Найти в Дзене

В Воронеже отмечают 135-летие поэта Осипа Мандельштама

Сегодня, 15 января, исполняется 135 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. Осип Эмильевич считал, что поэзия – это сознание
своей правоты. Загадочный, оригинальный, с россыпью отсылок и подтекстов – таков язык поэзии Осипа Мандельштама. Поразительно, но при всей своей сложности его творчество легко воспринимается сознанием – строки надолго врезаются в память, а образы столь красочны, что ещё долго будоражат ум после прочтения. В ноябре 1933 года Осип Мандельштам, в то время успешный поэт, написал эпиграмму на Иосифа Сталина «Мы живём, под собою не чуя страны». Осип Эмильевич прочитал её полутора десяткам человек, включая Бориса Пастернака. Тот отреагировал жёстко: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия». Кто-то донёс на Осипа Мандельштама, и в мае 1934 года его арестовали. Многие историки потом удивлялись, почему поэта сразу не расстреляли за «

Сегодня, 15 января, исполняется 135 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. Осип Эмильевич считал, что поэзия – это сознание
своей правоты. Загадочный, оригинальный, с россыпью отсылок и подтекстов – таков язык поэзии Осипа Мандельштама. Поразительно, но при всей своей сложности его творчество легко воспринимается сознанием – строки надолго врезаются в память, а образы столь красочны, что ещё долго будоражат ум после прочтения.

В ноябре 1933 года Осип Мандельштам, в то время успешный поэт, написал эпиграмму на Иосифа Сталина «Мы живём, под собою не чуя страны». Осип Эмильевич прочитал её полутора десяткам человек, включая Бориса Пастернака. Тот отреагировал жёстко: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия».

Кто-то донёс на Осипа Мандельштама, и в мае 1934 года его арестовали. Многие историки потом удивлялись, почему поэта сразу не расстреляли за «тараканьи усища», «толстые пальцы» и прочие нелестные описания Иосифа Сталина.

Как бы то ни было, но с 1934 по 1937 год Осип Эмильевич жил в Воронеже в ссылке, при этом работал заведующим литературной частью в Большом советском театре (сейчас это Воронежский театр драмы имени А.В. Кольцова). Поэт делал радиопрограммы, а в журнале «Подъём» публиковали его рецензии. Благодаря заступничеству Анны Ахматовой и Бориса Пастернака поэту самому позволили выбрать город, о котором он написал:

«Пусти меня, отдай меня, Воронеж:

Уронишь ты меня иль проворонишь,

Ты выронишь меня или вернёшь, —

Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож…»

В память о знаменитом поэте в городском парке «Орлёнок» столицы Черноземья установлена скульптура, а в Воронежском театре кукол имени В.А. Вольховского идёт спектакль «Мандельштам. Воронежские тетради».

Авель Рабис

Фото - visit-voronezh.ru

Дата публикации оригинала: 2026-01-15