Лето, жара, пыль, перед твоими глазами достаточно современное противостояние двух передовых армий мира – немецкой и советской, битва с мощнейшей артиллерией и авиацией, и в этой картине неожиданно появляются наши бойцы, что идут в атаку, закованные в сталь, словно какие-то средневековые рыцари, «немного» перепутавшие эпохи.
Казалось бы, время лат и кирас навсегда осталось где-то там, на полях сражений восемнадцатого века, но нет, не осталось...
Речь идет о легендарном нагруднике СН-42. Эта штуковина весила всего три с половиной килограмма – тяжесть, сравнимая с хорошей винтовкой или весом новорожденного ребенка. Согласитесь, таскать на себе такую «гирьку» по жаре – это то еще удовольствие, или ползти по-пластунски по снегу, перемешанному с грязью. Но как ни крути, именно эта тяжесть обещала самое главное – жизнь.
Советское командование на местах верило в этот кусок металла настолько сильно, что требовало «иметь броненагрудники в товарном количестве». Планы были поистине наполеоновскими: кто-то даже говорил о том, что нужно выпустить до трехсот тысяч штук к началу 1943 года! Казалось, что наконец-то найден тот самый философский камень, способный сберечь людей от свинцового ливня.
Но война прошла всего три года, и те же самые бойцы, прошагавшие пол-Европы, будут смотреть на эти стальные листы уже не с надеждой, а с нескрываемым страхом, называя спасительную защиту «смертельной ловушкой» или все той же «консервной банкой».
Так почему же советские «рыцари» вдруг утратили веру в свои доспехи? Почему в 42-м за этот нагрудник готовы были молиться, а уже в 45-м его во всю проклинали? Давайте скорее разбираться в этой крайне запутанной и в то же время увлекательной истории.
Для понимания возникшей ситуации, я бы даже сказал – драмы, нам нужно мысленно вернуться в то самое лето 1942 года, в пылающий Сталинград. Именно там, среди битого кирпича, искореженной арматуры и бесконечных руин, тот самый нагрудник СН-42 пережил свой настоящий звездный час.
Советские инженеры, надо отдать им должное, совершили маленькое чудо. Они создали эти доспехи из кремнистой стали марки 36СГН. За этим сухим техническим названием скрывались листы толщиной всего каких-то пару миллиметров. На первый взгляд – фольга, честное слово! Ладно, чуть потолще фольги. А если серьезно, что вообще могут остановить эти два миллиметра железа?
Не поверите, но именно эта «фольга» на деле творила настоящие чудеса. В условиях жесточайших городских боев, когда враг часто появлялся из-за угла буквально в нескольких метрах, немецкое оружие наконец-то начинало давать сбой. Хваленые немецкие пистолеты-пулеметы МР-38 и МР-40, которыми так любили щеголять фашисты, оказывались бессильны против советской стали.
Вот это поворот, да…? Хотел добавить картинку на эту тему, но не будем приуменьшать серьезность данного открытия. Ведь если посмотреть на отчеты того времени, то обнаружится, что пули калибра 9 миллиметров («парабеллум») просто-напросто плющились о нагрудник, оставляя на зеленой краске лишь злые свинцовые кляксы. Представляете лицо немецкого солдафона, который выпускает очередь в советского солдата, а тот продолжает идти вперед как ни в чем не бывало? Вот и я не представляю.
Бойцы штурмовых инженерно-саперных бригад, которых быстро и метко прозвали «панцирной пехотой», в этой штуковине чувствовали себя практически неуязвимыми. Нагрудник держал удар штык-ножа в рукопашной свалке, отбивал осколки камней и даже мелких мин. Да что там говорить, если даже знаменитый советский ППШ, обладавший страшной разрушительной силой, порой не мог пробить эту броню одиночным выстрелом! Сталь сдавалась только если в одну точку умудрялись всадить очередь из нескольких пуль. Ну что, как вам такое изобретение? Спрашивается, что могло пойти не так…
Не мудрено, что появление сего аксессуара стало настоящим триумфом отечественной оборонки. Товарищ Сталин лично подписал постановление ГКО 8 августа 1942 года о его производстве.
Знаете, где их делали? На Ленинградском заводе ЛМЗ. Вдумайтесь только: в блокадном городе, под обстрелами, голодные люди штамповали стальные щиты для своих товарищей на Большой земле. Это ли не подвиг?
В какой-то момент могло показаться, что у советского солдата наконец-то появилась вторая кожа, которую не прокусить никакому «шмайссеру».
