Как-то в комментариях к статье, посвященной подсудимым Нюрнбергского процесса, читатель в комментариях выразил удивление, почему же Рудольф Гесс, заместитель фюрера, просидевший в тюрьме с 1940 года в Англии, сидел в ней потом до своей кончины в очень преклонные года. Мол, он не Дениц или Шпеер, у которых руки по локоть в крови. Фигура очень примечательная, поэтому стоит подробнее остановиться на том, почему Гесс более чем заслужил такое наказание.
Немного биографии
Самый загадочный подсудимый Нюрнбергского процесса Рудольф Вальтер Рихард Гесс (Ней) родился 26 апреля 1894 год» в Египте, в пригороде Александрии аль-Ибрахимии, в семье владельца экспортно-импортной фирмы Importfirma Иоганна Франца Гесса, который, как это часто было у немцев, живших вдали от Германии, придерживался националистических взглядов. Рудольф полностью разделил воззрения отца. Он окончил протестантский интернат в Годесберге, а в 1912 году Высшее коммерческое училище в Невшателе (Швейцария) и затем стажировался в коммерческих фирмах Гамбурга. Ему предстояло наследовать семейное дело, но все перевернуло начало Первой мировой войны.
Уже 20 августа 1914 года с началом Великой Войны Гесс поступил добровольцем — позже он скажет, что просто не хотел заниматься семейным бизнесом — в 7-й Баварский полк полевой артиллерии, затем в конце Первой мировой перевелся в авиацию.
После Гесс в числе тысяч разочарованных и униженных ветеранов примкнул к добровольческому движению — казалось, только эти части могли противостоять надвигавшемуся красному хаосу. Само собой, нацистские идеи Гитлера быстро заразили Гесса. Впервые он встретился со своим кумиром 19 мая 1920 года посетив собрание, где выступал Гитлер. По словам его будущей супруги Ильзы, «он им буквально очарован». Гитлер стал для Гесса всем, «собачья преданность» — так современники характеризовали отношения Гесса и его кумира. Уже в июле 1920 года Гесс стал одним из первых членов нацистской партии. После пивного путча он также как и его кумир отсидел в тюрьме но вышел на свободы довольно быстро, в 1925м году вступил в возрожденную партию. В апреле он стал секретарем Гитлера на постоянной основе, в его обязанности входило представление Гитлера, прием посетителей, в ряде случаев — выступление вместо фюрера, а также завершение работы над «Майн Кампф», которая вышла в свет осенью 1925 года. Роль В Гесса в создании культа фюрера огромна, можно сказать, что он и был вдохновителем кампании по формированию образа Гитлера как высшего и непогрешимого руководителя партии. Гесс учил Гитлера жестикуляции, готовил к важным встречам и т. д. и вскоре стал одним из самых ближайших к Гитлеру людей, фактически «тенью фюрера» (потом так же назовут его преемника — Мартина Бормана).
Заместитель фюрера
20 июля 1929 года Гесс был официально назначен личным адъютантом фюрера — может показаться, что это незначительный пост, но на самом деле, учитывая, что всё в партии было подчинено воле фюрера, влияние Гесса было огромно
Гесс много ездил по Германии по поручениям Гитлера, с 1930 года в его распоряжение был предоставлен собственный самолет. Чтобы подчеркнуть исключительность своего заместителя, Гитлер 22 сентября1933 года приказал отменить для Гесса «титулы рейхслейтера и обергруппенфюрера СС» (правда, I Гесс получил право продолжать носить форму СС) и оставить только звание «заместитель фюрера». Кроме того, 1 декабря 1933 года Гесс стал имперским министром без портфеля.
На новом посту Гесс был причастен ко всем без исключения действиям режима. Он лично участвовал в разработке антисемитских Нюрнбергских законов, и тогда, и позже под всеми декретами и законами,
в Германии, стояла его подпись. После начала войны в сентябре 1939 года во всех выступлениях Гесса звучало то, что что глубинной причиной нового вооруженного конфликта валяются махинации «мирового еврейства».
Больше всего загадок вызвал Гесса в Англию. Многие знакомы с этим событием, но кратко суть дела стоит осветить.
