Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О САМОКРИТИКЕ

21 января 1835 года император Николай Первый подписал указ, в котором велел "взыскивать впредь по двести рублей за каждый удар, невинно данный". Осенью 1835 года писатель Николай Гоголь начал сочинять комедию "Ревизор", в четвёртом действии которой жена унтер-офицера Иванова заявляет, что её высекли по ошибке, и требует уплаты штрафа. Сколько бы невинно данных ударов ей ни досталось, а по двести рублей за каждый она претендовала на целое состояние...
...и городничий клялся мнимому ревизору: "Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я её высек; она врёт, ей-богу врёт. Она сама себя высекла". Смешно. А кто помнит и любит русскую литературу, тот особенно порадуется заметке насчёт реалий отечественной жизни, описанных в №224 газеты "Орловский вестник" за 1890 год: Любопытна следующая картина из деревенских нравов. Крестьяне Дисненского уезда Смоленской губ. Б., А. и В., получив довольно изрядную сумму денег за разработку леса, пропили их. Возвращаясь домой с пустыми карманами, они завели разго

21 января 1835 года император Николай Первый подписал указ, в котором велел "взыскивать впредь по двести рублей за каждый удар, невинно данный".

Осенью 1835 года писатель Николай Гоголь начал сочинять комедию "Ревизор", в четвёртом действии которой жена унтер-офицера Иванова заявляет, что её высекли по ошибке, и требует уплаты штрафа. Сколько бы невинно данных ударов ей ни досталось, а по двести рублей за каждый она претендовала на целое состояние...
...и городничий клялся мнимому ревизору: "Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я её высек; она врёт, ей-богу врёт. Она сама себя высекла".

Смешно.

А кто помнит и любит русскую литературу, тот особенно порадуется заметке насчёт реалий отечественной жизни, описанных в №224 газеты "Орловский вестник" за 1890 год:

Любопытна следующая картина из деревенских нравов. Крестьяне Дисненского уезда Смоленской губ. Б., А. и В., получив довольно изрядную сумму денег за разработку леса, пропили их. Возвращаясь домой с пустыми карманами, они завели разговор на тему, что, вот, мол, все люди трудятся, запасают добро, а мы, лентяи, пропили свои трудовые денежки.
После этих рассуждений Б., как старший летами, воскликнул: «Эх, братцы, стоит нас бить и крепко бить, да некому».
Остальные согласились с его мнением. Тогда Б. предложил товарищам отпустить друг другу по 25 ударов розог и в ближайшем леску, который они только что прошли, исполнить это решение.
Товарищи одобрили его предложение и возвратились в указанный лес. Под розги первый лег Б. и, сбросивши верхнюю одежду, стойко выдержал свою кару.
За ним лег А. и тоже терпеливо перенес жестокие удары.
В. же, почувствовав, что не выдержит присужденного ему наказания, задумал, высекши товарищей, бежать. Но не тут-то было: товарищи поймали его и за такой коварный поступок решили усугубить кару. Его избили до крови.

О темпора, как говорится, о морес.

Тут и добавить нечего...
...кроме анекдота, который рассказали мне белорусы — ветераны Великой Отечественной войны, когда я собирал материалы о лагере смерти "Собибор".

Дисненский уезд, относившийся вообще-то к литовскому Вильно, после распада Российской империи пару раз менял территориальную принадлежность и сейчас относится к белорусскому Витебску. Поэтому я вспомнил, как тамошние ветераны посмеивались: один белорус — белорус, два белоруса — партизанский отряд, три белоруса — партизанский отряд с предателем.

Почти как в старинной газетной заметке.

-2

Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум". Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.

★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.