Найти в Дзене
vTs

Балтийские мушкетеры.

начало предыдущая публикация Он повел ребят в свою квартиру, которая оказалась очень чистой и комфортной, чего никогда не скажешь, видя здание снаружи. Хозяин указал ребятам на стол, а сам включил чайник. - У вас и электричество есть? – Леня кивнул на телевизор. - Есть, почему не быть. Когда ликвидация шла, эти здания оставили в сети, а потом не отключили. Ну как не отключили, где-то просто отрезали у столба и все, а тут я попросил не отключать, пока я на дежурстве. Потом Союз распался, а обо мне все забыли. Да и сейчас не вспоминают. Что им до заброшки, кто хочет здоровьем рисковать. - А не скучно тут одному? - Так, когда скучать? Днем дела есть, то подлатать что-то, то за дровами, а летом – так у меня огород здесь. Сам себя кормлю. - На одних овощах? - Курей держу, кроликов. Коза есть, я тут половину здания отремонтировал, так что всем места хватает. - Вы обещали рассказать, как получилось, что вы тут остались. - Да как-то само собой вышло. Приехал сюда в первой волне ликвидаторов, я
Фото автора
Фото автора

начало

предыдущая публикация

Он повел ребят в свою квартиру, которая оказалась очень чистой и комфортной, чего никогда не скажешь, видя здание снаружи. Хозяин указал ребятам на стол, а сам включил чайник.

- У вас и электричество есть? – Леня кивнул на телевизор.

- Есть, почему не быть. Когда ликвидация шла, эти здания оставили в сети, а потом не отключили. Ну как не отключили, где-то просто отрезали у столба и все, а тут я попросил не отключать, пока я на дежурстве. Потом Союз распался, а обо мне все забыли. Да и сейчас не вспоминают. Что им до заброшки, кто хочет здоровьем рисковать.

- А не скучно тут одному?

- Так, когда скучать? Днем дела есть, то подлатать что-то, то за дровами, а летом – так у меня огород здесь. Сам себя кормлю.

- На одних овощах?

- Курей держу, кроликов. Коза есть, я тут половину здания отремонтировал, так что всем места хватает.

- Вы обещали рассказать, как получилось, что вы тут остались.

- Да как-то само собой вышло. Приехал сюда в первой волне ликвидаторов, я успел и на реакторе поработать, и позже на дезактивации. Ну а потом сюда перебросили. Так я застрял на некоторое время.

- Какой-то короткий рассказ о целой жизни. Неужели нет ничего интересного за это время?

- А что для вас интересно? Как горел реактор? Никто тогда не говорил, что это опасно для жизни, люди просто стояли и смотрели на пожар. Пожарные приехали без радиационной защиты, все они были обречены, как и остальные, кто тут жил и работал. Когда прибыло мое подразделение пожара уже почти не было, мы прибыли на второй день, но нужно было до конца закрыть возгорание. С работой сброса песка в реактор не справлялась техника, роботы не могли работать на крыше, не выдерживала автоматика. И тогда пошли люди.

- Люди сильнее роботов?

- Люди прочнее микросхем. Должен сказать честно, что работали там не только военные и пожарные. Главный инженер работал вместе с нами, он надевал скафандр и шел на крышу реактора, чтобы сбрасывать мешки с песком.

- И что с ним стало? Он выжил?

- Нет. Я слышал разговор в душевой, где проводилась очистка от радиации, говорили две нянечки, которые мыли нас. Одна сказала дурой: «Я его мою, а он все светится. А потом и говорит, не трать на меня время, я уже не жилец. Вон пацанам помогите, им еще жить.» Да, совсем забыл сказать, скафандры, в которых мы работали, были привезены из центра космической подготовки. В них работали в открытом космосе, и они удерживали радиацию, а возле блока не справлялись.

Энергоблок 1986 год
Энергоблок 1986 год

- А сейчас? Тут высокая радиация?

- Не скажу, что ее нет совсем, но и уровень не такой большой, чтобы получить смертельную дозу.

- Значит главный инженер умер тогда?

- Если я правильно помню, то через короткое время, в больнице уже. Отказали почки, потом другие органы. Много тогда погибло, не столько во время самой аварии, сколько при ликвидации. А другие еще много лет после нее умирали от последствий. Мы не только гасили пожар в блоке, но и позже занимались дезактивацией зоны вокруг Припяти. Вот так я и попал сюда. А потом решил остаться навсегда.

- Но почему? Один, какие последствия может вызвать радиация вы не знали, так почему?

- Я принимал это решение осмысленно. Тогда ходили только слухи, о том, как действует радиация, вот и решил не рисковать. Первое, это то, что кто-то сказал, мы можем «фонить» и от этого пострадают люди рядом с нами. Второе, что я теперь бесплоден и не имею права держать жену. И самое интересное – что если остаться в зоне радиации, то проживешь дольше, как будто тебя законсервировали. Навредить родителям я не хотел, жены не было, но меня ждала девушка. Я хорошо ее знал и понимал, что она не оставит меня, особенно если я останусь инвалидом, а быть обузой я не хотел, да и сейчас не хочу. Вот и решил остаться здесь. Знаю, что меня объявили пропавшим без вести, а родители стали получать за меня пенсию.

