Название романа звучит довольно претенциозно и несёт в себе чисто библейский смысл. Во-первых, надо начать с того, а что такое преступление с этимологической точки зрения? Преступление образовано от слова «переступить», что в буквальном смысле обозначает «переступить черту». То есть, когда преступник совершает преступление, он переступает определённую черту. Вот здесь Достоевский и будет добираться до истины ‒ какую именно грань должен перейти человек, когда идёт на преступление и, собственно, где она вообще начинается.
Задача Достоевского одновременно художественная и мыслительная, о чём он и заявляет в названии, которое можно разделить на две составляющие — преступление (первая составляющая), после которого непременно должно последовать наказание (вторая составляющая). Стоит рассмотреть смысл названия, если изучать его через призму притчи из Книги Бытия об убийстве Каином Авеля. Оба брата приносили Богу жертвы, но если Авеля Бог в ответ наградил, потому что его жертва была принесена с особым усердием, то жертву Каина Бог отвергнул. В последствии сердце Каина было настолько огорчено, что он пошёл на преступление — убил Авеля. И к этой части можно отнести первую составляющую названия — «Преступление». Если сопоставлять сюжет самого романа с библейским, то здесь можно увидеть фабулу от вышеупомянутой притчи из Книги Бытия. Раскольников тоже приносил определённые жертвы Богу, но награждён был лишь лишениями и страданиями, после чего его душа потерпела раскол, надлом, из-за которого разум обезумел, и он пошёл на преступление подобно Каину, но это мы будем подробнее разбирать дальше в нашей работе, где рассмотрим все этапы преступления.
Что касается второй части названия «Наказание», то по Ветхому Завету Каин несёт то самое наказание после своего преступления. Бог наложил на него Каинову Печать: «…И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». Это означает, что преступник обречён на вечное духовное одиночество, без Бога, но помимо этого, для других людей он тоже неприкасаем, он обречён на мучительное одиночество. Наказание Раскольникова же было иным. Совершённый им грех уже стал его наказанием. Он повис над героем темной тучей и преследовал его, пока тот не выстрадал свой грех и не открыл сердце Богу и искреннему покаянию.
Если рассмотреть смысл названия романа глубже, то можно увидеть, что преступление и наказание не имеют какого-то чёткого разграничения. То есть в романе буквально: наказание Раскольникова начинается уже даже не с момента убийства, а задолго до него — в момент мысли о согрешении. Поэтому Достоевский в названии не разделил эти два слова, а, напротив, соединил их сочинительным союзом «и», как бы намеренно размыв границу между словами. Он даёт нам понять уже заведомо, что преступление — это наказание, а наказание — это преступление. Достоевский союзом «и» поставил между этими двумя понятиями знак «равно», сделав их неразделимыми, одним целым. Ведь это очень важная мысль, потому что в светском мире сначала идёт преступление, а потом за ним, как возмездие, наказание. Но в христианстве они едины, грех — уже есть наказание.
В романе писатель рассматривает все этапы преступления, он пытается найти ту самую точку, в которой и начинается безумие. Стоит отметить, что этот роман было бы неправильно считать психологическим уже только потому, что психология рассматривает поведение человека, его мысли и чувства с точки зрения логики, но если рассматривать душу с христианской точки зрения, то она триедина ‒ разум, чувство и воля. Так вот задача Достоевского ‒ найти тот самый раскол в душе не просто в логике, а во взаимоотношениях разума, души и воли. Поэтому этот роман ‒ больше духовный, нежели психологический.
Итак, задача Достоевского — изучить саму природу преступления, откуда вообще может взяться место для такого богоборческого деяния в душе человека и что всё-таки является наказанием, чем и обусловлено такое название.
Смолий Мария, филолог, автор научно-популярных статей