Найти в Дзене
Лаврус lavrus.tretyakov.ru

Музейный маршрут. 7 шедевров об Италии

Для русских художников первой половины XIX века поездка в Италию была неотъемлемой частью творческой карьеры. Выпускники Императорской Академии художеств ездили в Рим и другие города Италии, чтобы увидеть шедевры мирового искусства и совершенствовать собственное мастерство. Культуролог Юлия Михаревич рассказала о 7 шедеврах об Италии, написанных русскими художниками. Картины из нашего «Музейного маршрута» можно увидеть в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Фёдор Матвеев (1758–1826) — мастер пейзажа эпохи классицизма, «русский Пуссен», как называли его современники. В 1779 году он стал первым выпускником ландшафтного класса Императорской Академии художеств, удостоенным большой золотой медали. Получив право на пенсионерскую поездку, в 1780 году Матвеев отправился в Рим, где совершенствовался в мастерской немецкого художника Якоба Филиппа Хаккерта. По окончании обучения финансовые трудности вынудили его остаться в Италии. Для заработка Матвеев сопровождал русских аристократов в
Оглавление

Для русских художников первой половины XIX века поездка в Италию была неотъемлемой частью творческой карьеры. Выпускники Императорской Академии художеств ездили в Рим и другие города Италии, чтобы увидеть шедевры мирового искусства и совершенствовать собственное мастерство. Культуролог Юлия Михаревич рассказала о 7 шедеврах об Италии, написанных русскими художниками. Картины из нашего «Музейного маршрута» можно увидеть в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

1. Фёдор Матвеев. Вид Рима. Колизей

Фёдор Матвеев (1758–1826) — мастер пейзажа эпохи классицизма, «русский Пуссен», как называли его современники. В 1779 году он стал первым выпускником ландшафтного класса Императорской Академии художеств, удостоенным большой золотой медали. Получив право на пенсионерскую поездку, в 1780 году Матвеев отправился в Рим, где совершенствовался в мастерской немецкого художника Якоба Филиппа Хаккерта. По окончании обучения финансовые трудности вынудили его остаться в Италии. Для заработка Матвеев сопровождал русских аристократов в поездках по Европе: в 1783 году путешествовал с князем Трубецким во Флоренцию, а через год с князем Вяземским по Европе. В 1807 году Академия в знак признания его заслуг присвоила ему звание академика ландшафтной живописи. Художник следовал приёмам прославленных мастеров, высоко чтил пейзажистов Никола Пуссена и Клода Лоррена, однако не пренебрегал работой с натуры в многочисленных путешествиях.

Пейзажи Фёдора Матвеева выполнены в традициях классицизма, для которого характерен интерес к античным древностям. Художники стремились передать величие прошлого, гармонию и совершенство пропорций античных построек, даже если от них остались только развалины и руины. На картине «Вид Рима. Колизей» Матвеев запечатлел важный центр древнего его мира — амфитеатр Колизей. Он изобразил памятник античности достоверно и узнаваемо, показывая его с археологической точностью. Матвеев, вдохновлённый жизнью в Италии, запечатлел сцены из жизни обычного народа: мы видим монахов перед образом Девы Марии, пасущийся скот, прогуливающиеся пары.

2. Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ангела

Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1825. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1825. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Сильвестр Щедрин (1791–1830), племянник известного скульптора Феодосия Щедрина, поступил в Императорскую Академию художеств в девять лет и окончил её в 1811 году с большой золотой медалью за пейзаж «Вид с Петровского острова». Как пенсионер Академии, он отправился в Италию в 1818 году, где и провёл всю оставшуюся жизнь: сначала в Риме, а с 1825 года — в Неаполе и Сорренто. Щедрин впервые в русской живописи систематически работал на пленэре и изображал наполненные светом и воздухом итальянские виды. Академия не принимала его отход от традиций классицизма, поэтому прекратила выплату пенсиона. Он скоропостижно ушёл из жизни из-за болезни в 39 лет, не успев вернуться в Россию.

В картине «Новый Рим. Замок Святого Ангела» воплотились новые живописные находки Сильвестра Щедрина. Художник сохраняет традиционные три плана, но уделает большее внимание бытовой сцене с людьми в рыбацких лодках. На втором плане виднеется мавзолей императора Адриана. Позднее он был перестроен и стал называться замком Святого Ангела. Он служил папской резиденцией, тюрьмой и сокровищницей. Оттуда открывается знаменитый вид на мост Святого Ангела и грандиозный собор Святого Петра, возвышающийся на дальнем плане картины. Тибр связывает «старый Рим» и «Рим новый». Повседневная жизнь города интересует художника не меньше архитектурных памятников. Он создает их гармоничное единство, подчеркивая, что низкое и высокое, древнее и современное сосуществуют бок о бок и пронизывают друг друга.

3. Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе

Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе. 1828. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галере
Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе. 1828. Холст, масло. Государственная Третьяковская галере

Сильвестр Щедрин жил и работал в Неаполе последние пять лет жизни. Он несколько раз снимал квартиру на набережной Санта-Лючия, которую считал «лучшим местом для пейзажиста», потому что оттуда разворачивался живописный вид на Везувий, море, горы и бурлящую внизу жизнь города. Этот вид вдохновил его на написание «Лунной ночи в Неаполе».

Художник запечатлевает знаменитый вид на Неаполитанский залив, открывавшийся с улицы Партенопе в районе набережной Санта-Лючия в начале XIX века. Это сердце исторического центра Неаполя. Точка обзора находилась рядом с проездом в Королевский сад. На дальнем плане прослеживается холм Пиццофальконе — один из семи исторических холмов Неаполя, на котором располагался район аристократических палаццо и монастырей. Виднеется купол величественной церкви Сан-Франческо ди Паола, доминирующей над площадью Пьяцца-дель-Плебишито. Справа в ночной тьме угадывается силуэт Кастелло дель Ово, самого древнего замка Неаполя, построенного в 1137 году. Он стоит на небольшом островке Мегариде, соединенном с набережной короткой дамбой для обороны острова. Его народное название («Замок яйца») связано не столько с формой, сколько с средневековой легендой о магическом яйце, спрятанном в его фундаментах Вергилием.

Художник несколько раз запечатлевал оживленный Неаполь при свете дня, но на этой картине погрузил город в темноту. В сумраке четко видны очертания набережной и близлежащих зданий. Собравшихся у костра рыбаков художник расположил на переднем плане. Луна и исходящий от неё свет служили одними из главных мотивов в живописи романтизма, делая пейзаж лиричным и добавляя ему чувственности.

4. Александр Иванов. Аппиева дорога при закате солнца

Александр Иванов. Аппиева дорога при закате солнца. 1845. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванов. Аппиева дорога при закате солнца. 1845. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Александр Иванов провёл в Италии почти три десятилетия своей жизни (с 1830 по 1858 год). Прибыв в Рим как пенсионер Императорской Академии художеств, он посвятил себя работе над грандиозным полотном «Явление Христа народу» («Явление Мессии»), создававшимся с 1837 по 1857 год. Иванов активно изучал наследие итальянского искусства: фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, произведения Рафаэля, а также памятники античности в Риме, Неаполе и Помпеях. Однако его интерес был далёк от академического копирования. В поисках предельной достоверности Иванов вышел из мастерской на пленэр, сделав сотни натурных этюдов.

Летом 1845 года Александр Иванов жил в Альбано, городке близ Рима. В письмах художника сохранились его воспоминания о поисках сюжета для будущей картины: «Отыскивая прекрасные места, сильно поражен был видом Рима на девятой миле — в Альбано…» На полотне изображена знаменитая Аппиева дорога, проложенная еще в IV веке до нашей эры. Через нее проходило сообщение Древнего Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. В древности ее называли «царицей дорог», и она была свидетелем триумфальных шествий легионов, движения торговых караванов и походов великих полководцев. Вдоль Аппиевой дороги расположено множество исторических и культурных памятников.

Он запечатлевает древнюю дорогу в момент заката. Солнце, скрытое за горизонтом, заливает землю жарким, золотисто-багряным светом. Уходящая вглубь, к линии горизонта, диагональ дороги создает ощущение бесконечности и исторической протяженности. Едва угадываются очертания монументальных гробниц и молчаливо стоящих по сторонам руин. Атмосферой угасающего дня художник стремился создать образ древней дороги как исторического пути.

5. Иван Айвазовский. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива

Иван Айвазовский. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива. 1842. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Иван Айвазовский. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива. 1842. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Путешествие Ивана Айвазовского в Италию в качестве пенсионера Императорской Академии художеств началось в июле 1840 года с посещения Рима. Он также побывал во Флоренции и Венеции, где познакомился с Николаем Гоголем. Художник жил и работал на юге Италии на протяжении четырех лет, часто возвращаясь мыслью в эту прекрасную страну. Во время пенсионерской поездки он совершенствовал навыки и выработал свой метод. Он обладал феноменальной зрительной памятью и умением наполнить вид живым чувством. Основная работа над полотном проходила в мастерской, где быстрые зарисовки, сделанные на пленэре, превращались в пейзажи со своей сюжетной линией.