- Значит вы поддерживали с кем-то связь?

- Один из офицеров подразделения, которое стояло здесь, помог мне исчезнуть. А потом несколько раз приезжал, рассказывая о родителях. Перед самым отделением Украины он приехал ко мне и остался тут до самой смерти. К моему сожалению он прожил всего пять лет. Мы с ним починили несколько машин, стоящих в Припяти, одна и сейчас на ходу, стоит за домом, я для нее сделал навес. Мы ездили на ней в город и привозили необходимое. Не стоит говорить, что мы мародеры, мы не грабили дома, не продавали найденное. Брали только то, что нам реально нужно. Например, посуду, что-то из мебели. В первые годы я нашел несколько комплектов постельного белья и одежды. А еще брали инструмент. Без него я бы не выжил.

- А сейчас хотели бы что-то узнать о родных? Может поехать к ним?

- Не могу поехать, документы старые, животные мои не могут без меня.

- А если вас не станет, что с ними будет?

- На старой ферме живет целая семья, они приходят ко мне раз в неделю, вот я и попросил, если меня не станет, похоронить рядом с другом, я могилу выкопал и домовину подготовил, да и животных моих к себе забрать.

- Значит мы вам помочь ничем не можем?

- Есть одна просьба, правда не совсем моя. Если сможете помочь, буду очень благодарен.

- Постараемся, а в чем просьба?

- Друг мой письмо оставил, хотел, чтобы его родным отправили, но я не смог найти способа. Может у вас получится?

- Это простая просьба, положим его в новый конверт и на почту отнесем. А оно в какой город?

- В Ленинград. Его семья жила на Наличной улице. Говорил, что из окна его комнаты был виден Финский залив.

- Так мы сами из Питера, отнесем и отдадим из рук в руки.

- Питера? Ленинград переименовали?

- Давно. А вы не видели по телевизору?

- Тут нет Российских программ, только местные и Польские. Я их смотрю теперь без проблем, выучил оба языка.

- Это же хорошо, развиваете свой мозг. А еще у вас так много книг, вы их читаете?

- Эти почти все прочитал, в этом же здании была библиотека, я перенес стеллажи в соседнюю комнату, сделал там себе кабинет. И то, что прочитаю, ставлю туда или оставляю здесь. Надо еще один поднять, места мало.

- Давайте мы поможем, хоть польза от нас будет.

Мальчики встали пошли на первый этаж, через некоторое время принесли сначала один стеллаж, потом второй. Поставили его в соседней комнате, вдоль стены, а девочки стали расставлять книги, под руководством хозяина дома.

- Вот спасибо, это огромная помощь. А то в той семье, что тут поселилась, отец с поврежденной рукой, а остальные женщины и дети, не помощники совсем.

- Может и вашим родным письмо от вас переслать?

- Родителей уже нет в живых, там только сестра может остаться. Нужно ли ей что знать обо мне? Жила столько лет, думая, что меня нет в живых, пусть и дальше так.

- Но ведь она считает, что вы пропали без вести, а значит есть надежда на возвращение. Она и сейчас ждет, я уверена, - тихо сказала Наташа. По обеим

- Хорошо, тогда давайте так. Все эти годы я писал дневник, дайте мне несколько минут, я допишу к нему сопроводительное письмо для сестры. Дам тот адрес, где мы все жили в 1986 году, и все, что о ней помню. Найдите ее, передайте письмо и дневник. Дневник можете почитать, я не против.

Он вышел в кабинет и прикрыл за собой дверь.

- Думаете мы тут по какой причине? Найти его сестру или первое письмо передать?

- Может быть по обеим, не будем гадать. Как я понимаю у него телефона и интернета нет. А у той семьи?

- Надо спросить. Ты хочешь позвонить и рассказать, что у нас получилось? – Догадалась Света.

- Именно так. Он уже идет, давай спросим.

- Вот письмо друга, там есть номер телефона. Это мой дневник, а вот письмо к сестре. Тут ее адрес, фамилия до и после замужества. Больше я ничего не знаю.

- Скажите, а у ваших соседей есть мобильный телефон?

- Есть, взяли с собой, на экстренный случай. А зачем вам?

- Хотели позвонить им и рассказать, как выполнили ваши поручения.

- Я их номера не знаю, но они мне оставили вот такой листок, говорят тут их адрес в интернете, вроде так.

- Это даже лучше, мы им напишем письмо, предупредите их, отправитель будет Принц Балтики. – Леня написал на чистом листе как пишется его ник.

Попрощавшись с ликвидатором, ребята отправились в обратный путь. Уже с окраины бывшего поселка Света оглянулась и увидела далекий свет, из окна бывшего сельсовета. Человек выбрал свой путь, свою жизнь, решил, как будет похоронен, он достоин, чтобы о нем знали и помнили.

продолжение следует

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Это помогает развитию канала