Найти в Дзене
Записки о явлениях

"Я пришел дать вам волю" — очерк о книге Василия Шукшина

Каждый рассказ, каждое слово Василия Макаровича — это пуля, вострая сабля, разящая наотмашь, до самой кости. С первой строчки роман о восстании Разина погружает в бесконечность русского горя, и страницы эти страшны и ... прекрасны художественной силой. С них сочится кровь изможденного народа, но и доносится тихий плес воды древних рек Дона и Волги, на них разливается широким паводком и жестокость, но живет и грусть, и потаенное, неистребимое желание человека к свободе. Шукшин находит нужные слова для диалога между человеком из 17 века и современностью, потому что тема эта вечная и вызывающая множество споров и моральных дилемм. И это не гордиев узел, что можно с легкостью разрубить. "Я пришел дать вам волю!" — кричит в ярости, пробужденной жалостью, атаман Степан Тимофеевич. И его слышали, и шли обездоленные, забитые наши предки, смутно представляя себе конец, но в тот момент отчетливо ощущая свободу в себе самих. Не где-то вдали, эфемерно и отстраненно, не в "мире ином", а здесь, прям

Каждый рассказ, каждое слово Василия Макаровича — это пуля, вострая сабля, разящая наотмашь, до самой кости. С первой строчки роман о восстании Разина погружает в бесконечность русского горя, и страницы эти страшны и ... прекрасны художественной силой. С них сочится кровь изможденного народа, но и доносится тихий плес воды древних рек Дона и Волги, на них разливается широким паводком и жестокость, но живет и грусть, и потаенное, неистребимое желание человека к свободе. Шукшин находит нужные слова для диалога между человеком из 17 века и современностью, потому что тема эта вечная и вызывающая множество споров и моральных дилемм. И это не гордиев узел, что можно с легкостью разрубить.

История Руси написана пронзительными, огненными словами, отпечатывающимися в каждом сердце
История Руси написана пронзительными, огненными словами, отпечатывающимися в каждом сердце

"Я пришел дать вам волю!" — кричит в ярости, пробужденной жалостью, атаман Степан Тимофеевич. И его слышали, и шли обездоленные, забитые наши предки, смутно представляя себе конец, но в тот момент отчетливо ощущая свободу в себе самих. Не где-то вдали, эфемерно и отстраненно, не в "мире ином", а здесь, прямо сейчас. В отличие от книги Сахарова, где в полу-документальной манере подается жизнеописание Разина и события Крестьянской войны 1667-1671 годов, у Шукшина история, как и положено жанру, здесь лишь фон человеческой трагедии и героизма. Ибо и здесь, и всегда, человек идет сквозь собственный мрак, освещая его лишь жаром собственной души. И он пройдет или... падет в бездну.

Образ атамана Разина ни черно-белый, ни простой, ни схематический. Он как и есть — человеческий и глубокий, со всеми страстями, плюсами и минусами, подобный стихии, смерчу. Мастерство Шукшина создавать пронзительных персонажей не подлежит сомнению. Под удалую песню, под мятежные барабаны страшного восстания вкупе с фатальным, роковым шествием сквозь огонь, смерть и пытки, идет лихое войско. Не ангелов, не "презренных воров царских", а тех, кто протянули, как могли, свои руки к спасению от ярма и рабства. К свободе... Но что она есть, свобода эта?

Сам автор оставил свои размышления:
«Разин — это русская трагедия. Сколь способен любить Разин — столь любит народ, породивший его, сколь ненавистны ему страх и рабство, так они прокляты изначально прародителем его — народом. В то далекое время народ не знал, как освободить себя. Не знал и Разин. Если б знал, освободил бы. „Я пришёл дать вам волю“ — и принял топор палача. Разин не может быть жесток исторически. Жесток, повторяю, тот, кто губит из страха и властолюбия.»
Василий Шукшин, писатель-самородок, самобытный творец
Василий Шукшин, писатель-самородок, самобытный творец

Роман стал настоящим испытанием для Василия Шукшина, попытка экранизировать его не удалась, и в тоске он пишет заметку в дневнике: «Фильм закрыли! Все. Пусть отныне судьбу России решают балерины. Па-де-де — С комсомольским задором… ТОШНО» На самом деле Василий Макарович вынашивал идею кинематографического воплощения "Я пришел дать вам волю" давно, но деньги советский Минкульт выдавать не спешил. Уже был готов сценарий, был ясен приблизительный хронометраж (планировались три части), найдены были даже операторы и вероятные актеры для задуманного эпического полотна. Но худсовет медлил, съемки не утвердили. Руку помощи протянул давний друг Сергей Бондарчук, который пообещал помочь с киноадаптацией романа, попросив взамен сняться в "Они сражались за Родину". Тут, конечно, истории разные можно встретить. Но факт остается фактом — задуманного сделать не получилось. Василий Макарович умирает прямо на съемках фильма Бондарчука, и с тех пор фильм про удалого атамана Стеньку Разина так и остался неснятым.

Мои личные впечатления от книги я постарался изложить выше, и трудно сказать, что она может принести нынешнему поколению. Но даже исходя чисто из художественной мощи произведения и мастерства писателя — читать рекомендую. Высшая оценка и вечная память Василию Макаровичу.

А на сегодня все.

Спасибо, что дочитали!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если вам понравилась публикация!