Причины: снижения цен на нефть, сохраняющихся сложностей с расчетами и насыщения российского рынка товарами из Китая.
По данным Национального бюро статистики Китая, положительное сальдо внешнеторгового баланса страны по итогам 2025 года достигло $1,2 трлн, что является рекордным показателем как для Китая, так и для всего мира. В предыдущем году этот показатель составлял $992 млрд. Эксперты из Trading Economics и HSBC предполагают, что такой значительный рост профицита может вызвать негативную реакцию со стороны развитых торговых партнеров КНР. Они уже давно указывают на проблему «избыточных производственных мощностей» в Китае.
Рост торгового профицита КНР был обеспечен прежде всего расширением экспорта — на 5,5%, до $3,77 трлн. Китайский экспорт растёт почти во все страны АСЕАН и Евросоюза. Но сократился в США (главным образом из-за пошлин) и в Россию - на 10,4% (до $103,3 млрд), российские поставки на китайский рынок (импорт КНР) снизились на 3,9%, до $124,8 млрд.
Среди причин проседания импорта из РФ называются снижение цен на нефть и сложности с расчётами. Что касается экспорта Китая в Россию, в 2025 году и китайская, и российская сторона неоднократно заявляли, что многие сегменты российского рынка уже насыщены китайской продукцией.
Как заявил торговый представитель России в КНР Алексей Дахновский, структура российского экспорта в Китай не претерпела кардинальных изменений и по-прежнему опирается на энергоресурсы, однако не стоит воспринимать это как проблему. Россия сохраняет устойчивое положительное сальдо (экспорт превышает импорт) благодаря преобладанию сырьевого экспорта (основа экспорта России в КНР — энергоресурсы (~75-80%)).
То есть Россия так и осталась «сырьевым придатком»: Китай покупает в России в основном природные ресурсы вроде нефти, газа или угля. Россия, наоборот, покупает в Китае высокотехнологичные товары вроде компьютеров, промышленного оборудования и так далее.
Вообще, эксперты называют китайский экономический феномен уникальным случаем в истории, когда во многом ещё отсталая страна диктует свои условия высокоразвитым.
Почему отсталая? В России немногие пропагандисты «китайского экономического чуда» осведомлены о том, что Китай по показателю подушевого ВВП, как в номинальном выражении, так и по паритету покупательной способности, до сих пор уступает России. В Китае относительно меньше людей с высшим образованием и исследователей, чем в России. Ранее я уже отмечал такой показатель, как отсутствие нобелевских лауреатов в Китае, который также свидетельствует об этом.
Китай социально-экономически до сих пор это аналог Англии и США 1930-х, Советского Союза 1960-70-х годов. Но эффект масштаба кроет все эти отставания. Уникальное в Китае одно – его масштаб с населением 1,4 млрд человек.
А ещё тормозом развития Китая до сих пор остаётся низкая производительность труда. В 2011 году политический философ Павел Крупкин так писал об этом:
«Основной ограничитель развития Китая (не считая геополитических проблем) аналогичен тому барьеру, который не смог преодолеть СССР, но преодолела Япония. Данный барьер связан с грамотным освобождением ментального пространства общества от тоталитарного регулирования. Политика властей в этом плане и будет определять коридор движения Китая в предложенной разметке, и почему-то мне кажется, что предел развития СССР – общая подушевая производительность труда на уровне 0,4 от американской – является хорошим ориентиром для прогнозов по Китаю вплоть до его коллапса.
В России же основный вызов развитию связан со сложившимся после последней революции социальным порядком, когда вполне индустриальный ландшафт эксплуатируется методами аграрного общества. При этом креативность не является требуемой характеристикой для консолидировавшегося слоя новой «знати». Вследствие этого перспективы страны будут определяться решением проблем развития и накопления предпринимательской способности в обществе, и расчистки социального ментального пространства от неофеодальных практик».
Сейчас производительность труда в Китае составляет 28-29% от американской. До крупкинских 40% ему ещё расти и расти…
По информации Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) за 2023 год, отставание России по уровню производительности от США составляло 53%. При этом отмечалось, что за последние 25 лет уровень производительности труда в России вырос кратно.
В частности, наиболее высокий уровень производительности (почти $300 тыс. в год на занятого) наблюдался в секторе добычи полезных ископаемых, что примерно соответствовало уровню развитых стран Западной и Северной Европы, но составляло лишь 60% от уровня производительности данного сектора в США.