирки белья.
Вообще традиция погружаться в прорубь в праздник Крещения во многом восходит к пережиткам магических верований, укоренившихся в крестьянской культуре.
Крещение знаменует завершение зимних святок - особого периода, который в народной традиции именуют «от звезды и до воды» (от рождественского сочельника до крещенского водосвятия).
В эти дни бытовали разнообразные обряды, призванные изгнать нечистую силу. Например, сохранился красочный этнографический описание: молодые парни верхом на лошадях объезжали дворы, «били метлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам, сопровождая действия заклинаниями, громкими возгласами и визгом».
По завершении такого ритуального изгнания нечисти некоторые люди - прежде всего те, кто активно участвовал в святочных забавах, ряжении и маскарадах, - считали своим непременным долгом окунуться в прорубь рядом с «Иорданью». Они верили, что это позволит «смыть» с себя грехи, накопленные за время праздничных гуляний. Как-то так.
В общем, купание в проруби изначально несло не столько церковно‑литургический, сколько народно‑магический смысл: оно воспринималось как способ физического омовения, призванного устранить последствия «нечистых» святочных игр.
К началу XX века языческие пережитки в народной культуре постепенно сходят на нет, и прежняя ритуально‑магическая подоплека "крещенских" купаний утрачивает силу. Мотивация к погружению в прорубь меняется: если раньше речь шла об «очищении от грехов», то теперь некоторые молодые люди окунаются «для здоровья» и «от коросты» - т.е. в лечебно‑профилактических целях. Тоже странно и нездорОво.
При этом официальные церковные круги и светская власть отнюдь не поощряли эту практику. В Российской империи действовал запрет на шумные святочные гуляния, а в «Настольной книге священнослужителя» (1913 год) народный обычай купания в проруби подвергался резкой критике - и с религиозной, и с санитарно‑гигиенической точки зрения. В издании прямо говорится:
«…купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Еще в «Настольной книге...» (1913) содержится прямое осуждение крещенских купаний:
«… В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время.
На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас»
Во времена СССР традиция была практически забыли. Однако В 70‑е годы в СССР потихоньку начало возрождаться то, что мы сейчас называем крещенскими купаниями. Но выглядело это совсем не так, как раньше.
Дело в том, что в то время в обществе набирали силу две штуки: мода на здоровый образ жизни и интерес к природе. И вот на этом фоне люди снова стали лезть в прорубь - только уже не ради «смывания грехов», как в старину, а просто чтобы закалиться, почувствовать себя бодрее и проверить, на что способно тело. Т.е. сама идея осталась, а смысл полностью поменялся. Раньше это был чуть ли не обряд, теперь что‑то вроде спортивного вызова. Появились клубы «моржей», устраивали массовые заплывы, соревнования.
Так традиция и вернулась - но уже в новом обличье: с термосом чая после проруби и разговорами о пользе (хе-хе) для иммунитета. А когда наступил постсоветский период, к этому «светскому» варианту народ постепенно снова начал добавлять религиозный контекст.
Если посмотреть, кто нынче ныряет в прорубь на Крещение, видно три разных типа людей - и у каждого своя мотивация.
- Первые - те, для кого это действительно обряд. Они крестятся перед погружением, трижды окунаются с головой, иногда даже в специальных рубахах. Для них это не просто купание, а нечто сакральное, связанное с верой и традицией. Могут долго рассказывать про смысл всего этого дела - и про церковные обычаи, и про духовное очищение.
- Вторые - «моржи» и приверженцы ЗОЖ. Им важно здоровье и закалка. Они спокойно, без лишних эмоций заходят в воду - для них это привычное дело. Часто приходят одни или с товарищами по клубу. Знают про плюсы и минусы зимнего купания. Для них прорубь как часть регулярной тренировки, а не ритуал.
- Третьи - любители острых ощущений. Многие из них лезут в ледяную воду впервые или только раз в году - на Крещение. Приходят шумными компаниями, снимают всё на телефон, бурно радуются до и после. Иногда не прочь и выпить «для храбрости», а потом громко восторгаться собственным подвигом. Для них главное - яркие эмоции и фоточки в соцсети, а не традиции или польза для здоровья.
В целом традиция живет и даже набирает популярность, хотя пандемия немного сбила ажиотаж.
А что говорит медицина? Купание в ледяной воде - это серьёзная нагрузка для организма, особенно если он к этому не привык. Когда человек окунается раз в год (как на Крещение), никакого устойчивого оздоровительного эффекта не возникает - это скорее разовый стресс!
Чтобы от холодового воздействия была польза, нужны регулярные, систематические занятия, а не единичные всплески отваги.
При резком погружении в холодную воду тело реагирует спазмом: сужаются сосуды, напрягаются мышцы, «сжимается» кожа и подкожная клетчатка. Из‑за этого кровь начинает циркулировать интенсивнее, и сердце получает повышенную нагрузку. Для неподготовленного организма это опасно: может случиться гипертонический криз, приступ стенокардии, инфаркт или инсульт. В отдельных случаях возникает угрожающая жизни аритмия.
Кроме того, ледяная вода способна спровоцировать обострение хронических болезней - в том числе респираторных. Особенно осторожными надо быть с детьми: у них тонкая жировая прослойка, и переохлаждение наступает быстрее, чем у взрослых.
Когда человек погружается в крещенскую прорубь, его организм мгновенно сталкивается с экстремальным холодом - и реакция на такой стресс разворачивается поэтапно.
В первые 3 минуты наступает так называемый «холодовый шок». Тело реагирует резко:
- сердцебиение становится чаще;
- дыхание учащается, порой теряется его контроль - человек начинает судорожно хватать воздух;
- температура кожи быстро падает.
Для людей с заболеваниями сердца и сосудов это особенно опасно: нагрузка на организм может спровоцировать обострение - вплоть до жи3неугрожающих состояний. Причем риск высок даже для тех, кто считает себя опытным «моржом»: максимальная опасность приходится именно на первые 3 минуты после погружения.
Если оставаться в ледяной воде дольше 3 минут, холодовое воздействие распространяется глубже:
- начинают страдать мышцы - появляется скованность, судороги;
- повреждаются нервные окончания - возникает ощущение «онемения», теряется чувствительность.
Критическая точка наступает, когда температура «ядра» тела (внутренних органов) опускается до 25 °C. В этом случае:
- нарушается работа проводящей системы сердца;
- развивается остановка сердечной деятельности;
- возникает угроза летального исхода.
Если хочется по‑настоящему отметить Крещение, лучше всего пойти в храм. Там и атмосфера другая, и смысл праздника ощущается совсем иначе.
Не стоит гнаться за острыми ощущениями, лезть в ледяную воду и испытывать организм на прочность. В храме вы найдёте то, для чего этот день и существует: молитву, общую радость людей, освящение воды и ощущение, что ты часть чего‑то большого, многовекового.
Крещение - это ведь не про то, чтобы проверить себя на выносливость или снять эффектное видео для соцсетей. В конце концов, суть Крещения не в холоде проруби, а в свете и обновлении.
Всем здоровья!