Весь 2025 год мошенники «работали» усердно и продолжают обманывать россиян в 2026-м. Зачастую средства жертв проходят через счета дропперов — пособников телефонных аферистов. Для издания NN.RU я вместе с юристом Еленой Никоненковой разбиралась, как обманутым гражданам вернуть похищенные мошенниками сбережения.
Автор: Наталья Халезова
Статья опубликована на сайте издания. Размещаю ее также на моем канале для подписчиков и читателей "Меня не обмануть!".
«Поверила и отдала деньги»
— В 2025 году со мной произошла неприятность: я лишилась 300 тысяч рублей из-за мошенников. Некоторое время назад я открыла инвестиционный счет в своем банке. И тут мне позвонили с неизвестного номера, мужчина представился брокером. Сказал, есть выгодное предложение и как раз от моего банка, нужно скачать приложение и вложить деньги под высокие проценты. Я поверила и перечислила 300 тысяч рублей с кредитной карты. Больше я этих денег не видела, вывести их я не смогла, а лжеброкер перестал выходить на связь, — поделилась нижегородка Нина Карпова (имя и фамилия изменены по просьбе горожанки).
Женщина обратилась в полицию, правоохранители возбудили уголовное дело о мошенничестве. А можно ли вернуть деньги, если известна карта, на которую улетели средства?
➡️Подпишитесь на Телеграм-канал "Меня не обмануть!".
Крайний — дроппер
Оказывается, можно, и это достаточно распространенная практика. В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ человек, который, не имея на то законных оснований, приобрел имущество или получил деньги за счет другого лица, обязан вернуть средства (неосновательное обогащение).
Как объясняют в Киберполиции России, если в ходе расследования уголовного дела о мошенничестве стали известны данные дроппера, можно (и нужно) постараться возместить потерю — любой гражданин вправе самостоятельно обратиться в суд для взыскания с дропа средств как незаконного обогащения.
— С дроппера может быть полностью взыскана сумма, пришедшая на его карту, поскольку он получил возможность распоряжения чужими денежными средствами и распорядился ими по своему усмотрению. А то, что владелец карты получил жалкие крохи от этой суммы, потерпевшего не должно волновать. Верховный суд РФ в обзоре за 2019 год указывал, что в подобных делах истец должен доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а тот, наоборот, подтвердить наличие законных оснований для приобретения такого имущества (получения денег) либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату. Если дроппер отдал карту мошенникам, он все еще может пользоваться счетом и распоряжаться деньгами, которые на нем лежат. Следовательно, если владелец карты получил деньги потерпевшего на свой счет, то обязан вернуть их в полном объеме, — объяснила юрист Елена Никоненкова, эксперт по вопросам финансов и недвижимости.
К примеру, осенью 2025 года прокуратура Хабаровского края через суд добилась взыскания с жительницы Нижегородской области 195 тыс. руб., которые пожилой хабаровчанин перечислил инвестиционным мошенникам. Также в иск включили проценты за пользование чужими деньгами. А в ноябре 2024 года районный суд в Омской области по иску прокуратуры обязал дроппера из Нижегородской области вернуть почти 2 млн рублей пенсионерке, перечислившей деньги на его счет по наводке лжеброкера.
В тему:
Сначала доказать вину, затем взыскать деньги
Итак, потерянные средства можно взыскать в рамках уголовного процесса. 5 июля 2025 года вступили в силу изменения статьи 187 Уголовного Кодекса К РФ («Неправомерный оборот средств платежей»), направленные на борьбу с дропперством. По словам Елены Никоненковой, если дроппер привлекается к уголовной ответственности по этой статье, должен быть доказан умысел на совершение мошеннических действий в отношении потерпевшего со стороны лиц, купивших его карту. В качестве показательного примера юрист приводит решение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции 2025 года. 23-летний дроппер, найдя незаконную подработку в мессенджере, за 2000 рублей продал неизвестным свою карту, а с ней и доступ к онлайн-банку. Парень признал вину и совершил явку с повинной. Суд первой инстанции признал молодого человека виновным в неправомерном обороте средств платежей. Но с такой позицией не согласился Кассационный суд.
— Судья пришел к выводу, что уголовная ответственность по статье 187 УК РФ возможна только при доказанности умысла дропа на совершение мошеннических действий, а в материалах уголовного дела не было доказательств того, что, передавая банковскую карту, дроппер достоверно знал, что она будет использоваться для противоправных действий. Кассационной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и прекратил уголовное дело в связи с отсутствием в действиях подсудимого состава преступления. Значит, деньги жертвы с такого дроппера взыскать не получится, — объяснила эксперт.
А вот если вина дроппера доказана, то потерпевший может заявить гражданский иск в уголовном процессе, при удовлетворении которого в пользу жертвы обмана будет взыскан материальный вред в сумме, поступившей на карту, подчеркнула Елена Никоненкова.
Кстати, в декабре 2025 года Конституционный суд РФ постановил, что пострадавшие от телефонных мошенников вправе подавать гражданские иски по незаконному обогащению к соучастникам преступлений, включая дропперов, по месту своего жительства, а не по месту регистрации ответчика. Таким образом, расширены возможности жертв мошенников по взысканию похищенных средств.
С другой стороны, нужно трезво оценивать возможности дроппера выплатить долг, особенно крупный. Взыскание денег жертв с пособников мошенников строится по стандартному механизму — после решения суда исполнительные документы поступают приставам, которые арестовывают счета, банковские карты, имущество и разыскивают активы должников. Если у человека нет средств для немедленного возврата, выплаты возможны за счет будущих доходов или реализованного имущества. Если дроппер несовершеннолетний, то выплачивать долг придется родителям. К примеру, с 9 дропперов, в том числе молодой матери по суду в пользу Ларисы Долиной, обманутой мошенниками, должны взыскать почти 50 млн рублей. Одна из них, жительница Казани, сдала карту в аренду за 10 тысяч рублей и теперь должна 15 млн рублей с процентами. Большой вопрос — сколько 23-летняя девушка будет их отдавать и сможет ли это сделать вообще.