10 мая 1941 года около 18.00 Гесс поднял в воздух свой самолет и вылетел в сторону Шотландии; примерно в 23.00 он выбросился с парашютом и был арестован военными властями недалеко от поместья лорда Гамильтона. Гесс утверждал, что хотел встретиться с одним из британских аристократов Дугласом Дугласом-Гамильтоном 14-м герцогом Гамильтоном и 11-м герцогом Бранди и добиться мирного соглашения между Германией и Великобританией. Версий того, почему был совершен этот перелет, не счесть: сам Гесс утверждал, что сделал это по поручению Гитлера.
Фюрер в тот период неоднократно заявлял в кругу своих приближенных, что для успешного развития Германии необходимо установление прочных дружеских связей с Великобританией и причин для войны между этими державами нет, тем более что на расовой лестнице немецкий и британский народы занимают самые высшие ступеньки и их конфликт — преступав ленив с расовой точки зрения. Но Гитлер любил рассуждать всуе, Гесс же, веривший беззаветно в фюрера, вполне мог принять все это за чистую монету, учитывая, что подобные идеи совпадали и с его собственными. Таким образом, вполне вероятен факт, что Гесс искренне считал, что выполняет волю своего фюрера, но Гитлер об этом не догадывался. Логично, что потом Адольф Гитлер
Как бы то ни было, полет Гесса никаких результатов не принес — Черчилль отказался встретиться с заместителем фюрера. И в итоге Гесс был объявлен военнопленным и размещен 20 мая в казармах Мэрихилл. Затем в 1945м году его привезли в Нюрнберг на трибунал, где он был приговорен к пожизненному заключению.
Конец в тюрьме
Ранее я рассказывал в статье выше о том кто был заключен в международную тюрьму Шпандау по итогам Нюрнбергского трибунала. Продолжил свою отсидку там и Гесс. Получилось так, что с октября 1966 года — и затем в течение 20 лет — единственным заключенным МТШ был Рудольф Гесс. На тот момент ему было уже 72 года, тем не менее никто его не собирался выпускать.
Немного об условиях содержания. Как и любому заключенному, Гессу разрешались свидания с родственниками, для чего также было выделено отдельное помещение.
При этом Рудольфа Гесса охраняли и обслуживал не один десяток человек человек: 20 надзирателей, два секретаря, два повара, два рабочих-электрика, один истопник, один санитар. То есть на его содержание в тюрьме тратились немалые деньги, но выпускать его никто и не думал.
Дежурный врач ежедневно проверял пищу, которую давали Гессу, а непосредственно заключенному ее доставлял и камеру санитар, при обязательном сопровождении надзирателя. Раз в месяц собиралась медицинская комиссия, состоявшая из представителей всех четырех держав, рассматривала жалобы пациента, назначала лечение и т.д.
В марте 1987 года Гесс заболел воспалением легких и ни несколько дней был отправлен в британский военный госпиталь (в сопровождении, естественно, надзирателей), ему шел 93ий год. После лечения он был отправлен обратно в тюрьму. И в этом году его жизнь закончилась довольно странным образом.
Тайна, унесенная в могилу
В понедельник 17 августа 1987 года именно Джордан сопровождал Гесса во время его прогулки. Позднее 93-летний заключенный был обнаружен мертвым в садовом домике. Он сидел н кресле, наклонившись вперед, а вокруг его шеи был обмотан шнур удлинителя, другой конец которого был закреплен па оконной ручке. В результате проведенного внутреннего расследования, в котором главную роль играли американцы, пришли к выводу — это стало официальной версией, — что это самоубийство. Эту версию поставили под сомнение ряд независимых экспертов, а также сын заключенного Вольф Гесс, который до конца своей жизни последовательно и упорно утверждал, что его отца убили спецслужбы.
Многие утверждают, что Гесса якобы убили англичане, которые опасались его освобождения и, как следствие, утечек информации о «миссии Гесса» — его полете к Англию в 1941 году. Самый главный довод в пользу этого - в Англии до сих пор грифом секретно содержатся все материалы, связанные с этим перелетом. Ну и не зря же его держали до конца его дней в тюрьме? Остается еще один вопрос, на который можно ответить более точно – был ли Гесс вменяем?
