Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Бессознательное по Зигмунду Фрейду и Милтону Эриксону

У З.Фрейда бессознательное — это темное вместилище вытесненных конфликтов, психотравм и неприемлемых желаний (животных, агрессивных, сексуальных), которые мощно влияют на поведение человека. Короче говоря, вся эта прелесть проскакивает мимо контроля сознания и полноводными реками регулярно хлещет в наши жизни. Как сказала одна преподавательница в университете – «Нельзя представлять бессознательное как мешок г@вна между ног, но как будто так оно и есть». Крутая метафора, не правда ли? И если дедушка Фрейд с его сигарой не нуждается в представлении – отец психоанализа – каждый знает. То про Милтона Эриксона стоит сказать два слова – тоже гений, является отцом Эриксонианского (недирективного) гипноза, в свое время произвел революцию в гипнотерапии. Дак вот, Эриксон видит бессознательное — как бесконечно мудрое, доброе. Бессознательное – как некий позитивный, ресурсный внутренний склад, наполненный жизненным опытом, навыками, потенциалом личности. И это «богачество» может быть использовано

У З.Фрейда бессознательное — это темное вместилище вытесненных конфликтов, психотравм и неприемлемых желаний (животных, агрессивных, сексуальных), которые мощно влияют на поведение человека. Короче говоря, вся эта прелесть проскакивает мимо контроля сознания и полноводными реками регулярно хлещет в наши жизни.

Как сказала одна преподавательница в университете – «Нельзя представлять бессознательное как мешок г@вна между ног, но как будто так оно и есть». Крутая метафора, не правда ли?

И если дедушка Фрейд с его сигарой не нуждается в представлении – отец психоанализа – каждый знает. То про Милтона Эриксона стоит сказать два слова – тоже гений, является отцом Эриксонианского (недирективного) гипноза, в свое время произвел революцию в гипнотерапии.

Дак вот, Эриксон видит бессознательное — как бесконечно мудрое, доброе. Бессознательное – как некий позитивный, ресурсный внутренний склад, наполненный жизненным опытом, навыками, потенциалом личности. И это «богачество» может быть использовано для решения проблем клиента.

Итак, Фрейд видел бессознательное как источник неврозов (т.е. метафорических «какашек»), Эриксон — как источник исцеления и роста.

И где же тогда истина?

А она, видимо, и как часто это бывает при полярных точках зрения – где-то посередине.

Да, там есть внутриличностные конфликты и психотравмы, и наши негативные бессознательные установки, которые интенсивно влияют на нашу сегодняшнюю жизнь, минуя контроль сознания. Отхватили постравматический стресс (ПТСР) – ушел в бессознательные структуры и все – здравствуй фобия, например – боимся самолетов/близости/купаться/маленьких отверстий в блинах. Здесь прав д.Фрейд.

И в тоже время бессознательное содержит множество неосозноваемых положительных программ, они также грандиозно влияют на наши жизни. И тут уж мы приветствуем вдохновение, творческое мышление, ощущение полета, деятельность из интереса/любопытства; положительное самопредставление... Сюда смотрел Эриксон.

А наша задача в терапии – исцелить травмы из «плохого раздела» бессознательного, перевести в прекрасные установки «мудрого» бессознательного. И радоваться своим успехам (не виноватиться о них, не саботировать себя), быть на своей стороне, уметь поддержать себя при промахах… в общем, бесконечно неосознано любить себя (за что же это любить-то себя? – как говорится - не за что, а просто так!).

Автор: Носницина Марина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru