Найти в Дзене
Балканист

Как сербский патриарх склонил на свою сторону русского царя и положил начало сербско-русской дипломатии

1690 год. Патриарх Сербский Арсений Черноевич, могучий старик с окладистой бородой, договаривается с австрийским королём Леопольдом I о спасении сербов, угнетаемых османами. Сербы поверили своему духовному лидеру и массово пошли в Австрию за австрийскими войсками. Пошли они, буквально снимаясь с мест целыми поселениями, бросая нажитое. Это стало началом «Великого переселения» сербского народа, который тогда тысячами перебирался в Европу. Пустели сёла, на которые турки ранее совершали набеги, в обозах шли целые семьи с малыми детьми и стариками. Они переплывали реки на лодках, веря, что в Австрии их ждёт более спокойная жизнь, лишённая взимания даней, угроз и разорений. Тысячу километров прошли эти несчастные люди пешком, спасаясь от зверства османов с доверием к своему Патриарху. Арсений III Черноевич, по сути, тогда создал сербскую диаспору в Центральной Европе. При этом он активно искал защиту для лишённых Родины сербов у православных держав, в первую очередь, у России. Он видел в ру

1690 год. Патриарх Сербский Арсений Черноевич, могучий старик с окладистой бородой, договаривается с австрийским королём Леопольдом I о спасении сербов, угнетаемых османами. Сербы поверили своему духовному лидеру и массово пошли в Австрию за австрийскими войсками. Пошли они, буквально снимаясь с мест целыми поселениями, бросая нажитое. Это стало началом «Великого переселения» сербского народа, который тогда тысячами перебирался в Европу. Пустели сёла, на которые турки ранее совершали набеги, в обозах шли целые семьи с малыми детьми и стариками. Они переплывали реки на лодках, веря, что в Австрии их ждёт более спокойная жизнь, лишённая взимания даней, угроз и разорений. Тысячу километров прошли эти несчастные люди пешком, спасаясь от зверства османов с доверием к своему Патриарху.

Арсений III Черноевич, по сути, тогда создал сербскую диаспору в Центральной Европе. При этом он активно искал защиту для лишённых Родины сербов у православных держав, в первую очередь, у России. Он видел в русском царе Петре I защитника православия и союзника в борьбе за независимость Балкан от османов. Сербы верили Патриарху, Патриарх надеялся на русского государя.

Арсений III Черноевич
Арсений III Черноевич

Владыка решил написать Петру I. К тому же он прослышал, что тот собирается в невиданное путешествие по Европе и надеялся увидеть лично этого необычного правителя, о котором уже расползались слухи.

Путешествие русского царя получило название «Великое Посольство». Целый год огромная делегация русских дворян путешествовала по Европе буквально вереницей из повозок, а среди участников были даже шуты! Сам Пётр, чтобы избежать протокольной бюрократии, путешествовал под именем военного Петра Михайлова. Он работал на стройках и верфях и даже разбирался с иностранным начальством, требуя положенные за труд деньги. Впрочем, тайну личности Петра удалось хранить недолго, и в европейских городах во время путешествия люд собирался глазеть на заморского царя-плотника. А тот был и рад пообщаться не только со знатью, но и с простыми мужиками.

Целей у «Великого Посольства» было несколько: склонить на сторону России европейские монархии в борьбе против Турции и Швеции, поддержать братьев-сербов, томящихся под турецким игом, установить личные контакты и вообще посмотреть, как в Европе живут и чего полезному там можно поучиться.

Посольское турне, помимо дипломатических достижений, увенчалось закупкой для русской армии 10 тыс. ружей, 5 тыс. мушкетов, 3,2 тыс. штыков, корабельных принадлежностей и прочего, а на российскую службу было нанято множество иностранных офицеров, инженеров, около 350 матросов и боцманов, специалистов иных профессий.

Патриарх Арсений буквально засыпал русское посольство челобитными о страданиях своего народа, который Пётр I считал стратегическим союзником в борьбе за православие. А притесняли сербов уже не только турки, но и католики! Пётр I тогда взял на службу многих славных сербских военных, которые вписали потом свои имена в русскую историю.

Однако писем было недостаточно, и в 1698 году Арсений III направляет своих посланников в Москву с целью получить материальную помощь для сербов, переселившихся в земли Габсбургов. Дипломатические усилия патриарха увенчались успехом. Россия откликнулась на эти просьбы, дала деньги на устройство жизни на чужбине и взяла многострадальный народ под своё крыло.

Пётр Великий не просто жалел братьев по вере, он хорошо понимал стратегическое значение Балканского региона. Во время «Великого посольства» послы русского царя установили контакты с сербскими лидерами, проживавшими в Центральной Европе. Эти связи дали России возможность не только укрепить позиции в международной политике, но и создать реальную сеть союзников в регионе. Получается, нынешние отношения Сербии и России берут своё начало в петровских временах! Вот так целую страну на свою сторону склонил один сербский патриарх.