Вот что об этом говорит Ольга Свидовская, советская переводчица, работавшая на Нюрнбергском процессе, в своих записках: «Как известно, правая рука Гитлера Рудольф Гесс предстал перед судом... сумасшедшим. В зале он тщательно возился с наушниками, прикладывал их к ушам, щекам, носу, клал их на колени, засовывал под мышку, поднимал перед собой — иначе говоря, делал все, что угодно, только не слушал передававшийся синхронный перевод. Гесс тупо смотрел вперед или по сторонам и всем своим поведением имитировал повадки обезьян.На допросах его ответы были невразумительны. Возник вопрос: вменяем ли подсудимый Гесс или нет? А если нет, то можно ли вообще его судить?
Мне пришлось переводить протокол очной ставки, устроенной Гессу с Герингом. Геринг взывал к памяти Гесса, напоминал ему о буколической встрече на закате солнца в горах, где идиллически чирикали птицы, и сидели рядом их нежно ворковавшие жены... «Ты помнишь, Рудольф?» —спрашивал Геринг. «Рудольф» не помнил.
В Нюрнберг съехались врачи с разных концов света на консилиум. Советский Союз представляли Краснушкин, Сепп и Куршаков. Меня отправили с ними в качестве переводчицы.
Экспертиза должна была состояться в зале тайных нацистских заседаний. Это был черный, мрачный зал, в котором сиденья располагались амфитеатром с 2-х сторон. В середине, выдвинутая вперед, была центральная прямоугольная ложа. Напротив, на сцене был экран. Всех попросили ничем не выдавать своего присутствия, не кашлять, не чихать. Затем потушили свет, и на экране нескончаемой чередой пошли нацистские фильмы. Маршировали парады, сжигались на кострах книги, проводились огромные митинги, исступленно кричали нацисты «Хайль!», одерживались победы, гремели ликования... Везде и всюду, в полном блеске своей былой карьеры фигурировал, чуть ли не центральной персоной, Гесс.
Когда в зале было темно и фильмы шли, Гесса впустили в ложу. Через некоторое время, дав ему возможность увлечься воспоминаниями и погрузиться в былое, на него был неожиданно направлен яркий луч света. Идея заключалась в том, чтобы застать выражение его лица врасплох. На лице Гесса, однако, не оказалось никакого выражения... Как я поняла, эксперимент завершился неудачей. В дальнейшем переводить совещания врачей и медицинских экспертов мне не довелось. Как известно, Гесс сам объявил себя нормальным, очевидно, когда понял, что ему удастся сохранить себе жизнь».
Эпилог Гесса, эпилог тюрьмы
После смерти последнего заключенного тюрьму Шпандау незамедлительно стали готовить к сносу. Как пишет Константин Залесский: «За снос отвечала британская администрация, поскольку MTШ находилась в британском секторе, впрочем, сами англичане этим но занимались, а просто заплатили деньги немецкому подрядчику, оставив за собой контроль за его действиями. Вокруг тюрьмы был установлен еще один забор — поскольку сам факт сноса знаменитой тюрьмы сразу же начал привлекать внимание большого числа зевак, власти опасались, что обломки начнут растаскивать на сувениры (как позже произошло с Берлинской стеной). Металлоконструкции были вывезены англичанами на грузовиках на британский военный склад, где были перемешаны с другими и отправлены на переработку; обломки кирпичей отправили на аэродром Гатов, где их размололи и сбросили в море. Работы были завершены к концу сентября, территорию МТШ разровняли, залили асфальтом и открыли здесь автостоянку. В 1988—1990 годах на этом месте был возведен большой торгово-развлекательный центр — «Семейный центр британских войск» (British Forces Families Centre; BFFC), а затем Britannia Centre Spandau. После вывода британских войск, в 1994 году, центр утратил свое название, и сегодня в нем размещается супермаркет Kaufland».
Итак тюрьму снесли, прах Гесса развеян. Заслуживал ли провести большую часть жизни в тюрьме, хотя с 1940го был в плену? На мой взгляд, ответ означен – да. Его роль в становлении нацизма и совершенных данным режимом преступлений огромна, поэтому в его случае то, что он не составил компанию повешенному Риббентропу это уже большая удача. Но вот что за тайны он унес с собой в могилу, узнаем ли мы их когда-либо..на этот вопрос очень сложно ответить