Но пока в Советском Союзе штамповали стальные нагрудники, а советские бойцы ждали прихода более навороченной версии бронезащиты, немецкие оружейники не спали по ночам, чтобы исправить эту «несправедливость», ведь те понимали, что старые правила игры больше не работают. Пистолет-пулемет слишком слаб на дистанции и против брони, а винтовка – слишком медленная и неповоротливая. Тогда-то они и создали нечто, что навсегда изменит лицо и текущего, и всех последующих сражений.
Именно в это время был создан гибрид – Sturmgewehr 44 (StG 44), если кто не знал, это была первая в мире массовая штурмовая винтовка под патрон 7,92 мм Kurz.
Этот патрон, который называют «промежуточным», стал настоящим приговором абсолютно для всех стальных доспехов тогдашней РККА. Ведь новоиспеченный зверь сочетал в себе скорострельность автомата и пробивную мощь, близкую к винтовочной.
Трагедия разыгралась чуть позже, когда фронт уже покатился на Запад. На дворе стоял 1945 год, шли ожесточенные бои за немецкий город Бреслау (нынешний польский Вроцлав). Советские штурмовики по старой памяти надевали свои проверенные в боях СН-42. Они шли в атаку, свято веря, что сталь на груди спасет их, как спасала в Сталинграде, как спасала на Курской дуге...
Но дистанции изменились, да и оружие у врага стало другим. Немецкие пули из новеньких «штурмгеверов» прошивали нагрудники насквозь с расстояния в 250–300 метров. Таким образом то, что раньше было щитом, превратилось в бумагу.
Отчет 309-й стрелковой дивизии, составленный по итогам тех страшных боев, сегодня читается как эпитафия. Командиры полков сухо, по-военному констатировали факты, за которыми стояли десятки нелепых и страшных гибелей:
«За три дня имеется ряд случаев прямых попаданий... последние пробивались, и бойцы, пользовавшиеся ими, получали смертельное поражение». После чего в итоговом документе появилась страшная фраза: «СН-42 утратил веру в свои защитные свойства».
Думаю, что у многих из моих читателей наверняка возникает резонный вопрос: а почему их просто не сделали толще? Ну, добавьте вы еще пару миллиметров стали, усильте броню! После чего все снова заиграет теми красками, которыми игралось в начале материала.
Ответ, увы, кроется в простой физике и жестокой экономике сражения. Чтобы остановить пулю из StG 44, толщину стали пришлось бы увеличить настолько, что нагрудник стал бы просто неподъемным. И, как вы понимаете, нельзя штурмовать дом, бегать по этажам и кидать гранаты, когда у тебя на шее висит мельничный жернов весом в полпуда.
К тому же, давайте будем честны, если смотреть на весь перечень оружия того времени, то против самой обычной немецкой винтовки Mauser 98K нагрудник был бессилен изначально, ведь и она пробивала его с 400 метров как картонку.
Да, все те же СН-42 еще пригодились на Дальнем Востоке в 1945-м против японцев, у которых, к счастью, не было таких мощных автоматов, как у немцев. Но так или иначе эпоха рыцарей окончательно закончилась.
Не знаю как для вас, но как по мне в этой истории есть какая-то горькая, я бы сказал, злая ирония: ведь броня СН-42 была создана под конкретную угрозу – немецкие пистолеты-пулеметы. И именно ее массовое появление, возможно, подстегнуло немцев быстрее внедрять оружие с более мощным патроном. Щит породил более острый меч, который этот щит и расколол в щепки.
Правда, глядя на историю вооружений и защиты от них же, очень легко просматривается картина противостояния того самого щита и меча, но если в начале это и вправду были тот самый щит и меч, то после это стал патрон и бронеплита, а еще немного погодя появится сверхзвуковой снаряд и то, что будет его сбивать в небе.
Что до нашей сегодняшней истории, то человечеству понадобилось еще двадцать лет и открытие принципиально новых материалов – все того же кевлара или более дешевой керамики, – чтобы бронежилеты вернулись в армию и стали нормой. Но тогда, в победном 1945-м, от стальных доспехов отказались не потому, что идея была плохой. От нее отказались потому, что враг адаптировался быстрее, чем сталь успевала эволюционировать. В конечном счете на пылу сражений выживает не тот, кто лучше защищен, а тот, кто быстрее меняет правила игры.
Ну что, как вам история про советских «киборгов» 40-х годов? Знали про такие нагрудники или думали, что бронежилеты – это изобретение современности? Пишите свое мнение в комментариях.
Не забывайте про ваши лайки, репосты и комментарии. Ваша активность очень важна как для меня (автора канала), так и для продвижения самого канала. Подписывайтесь, чтобы не упустить новые материалы, а также помочь мне с развитием действительно стоящего проекта.