Найти в Дзене

В царстве Морфея: как спят беспозвоночные

После новогодних праздников будильник звучит особенно жестоко. Глаза ещё закрыты, мысли медленные, а тело будто шепчет: «Дай поспать…». А как обстоят дела со сном у других обитателей планеты? Например, у тех, кто живёт в океане и даже не имеет позвоночника. Спят ли медузы? Снятся ли сны осьминогам?
В Приморском океанариуме этот вопрос звучит не так уж фантастично. Здесь, как и в природе, каждый

После новогодних праздников будильник звучит особенно жестоко. Глаза ещё закрыты, мысли медленные, а тело будто шепчет: «Дай поспать…». А как обстоят дела со сном у других обитателей планеты? Например, у тех, кто живёт в океане и даже не имеет позвоночника. Спят ли медузы? Снятся ли сны осьминогам?

В Приморском океанариуме этот вопрос звучит не так уж фантастично. Здесь, как и в природе, каждый обитатель живёт по своим внутренним часам. И если у животного есть нервная система, значит, ему необходим сон. Причём правило простое: чем сложнее устроена нервная система, тем важнее полноценный отдых. Поэтому даже беспозвоночные находят себе укромные уголки, где можно немного отдохнуть. 

По словам старшего специалиста отдела содержания гидробионтов дальневосточных морей Анатолия Соколова, некоторые высшие беспозвоночные спят почти как люди, у них есть сменяемость фаз сна (быстрой и медленной). Это подтвердили данные электроэнцефалограммы, полученные японскими учеными. 

К таким «соням» относятся головоногие моллюски, высшие (десятиногие) раки, паукообразные и насекомые. Наблюдая за ними, биологи замечают удивительные детали: во сне у животных подёргиваются усики, вздрагивают конечности, двигаются глаза. В эти моменты особенно хочется поверить, что беспозвоночным действительно что-то снится. Возможно, охота, побег или тихие глубины океана.

-2

Но что делать тем, у кого всё устроено проще? Медузы, актинии и другие примитивные организмы не могут закрыть глаза или свернуться клубком. Их сон — это замедление. Движения становятся редкими, реакции – вялыми, активность снижается. Тем не менее, даже такой сон жизненно необходим для нормальной работы их нервной системы. Единственные, кто никогда не спит — губки. Причина проста: нервной системы у них нет вовсе.

Особое место в этой истории занимает перевёрнутая медуза кассиопея (Cassiopea andromeda). У неё нет головного мозга, но есть нервная сеть, состоящая из нескольких тысяч нейронов, разбросанных по телу и щупальцам. В экспозиции «Эволюция жизни в океане» можно заметить, как кассиопеи «засыпают»: они не замирают полностью, а лишь замедляют ритм сокращений купола и движений щупалец. Такой сон приходит к ним каждые 4–6 часов. 

-3

А теперь представьте другого героя океанских глубин — осьминога. Умнейшего из беспозвоночных, обладателя около 500 миллионов нейронов. Это чуть меньше, чем у кошек и врановых птиц, но несоизмеримо больше, чем у медуз. Для сравнения: человеческий мозг использует около 86 миллиардов нейронов и в том числе для того, чтобы задаваться вопросом, что такое сон, и зачем он нужен.

Когда осьминог засыпает, он словно растворяется в тишине: глаза закрываются, щупальца подворачиваются, тело приобретает ровную тёмную окраску. Если задержаться у аквариума, можно заметить, как под закрытыми «веками» у них двигаются глазные яблоки, почти как у человека во время сновидений, а присоски щупалец едва заметно вздрагивают. 

-4

Увидеть спящих головоногих можно в зале осьминогов экспозиции «Японское (Восточное) море». Иногда они позволяют себе дневной сон, при условии, что вокруг спокойно. Осьминоги не знают, что такое бессонница, если посетители соблюдают простые правила: не стучать по стеклу и не ослеплять животных вспышками фотокамер.

И, возможно, наблюдая за размеренным дыханием и медленными движениями этих удивительных созданий, вы вдруг поймаете себя на мысли: океан спит вместе с ними. И сон — это универсальный язык жизни, понятный даже тем, у кого нет ни позвоночника, ни мозга в привычном нам смысле.

-5