Женщина бальзаковского возраста по теперешним меркам - совершенно молодая - всего-то тридцатилетняя! - особа. Как понимаю, в бальзаковские времена это был остро критический возраст. Бальзак же придал ему прелесть, шарм, обаяние и высокий нравственный смысл.
Не помню точной цитаты, но что-то типа того, что молодая девушка потребует от вас всего, а зрелая женщина отдаст вам всё.
Пожалуй, при себе она оставит только одну тайну - своего истинного возраста! На эту тему любили беседовать Анна Ахматова и Фаина Раневская. Опять-таки не помню, где прочитала, в чьих воспоминаниях, что Анна Андреевна с Фаиной Георгиевной считали, что Бальзак пал жертвой женского обмана. Не вообще, упаси Бог, а только лишь в смысле возраста.
Дескать, наверняка, женщина, которой, как полагал галантный Бальзак, было слегка "за тридцать" (удобная в своей неопределенности формула!) имела, скорее всего, добрых четыре десятка лет за плечами!
Ахматова и Раневская строили свою догадку, исходя из того, что сами являлись дамами, а также наблюдали за другими дамами чисто женскими взглядами.
Ну вот не могли женщины так разительно измениться за каких-нибудь сто лет! "Тридцатилетние женщины" у Бальзака ведут себя (и выглядят, предполагали Анна с Фаиной) в точности так же, как в середине двадцатого века вели себя женщины сорокалетние.
Наверное, Ахматовой с Раневской виднее! Хотя лично мне кажется, что за последние пятьдесят лет женщины переменились очень даже сильно. И выглядеть стали значительно моложе и даже вести себя в некотором роде - легкомысленнее.
Сегодня я бы отодвинула бальзаковский возраст лет эдак на... Не хочу обозначать жёстких рамок. Есть у бальзаковского возраста начало, нет у бальзаковского возраста конца)))
А закончу свой поток сознания забавной историей, которую нечаянно подслушала в электричке.
Один паренёк рассказывал другому, что решил позаниматься китайским языком и в связи с этим познакомился на лингвистическом сайте с китайской девушкой. Слово за слово - и они подружились, начали вести длинные философско-лирические беседы, обменялись фотографиями, проводили сеансы аудио- и видеосвязи. Девушка оказалась очень симпатичной, молоденькой, хотя и немножко старше своего собеседника. Пареньку 19 лет, а девушке - 22.
Однако через некоторое время девушка призналась, что ей уже 33, чем привела виртуального кавалера в ступор.
Какой тут вывод сделать, затрудняюсь. Но показалось любопытно и навело на мысль, что героиня этой истории - совсем в бальзаковском духе. Ведь далеко не каждой женщине интересно общаться с человеком, который её много моложе.
Так, может, бальзаковский женский характер - это и не возраст вовсе, а способность увлекаться - в широком смысле, понятно дело! - юношескими идеями и иллюзиями?
На картинках женщин бальзаковского возраста изображает Шедеврум и Алиса. По-моему, очень даже верно!