Найти в Дзене
Роман Апрелев

«Шкатулка императора»: детективная классика военных лет

Я не могу себя назвать ни знатоком, ни любителем детектива. Но последние несколько месяцев я не раз читал зарубежных классиков именного этого жанра. Но поговорить хочу не о том, что понравилось, а об оставившем равнодушным. Или даже вызвавшем легкое раздражение. Джон Диксон Карр (также могли его читать под псевдонимом Диксон Картер) считается одним из главных детективщиков Запада. Вообще он американец, но долго жил и работал в Англии, писал явно в британском стиле и даже совместно с сыном Артура Конан Дойла написал официальное продолжение приключений Шерлока Холмса. Но речь не о них, а о романе «Шкатулка императора». Что значит британский детектив? Чем он отличается от американского? Прежде всего образом главного героя. Вспомните центральных персонажей Дойла и Кристи. Это интеллектуалы, главное оружие которых – мозг. У американцев расследователь чаще вступает в перестрелки или в рукопашную. Он не такой занудный всезнайка, порой его умственные способности не выше средних. Но своего все

Я не могу себя назвать ни знатоком, ни любителем детектива. Но последние несколько месяцев я не раз читал зарубежных классиков именного этого жанра. Но поговорить хочу не о том, что понравилось, а об оставившем равнодушным. Или даже вызвавшем легкое раздражение.

Рисунок В. Скрылева
Рисунок В. Скрылева

Джон Диксон Карр (также могли его читать под псевдонимом Диксон Картер) считается одним из главных детективщиков Запада. Вообще он американец, но долго жил и работал в Англии, писал явно в британском стиле и даже совместно с сыном Артура Конан Дойла написал официальное продолжение приключений Шерлока Холмса.

Рисунок В. Скрылева
Рисунок В. Скрылева

Но речь не о них, а о романе «Шкатулка императора». Что значит британский детектив? Чем он отличается от американского? Прежде всего образом главного героя. Вспомните центральных персонажей Дойла и Кристи. Это интеллектуалы, главное оружие которых – мозг. У американцев расследователь чаще вступает в перестрелки или в рукопашную. Он не такой занудный всезнайка, порой его умственные способности не выше средних. Но своего все равно добивается. Хотя есть и исключения. Например, умник Ниро Вульф ведет почти неподвижный образ жизни.

А детектив, какую бы профессию он в действительности ни имел, с математической точностью вычисляющий преступника, уже поднадоел. Вот ходит он, чему-то ухмыляется, а потом обескураживает собравшихся тем, что уже все понял. Мне как читателю не обидно всякий раз быть в дураках. Я и в жизни нередко впросак попадаю, что ж теперь перед книжкой расстраиваться. Но уже у Конан Дойла этот образ был отчасти вторичен по сравнению с Огюстом Дюпеном Эдгара По. Соответственно, Эркюль Пуаро уже третичен. Дальше прогрессию можно не продолжать.

Рисунок В. Скрылева
Рисунок В. Скрылева

Интрига сочинена безукоризненно. А вот характеры у Карра выглядят плоско. Мое мнение разделяет литературовед Сергей Белов: «Дж. Диксон Карр более полагался на фабулу, чем на характеры, и его имя обычно ассоциируется с «хорошо построенным» детективом, равнодушным к реальным социальным проблемам».

Рисунок В. Скрылева
Рисунок В. Скрылева

Да, это довольно старая книга, написанная еще в 1942 году. Не скажу, что именно в эту военную пору читатель был так уж наивен. Пожалуй, такая литература просто помогала отвлечься от суровой реальности. Но сегодня хочется более глубокой психологической проработки. Не говоря уж о стиле. Но я явно слишком многого хочу от развлекательного чтива.