Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЁРКА И ВРАТАРЬ

28-е сентября. Москва. Дворец Спорта в «Лужниках». Решающий восьмой матч хоккейной Суперсерии-72 между сборными СССР и Канады. На трибунах – пятнадцать тысяч зрителей. Они ждут интересной, захватывающей игры и желают победы своим командам. Праздник испортили арбитры. Судьи явно переволновались и совершали одну ошибку за другой. Дело дошло до того, что канадец Жан-Поль Паризе клюшкой замахнулся на рефери, чтобы нанести ему удар, но, к счастью, в последний момент остановился: «Я атаковал русского с шайбой, когда судья зафиксировал атаку игрока, не владеющего шайбой. Я совершенно спокойно и вежливо заметил, что игрок – вообще-то – владел шайбой, и тут же получил десятиминутный штраф и удаление до конца матча. И вот тут я взбесился. Мне всегда неприятно вспоминать тот момент, у меня не было намерения ударить его, ведь иногда вы говорите «убить готов», хотя вовсе не собираетесь этого делать. Это был просто взрыв эмоций». Эмоции потихоньку улеглись, но… ненадолго! В игру опять вмешался арбит
Фото: km1954.ru
Фото: km1954.ru

28-е сентября. Москва. Дворец Спорта в «Лужниках». Решающий восьмой матч хоккейной Суперсерии-72 между сборными СССР и Канады. На трибунах – пятнадцать тысяч зрителей. Они ждут интересной, захватывающей игры и желают победы своим командам.

Праздник испортили арбитры. Судьи явно переволновались и совершали одну ошибку за другой. Дело дошло до того, что канадец Жан-Поль Паризе клюшкой замахнулся на рефери, чтобы нанести ему удар, но, к счастью, в последний момент остановился:

«Я атаковал русского с шайбой, когда судья зафиксировал атаку игрока, не владеющего шайбой. Я совершенно спокойно и вежливо заметил, что игрок – вообще-то – владел шайбой, и тут же получил десятиминутный штраф и удаление до конца матча. И вот тут я взбесился. Мне всегда неприятно вспоминать тот момент, у меня не было намерения ударить его, ведь иногда вы говорите «убить готов», хотя вовсе не собираетесь этого делать. Это был просто взрыв эмоций».
Фото: ice-hockey-stat.com
Фото: ice-hockey-stat.com

Эмоции потихоньку улеглись, но… ненадолго! В игру опять вмешался арбитр. Канадцы забросили шайбу, это видели все, но судья за воротами почему-то не зажёг красный свет. Фонарь не горит, а значит, и гола не было! Теперь не выдержали нервы у представителя НХЛ Алана Иглсона:

«Я буквально прыгнул с трибуны на арбитра, который вёл счёт на табло, – благо он сидел прямо подо мной. Но тут внезапно появились солдаты. Много солдат. Это сейчас кажется забавным, но тогда я испугался не на шутку. Думал, сидеть мне теперь в советской тюрьме до скончания века – они меня, что, за террориста приняли? Мне заломили руки, тащат к выходу. Слава богу, это увидел Пит Маховлич – наш игрок, здоровенная детина, под два метра ростом. Он подкатывает к нам: одному солдату – раз, клюшкой по руке, другому – бац, по спине! Я выпрыгиваю на лёд. Шаркаю через всю площадку к своим… вырвался».

За воротами сборной СССР находился известный советский судья Виктор Домбровский. Позже он скажет, что у него просто не сработало оборудование. С превеликим трудом, но скандал всё же удалось замять. Но советским игрокам это не помогло. На тот момент счёт в поединке был равным: 5:5. По разнице забитых и пропущенных шайб побеждали в серии именно мы. И наши игроки решили сохранить ничью. Это заметил даже тренер канадцев Гарри Синден:

«Вместо постоянного наступления, которое их никогда не подводило, русские вдруг стали откатываться назад. Это предоставило нам лучшие возможности. Теперь, более чем когда-либо раньше, мои парни были настроены победить».
Фото: km1954.ru
Фото: km1954.ru

А дальше… а дальше всё как в страшном сне. Опять до конца матча считанные секунды, опять атакует нападающий Пол Хендерсон, и опять же именно он забрасывает решающую шайбу. За нашими воротами опять не зажигается красный фонарь. Но никто на это не обращает внимания – настолько очевидным был гол.

В Суперсерии-72 победила Канада. На трибунах три тысячи заокеанских болельщиков поют гимн своей страны. Профессионалы на льду плачут от счастья. Борис Михайлов и вся наша команда тихо сидят в раздевалке. Ждут разбора полётов:

«Наш тренер Бобров и не думал ругаться! Он только и сказал: «Пижоны вы, впервые вижу игроков, которые добровольно отказались от машин». За победу нам обещали автомобили «Волга». Но не подарить. А дать возможность купить без очереди, за свои деньги».
Фото: hc-legends.ru
Фото: hc-legends.ru
«Это было нечто большее, чем просто хоккей. Дескать, наш мир лучше их мира. Это была война. Шла борьба за идеал».

Так в самом начале Суперсерии-72 говорил нападающий Пит Маховлич. Но все матчи закончились, и враги на льду стали хорошими друзьями. Они до сих пор встречаются! Теперь, правда, реже. Возраст всё-таки:

«Самое большое значение этой серии в том, что она дала толчок в развитии мирового хоккея, что признали и канадские хоккеисты, и европейское сообщество. И хоккей стал развиваться по-другому. Канадцы переняли те лучшие качества европейского хоккея, которые продемонстрировала сборная СССР, а европейцы взяли некоторые черты канадского хоккея: силовое единоборство, броски, умение работать на пятачке. Эта серия останется в памяти не только тех, кто её видел, но и более молодого поколения».

Так говорил о Суперсерии-72 советский форвард Александр Якушев.

Слушайте программу «Великолепная пятерка и вратарь» на сайте РАДИО ЗВЕЗДА.