Картина «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» является ярким проявлением творческого метода и пейзажного мастерства Айвазовского. Художник запечатлевает узнаваемый вид на бухту со стороны Неаполитанского побережья. Мастерски переданы мягкий свет восходящего солнца, динамичные морские волны и окутанный предрассветной дымкой силуэт Везувия. Украшает пейзаж яркий сюжет —  встреча возвращающегося из моря отца семейства с женой и детьми. Вслед за Сильвестром Щедриным Иван Айвазовский особое место в пейзаже отводит бытовой сцене. Он изображает не безликие фигуры, а персонажей с определенными характерами, что обогащает сюжетную линию произведения.

6. Николай Лаверецкий. Мальчик-неаполитанец с обезьянкой

Николай Лаверецкий. Мальчик-неаполитанец с обезьянкой. 1870. Мрамор.
Государственная Третьяковская галерея
Николай Лаверецкий. Мальчик-неаполитанец с обезьянкой. 1870. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея

Николай Лаверецкий — русский скульптор, представитель позднего академизма. Эту работу он выполнил по заказу Павла Третьякова во время своей пенсионерской поездки в Рим. Художник долго прожил в Италии и в своих скульптурах передавал местный колорит. Интерес к простым людям, их быту и эмоциям нашел свое отражение в его работах.

Особое очарование скульптуре придает выбранный образ ребенка. Мальчик запечатлен в движении, он делает полный решимости шаг вперед, его выражение лица спокойно и уверенно. Контрастирует с состоянием ребенка сидящая у него на плече обезьянка: она прижимает к себе гроздь винограда, боясь её потерять. Вызывает восхищение грация тела мальчика, уверенное движение фигуры, безмятежная улыбка на лице.

Скульптор высоко оценил результаты своей работы. Особенно трепетно он отнесся к выбору материала. Лаверецкий постарался не только найти самый высококачественный мрамор, который ценится у знатоков выше всех остальных, но и показать свое мастерство в его обработке. Выбор материала также связан с отношением мастера к своему герою. Он возвысил его, так как использовал дорогой мрамор, из которого раньше создавали образы высокопоставленных лиц.

7. Лев Лагорио. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима

Лев Лагорио. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1859. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Лев Лагорио. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1859. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Лев Лагорио, сын неаполитанского вице-консула, получил первые профессиональные уроки живописи в феодосийской мастерской прославленного русского мариниста Ивана Айвазовского. После окончания Академии художеств Лагорио на несколько лет отправился за границу, жил и работал в Италии, создавая виды с натуры. За итальянские пейзажи, включая «Вид Рокка-ди-Папа», Императорская Академия художеств в 1860 году удостоила Лагорио звания профессора пейзажной живописи.

Художник изображает Рокка-ди-Папа — древнее местечко близ Рима у подножия горы Монте-Каво, чьи живописные окрестности привлекали многих пейзажистов. В названии местности Кампи-д`Аннибале сохранилась память о некогда располагавшемся здесь лагере карфагенского полководца Ганнибала. Лагорио создает монументальную панораму, следуя канонам академического искусства: высокая точка обзора открывает зрителю величественную и суровую долину с древними руинами, погруженную в состояние вневременного покоя. Горы, озаренные мягким вечерним светом, тонут в сизой дымке, быстрый ручей наполняет бассейн.

Художник был близоруким и использовал бинокль для работы с панорамными видами, однако это не мешало ему запечатлевать увиденное в мельчайших деталях. На переднем плане картины мы видим путника на ослике в сопровождении мальчика-погонщика. Предполагают, что в образе путника художник изобразил себя. Лагорио запечатлел сцены из повседневной жизни итальянцев: женщины полощут белье, одна отдыхает на скамье, другой прячется от солнца в тени, на вершине холма справа работает пахарь. Особенно внимательный зритель увидит пасущуюся козочку. Лагорио виртуозно передаёт световоздушные эффекты. Он выбрал вечернее время и наполнил картину тёплым предзакатным солнечным светом.

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ НА САЙТЕ ЛАВРУС

Лаврус - Музейный маршрут. 7 шедевров об Италии //Текст